Ипотека под 0% и внезапный долг. Эксперты рассказали, как не дать банкам себя обдурить
Настороженное отношение к банкам у россиян возникло не просто так. Достаточно вспомнить пресловутый мелкий шрифт, который обычно вежливо размещают под «супервыгодным предложением». Многие клюют на такие уловки, а потом дико переплачивают, либо вовсе обрастают долгами. Эксперты Роскачества перечислили главные банковские приёмчики, о которых нужно знать потенциальным заёмщикам.
Переплатите нам, пожалуйста
Излюбленное условие банков — псевдозапрет на досрочное погашение кредита. Всё очень просто: банкирам невыгодно, чтобы люди быстро погашали долги. Если сразу всё закрыть, кто тогда будет им переплачивать?
На самом деле по закону заёмщик всегда имеет право на досрочное погашение. В Роскачестве призвали внимательнее читать договор — привет мелкому шрифту. Если гасите заём до срока — нужно уведомить банк и взять справку о закрытии кредита.
У вас тут долг, не знали?
У банков есть довольно коварный метод повесить на человека долги, о которых он даже не будет знать. Весь фокус — в обслуживании старой карты.
Представим, что гражданин устроился на работу и получил от банка льготную зарплатную карту. Банк не взимал плату за её обслуживание — на то она и льготная. Потом клиент сменил работу и начал получать зарплату уже от другой организации.
Вот только никто ему не сообщает, что льготы по карте при смене работы ему отменили. Банк начал втихаря взимать плату за обслуживание. Впоследствии комиссии могут аккуратно перейти в долг, а уже по нему будут набегать проценты.
Сам банк может очнуться года через два и лишь тогда сообщить: «Иван Иваныч, а вы в курсе, что у вас тут набежало? Нет? Ну ничего, не заплатите — набежит ещё больше». Разумеется, это лишь забота о клиенте, а не намеренная «забывчивость».
Чтобы такого не было, эксперты Роскачества посоветовали при смене работы просить банк заблокировать выпущенную им карту, а также закрыть счёт.
А оформите ещё вот это и вот это
Часто прибыль компаниям приносит не сам продукт, на котором они специализируются, а именно «привески» к нему. Условно: если магазин продаёт смартфон, он просто покрывает затраты на его оптовую покупку. А вот если удалось вместе с телефоном продать ещё чехол, защитное стекло, наушники, автомобильный держатель и пару наклеек, то будет уже прибыль.
Банки работают так же. Только их чехлы и защитные стёкла называются по-другому — дополнительные услуги. И, как обычно, от них якобы нельзя отказаться.
Чаще всего такой неотъемлемой допуслугой становится страхование жизни. Банки без спросу включают этот пункт в договор и даже не предлагают оформить кредит без него. А по закону — должны предлагать. Если клиент не хочет оформлять страховку, то он вправе это сделать.
У вас перерасход, дайте денег
Иногда банки выдают зарплатные карты с интересной опцией, которая называется «овердрафт», или «краткосрочный кредит». Эта услуга позволяет списать со счёта больше денег, чем там есть.
Если владельцу карты понадобятся деньги, а на счету их хватать не будет, банк позволит получить необходимую сумму. Баланс на карте при этом уйдёт в минус. Как только на карту придёт зарплата, банк автоматически спишет перерасход в свою пользу.
В чём подвох? Конечно же, в процентах. Как правило, переплата составляет до 30%. Не как у микрокредитных контор, но тоже нехило. При этом у овердрафта срок меньше, чем у кредита. Задолженность нужно гасить в течение месяца-двух.
Специалисты рекомендуют при получении карты сразу отключать опцию овердрафта.
У нас без переплаты!
Наивность — вот чем всегда пользуются дельцы и компании. Уж слишком многие верят, что кто-то всерьёз станет продавать себе в ущерб и или хотя бы не для выгоды. Именно на таких людей рассчитаны «супервыгодные предложения» беспроцентного кредита.
Проценты по таким кредитам должен платить продавец, и на это условие нередко клюют. Однако фокус в том, что проценты включены в стоимость товара. Получается, продавец ничего не переплачивает, а вот покупатель ещё как — правда, незаметно для себя.
Почти из той же серии — ипотеки под 0%, о которых ранее говорила глава Центробанка Эльвира Набиуллина. По её словам, такие предложения — всегда маркетинговая акция и введение в заблуждение заёмщиков. Проще говоря, обман.
Фото: Unsplash, Unsplash License