Эксперты увидели в «крайней мере» по Литве шанс поссориться с Китаем
17 июня Литва закрыла транзит санкционных товаров в Калининградскую область. Тогда Алиханов заявил, что запрет транзита через Литву коснулся от 40 до 50% всех наименований. В России пригрозили ответными мерами, которые «окажут серьёзное влияние на население Литвы».
Вильнюс заявил, что не вводил дополнительных ограничений, а только «последовательно применил санкции ЕС». Республика заявила, что «сухопутный транзит между Калининградской областью и другими регионами России не остановлен и не заблокирован и транзит пассажиров и грузов, не попавших под санкции ЕС, продолжается».
5 июля Алиханов сообщил, что в качестве самой крайней меры Россия готова полностью заблокировать движение грузов в сторону Прибалтики через РФ. Он сказал, что работа портов очень важна для литовской экономики и это сильно ударит по республике.
Замглавы комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа пообещал «Секрету», что Россия предпримет ряд шагов, которые скажутся на литовской экономике. И в итоге местные политики «очень сильно пожалеют». На вопрос, рассматривается ли вариант ограничения транзита литовских грузов через Россию, он ответил: «Да, конечно».
Мнения экономистов
Эксперт по международной и региональной экономике, кандидат географических наук Александр Савченко назвал ограничение транзита литовских грузов через Россию неадекватной мерой. По его словам, всё дело в объёмах.
«Калининградская область висит на литовском транзите. Гораздо интереснее запрет транзита через белорусскую территорию коридора Литва — Польша. Это было анонсировано, но белорусские коллеги мне прямо не ответили, как обстоят с этим дела», — заявил эксперт. Он напомнил, что часть грузов из Европы в прибалтийские страны идёт через Белоруссию.
Сложность прямого железнодорожного сообщения между Польшей и Литвой заключается в размерах железнодорожной колеи. В Литве ширина составляет 1520 мм, как в России. А в Польше применяется европейский стандарт — 1435 мм. При пересечении границы надо либо перегружать грузы, либо менять вагонные тележки на специальных домкратах. Поэтому часть грузов из Польши в Литву идёт через Белоруссию, где есть оборудование для смены вагонных тележек.
Савченко добавил, что Россия может нанести чувствительный ущерб литовской экономике другими путями. Но тогда речь должна идти о противостоянии не с одной страной, а с Евросоюзом в целом, ведь Литва, говоря о запрете российского транзита, ссылается именно на санкции ЕС.
«По Евросоюзу в целом возможны очень интересные ответы. Пока Литва делает вид, что "я не я", проходит время, в Калининграде уходит туристический сезон, бизнес теряет деньги. Но если запретить перевоз литовских грузов через Россию, то пострадают некоторые перевозчики», — считает экономист.
Заведующий сектором, профессор кафедры мировой экономики МГИМО МИД РФ Александр Рогожин считает, что запрет транзита через Россию литовских грузов не станет сильным ударом для экономики Литвы, но такие действия могут ухудшить отношения РФ с Китаем или Казахстаном, что нежелательно.
«Губернатор Калининградской области — человек молодой и решительный, который хочет показать свою решительность руководству. Но такие вопросы лучше решать в договорном порядке», — сказал Рогожин.
Отношения Литвы с Китаем и так находятся на низком уровне. В 2021 году Литва покинула китайско-европейский форум «», который продвигал различные экономические инициативы. Вильнюс развивал отношения с Тайванем, который Пекин считает своей территорией. В ответ Китай исключил Литву из таможенного реестра, что ударило по товарообороту между странами.
Внешнеторговые показатели Литвы в 2021 году
По данным сайта Тrading Еconomics, главный торговый партнёр Литвы — именно Россия: в 2021 году страна экспортировала в РФ 11% от общего объёма внешней торговли ($4,42 млрд). В пятёрке лидеров стран — импортёров литовских товаров оказались Латвия (9,4%), Германия (8,2%), Польша (7,2%) и США (6,3%).
Сама Литва больше всего товаров покупает в Германии, но Россия находится на втором месте (12%, или $5,3 млрд). Китай занял седьмое место, оттуда Литва ввезла товаров на сумму $1,86 млрд. Белоруссия в списке импортёров оказалась на девятом месте ($1,5 млрд), Казахстан — на 12-м ($1,3 млрд).
Фото: Philipp Hertzog, CC BY-SA 3.0