«Им просто всё равно». Юрист рассказал, почему в России заблокировали Etsy
Судебное решение касалось только одной страницы, на которой продавались контрафактные аксессуары итальянского модного дома Gucci. Но из-за того, что Etsy работал на протоколе HTTPS, Роскомнадзор заблокировал весь сайт. В ведомстве добавили, что понимают важность данного ресурса и сочувствуют всем, кого затронуло решение о блокировке. Но для снятия блокировки нужно удалить информацию, признанную запрещённой.
Etsy появился в 2005 году как небольшой сайт для продажи изделий ручной работы. Со временем он развился в крупную международную торговую площадку, сейчас там можно приобрести товары, в том числе и промышленного производства. В 2020 году по числу ежемесячных посетителей Etsy занимал четвёртое место среди всех площадок для электронной торговли в США (около 222 млн посетителей в месяц), уступая только Walmart, eBay и Amazon.
Кто подумал о последствиях
«Все российские суды совершенно равноправны в пределах своих полномочий. И какой-то районный суд по своим полномочиям абсолютно равен Тверскому или Хамовническому суду Москвы. Проблемы начинаются тогда, когда суды из глухой провинции своими решениями о закрытии доступа к сайту влияют на жизнь сотен и тысяч людей, которые не совершали никаких правонарушений. И эти люди оказываются лишёнными дохода решением районного суда, который о них даже не подумал. Ему просто наплевать. Я подозреваю, что судья даже не осознавал, к каким последствиям это приведёт», — заявил «Секрету» адвокат Матвей Цзен.
Он добавил, что ситуация с сайтом Etsy показывает не только низкое качество уровня законотворчества, но и неумение властей работать с интернетом. В результате страна узнаёт о решении, которое влияет на многих людей, постфактум.
«Государственное восприятие интернета как места, где есть сайты, которые надо запрещать, весьма отстало уже на несколько лет. Сейчас в интернете есть инфраструктурные сервисы или маркетплейсы в разных областях экономики. И для многих людей эти площадки — это их доход. И правовая система, которая позволяет произвольно лишать людей дохода, неприемлема, и она по сути не правовая. И её надо менять», — считает он.
Борьба со «злыми сайтами»
На вопрос, почему именно в Тамбове озаботились правами дома Gucci, Цзен предположил, что у региональных силовиков определённый план, который надо выполнить. В частности, есть задача по борьбе со «злыми сайтами в интернете».
«Как правило, прокуратуры подают иски относительно отдельных страниц в социальных сетях, где что-то продаётся, мелких магазинчиков. И это происходит весьма незаметно. А в данном случае просто так совпало. Вряд ли в тамбовской прокуратуре сидят люди, которые ненавидят сайт Etsy и решили его закрыть. Им просто абсолютно всё равно. Совершенно бюрократическая логика. Скорее всего, просто надо найти несколько сайтов в год и подать иски», — рассказал юрист.
Цзен добавил, что его как налогоплательщика не устраивает, что российские правоохранители защищают права Gucci в России. Вопросы товарных знаков не должны быть предметом уголовного преследования — их следует решать в гражданских судах.
Фото: etsy.com