Конкурентная гонка ценой в сотни жизней. Названы ключевые причины авиакатастроф Boeing 737 MAX
Две катастрофы с участием лайнеров Boeing 737 MAX в 2018 и 2019 году унесли жизни 346 человек, приведя впоследствии к массовым отказам от использования этой модели, простою самолётов и расследованию, которое продлилось почти полтора года. Его результатом стал доклад на 238 страниц, опубликованный на сайте комитета по транспорту и инфраструктуре американского конгресса.
Конгрессмены заявили, что эти трагедии стали «ужасающей кульминацией серии ошибочных предположений, сделанных инженерами Boeing, недостатка открытости со стороны руководства Boeing и вопиюще недостаточного надзора со стороны FAA (Федерального управления гражданской авиации)». Авторы доклада указали, что инженеры авиастроительной компании допустили «серьёзные ошибки и оплошности» на этапах дизайна, разработки и сертификации Boeing 737 MAX.
Конкурентная гонка ценой в сотни жизней
Вот пять ключевых проблем, выделенных в докладе:
-
Колоссальное финансовое давление на этапе производства из-за необходимости конкурировать с новым Airbus A320. Оно привело к «масштабным попыткам» урезать издержки и жёсткому расписанию производства в ущерб безопасности.
-
«Ошибочные предположения» с точки зрения дизайна и производительности ключевых технологий 737 MAX, в первую очередь системы MCAS, позволяющей автоматически выправлять положение самолёта. Компания якобы ожидала, что в случае потенциальных ошибок системы их исправят пилоты, хотя большинство из них о существовании MCAS даже не подозревали.
-
«Культура сокрытия» ключевой информации от FAA, своих клиентов и пилотов лайнеров. Среди такой информации был тот факт, что пилоту при тестировании самолёта требовалось больше 10 секунд, чтобы отреагировать на ошибку MCAS.
-
Противоречивое представительство. Сотрудники Boeing, имеющие право действовать от имени FAA, не сообщали ведомству о выявленных и потенциальных проблемах.
-
Влияние Boeing на чиновников FAA. Сообщалось о случаях, когда руководство ведомства игнорировало мнение собственных технологических экспертов и принимало решение в пользу Boeing.
В Boeing сообщили, что активно сотрудничали с расследователями из комитета конгресса с самого начала и «извлекли много тяжёлых уроков из этих катастроф и ошибок, которые к ним привели». В FAA также заявили, что будут работать над ошибками, указанными в докладе. Между тем с января 2020 года производство лайнеров 737 MAX заморожено с неясными перспективами на возобновление.
Из-за проблем с 737 Max у Boeing возникли ощутимые финансовые неприятности. Концерн закончил 2019 год с убытком — впервые за 20 лет. Объём списаний по Boeing 737 Max, включая компенсации заказчикам, составил $9,2 млрд, а полные потери оцениваются в $18,6 млрд.
Фото: Pixabay, Pixabay License
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!