Купи слона. Банки придумали, как навязывать клиентам ненужную и дорогую страховку
При оформлении заявки обычно нужно заполнить миллион форм, поэтому лишние оферты и пользовательские соглашения пролетают мимо как встречная электричка. И можно было бы обвинить во всём самих россиян, которые соглашаются не глядя, но дополнительные услуги скрываются ещё глубже. Так, что захочешь — не найдёшь.
Вместо привычных галочек некоторые банки вставляют кнопку «Далее», за которой и скрываются страховки по цене крыла от боинга. Нажимая её, клиент автоматически соглашается на дополнительную кабалу, из которой потом не выбраться долгие годы. (Потому что многие берут кредиты не для нового айфона, а чтобы выжить с мизерной зарплатой.)
В Центробанке подчеркнули, что таким образом банки нагло нарушают закон о потребительском кредите, в котором чёрным по белому сказано, что клиент должен чётко понимать, на что соглашается. Ему нужно объяснить (можно с презентацией и диаграммами), во что он ввязывается, десять раз переспросить, уверен ли он, и только потом — так и быть — вручить ему допуслугу.
Чаще всего банки предлагают застраховать здоровье клиента (чтобы тот смог выплатить долг даже с того света или если упадет метеорит). Тогда россиянин сможет рассчитывать на бонус и выплату страховки в случае смерти (вау), инвалидности первой и второй группы, а также полной или временной потери трудоспособности. Есть плюшки, рассчитанные на проблемы с работой — например, на ликвидацию предприятия, сокращение и другие форс-мажоры.
При этом надо понимать, что тарифы, которые выкатывают банки, далеки от приятных. Услуга страхования влетает в копеечку, которую добавляют к основному долгу. И процент будет капать на увеличенную сумму, делая условия кредита просто пугающими. Поэтому клиент может отказаться от страховки, которая не факт, что пригодится. Но банку такой расклад не с руки, поэтому в дело вступают уловки со скрытыми допуслугами.
Хитрых и смекалистых в этой сфере не любят, поэтому ЦБ с лупой ищет нарушителей, а потом делает им больно. Банк, втихаря подписывающий клиентов на страховку, получит штраф и строгое предписание всё отменить и больше так не делать. А рецидивисты могут вообще потерять лицензию.
К тому же ЦБ планирует раскрывать названия таких банков, чтобы страна знала имена своих героев и никогда к ним не обращалась.
Но тихая страховка — это не единственный способ, которым банки дурят своих клиентов. Они могут запрещать досрочно погасить кредит или нарисовать внезапный долг по карте. Более подробно о том, на какие ухищрения идут банки, «Секрет» рассказывал в здесь.
Фото: Unsplash, Unsplash License