Назван плюс от коронавирусного кризиса для экономики России
Галина Хейл из Университета Калифорнии в Санта-Крузе и Лучиана Ювеналь из МВФ опубликовали статью «Внешние счета и кризис COVID-19». В ней исследователи оценили экономические итоги пандемии для ряда стран.
Глобальный кризис привёл к изменениям стоимости активов и обязательств, отметили аналитики. Колеблются в цене даже резервные и «безопасные валюты» вроде швейцарского франка. Во время кризиса их курс меняется по отношению к мировой «пятёрке» (доллар, евро, фунт, иена, юань) и друг к другу, а колебания курсов влияют на размер внешнего долга, отметили эксперты.
Также во время резких колебаний на рынках инвесторы стремятся перевести активы в стабильные ценные бумаги. «Бегство в качество» вызвано желанием минимизировать риски, сообщил «Коммерсантъ».
Точно свести баланс даже при нынешнем уровне развития статистики очень сложно, пишут Хейл и Ювеналь. Также непросто рассчитать и общий результат прибылей и потерь. Но уже сейчас США, Россию, Великобританию, Бразилию, Аргентину и Гонконг можно считать условно выигравшими в суммарном приросте стоимости иностранных активов и обязательств в этом кризисе, говорят эксперты. А к числу «проигравших» можно отнести Турцию, Ирландию, Нидерланды и Швецию.
Исследователей интересовали различия между началом кризиса и его ослаблением в конце года. Они оценили, как менялись результаты стран после вложения в доллар и обвала нацвалют. По словам Хейл и Ювеналь, характер посткризисного восстановления отличался от «стандартных» кризисов 1998 и 2008 годов. Сперва США выступили в качестве «мирового страховщика», потеряв в совокупном балансе внешних обязательств и стоимости активов $200 млрд, а в конце года выиграли около $600 млрд. РФ осталась в условном плюсе примерно на $40 млрд благодаря приросту резервов ЦБ.
В 2020 году потери развивающихся рынков от колебаний курсов валют оказались существенно меньше. Однако исследователи предупреждают, что часть потерь в балансе учесть пока невозможно. Подлинная картина будет видна спустя годы.
Ранее «Секрет» писал, что глава Центробанка Эльвира Набиуллина считает возможность глобального экономического кризиса в 2023 году маловероятной. Она признала, что на ряде рынков накопились долги и многие опасаются возникновения пузырей, а у ЦБ есть пессимистичные сценарии в связи с распространением пандемии. Но самый печальный сценарий возможен только из-за безответственной долговой политики развивающихся стран.
Фото: Pixabay, Pixabay License