Героизм или пробелы в обучении? Что не так с посадкой самолёта в пшеничном поле
Версия Литвинова: ошибка в расчётах
Авиаэксперт сравнил посадку Airbus A320 «Уральских авиалиний» в пшеничном поле под Новосибирском с аварийной посадкой Airbus A321 в кукурузном поле под Москвой в 2019 году. Литвинов заявил «Газете.Ru», что считает действия обоих экипажей непрофессиональными.
«Эти два случая объединяет одна проблема: "Уральским авиалиниям" надо получше готовить своих лётчиков, своих командиров. Что одного, что второго», — считает бывший пилот.
По его словам, посадка в поле самолёта возможна лишь в следующих случаях:
- если начался пожар;
- отказали двигатели;
- не хватает топлива, чтобы дотянуть до аэродрома.
Однако в случае с приземлением лайнера в Новосибирской области эксперт считает, что «не надо было лететь на запасной аэродром, если у тебя нет топлива». «Ты мог упасть на дома, в лес, в горы, в гаражи. Опять повезло, что им попалось поле», — прокомментировал Литвинов.
В своём твиттере он сообщил, что во время выпуска шасси при заходе на посадку в Омске вытекла жидкость из «зелёной» гидросистемы самолёта. То есть шасси убрать было уже невозможно.
После этого пилоты ушли на второй круг, чтобы в это время «разобраться и почитать документы» о том, как действовать в такой ситуации.
«Дальше начинают прикидывать по топливу. В таблице указано, что при выпущенных шасси топлива нужно на 180% больше. Они смотрят в книгу и видят фигу, считая, что топлива надо всего 180%. То есть если до Новосибирска необходимо в нормальном полёте 2 т, то согласно таблице (+180%) это 5600 кг. Они же считают, что необходимо 3600 кг и прутся на запасной с выпущенными шассями», — описал возможное развитие ситуации эксперт.
Далее, как он считает, по дороге в Новосибирск пилоты поняли, что топливо вот-вот закончится, и решили садиться в поле.
О героизме в этой ситуации, считает Литвинов, говорить не приходится. По его мнению, «Уральские авиалинии» раскручивают эту версию, чтобы «уйти от ответственности, которая лежит на них по подготовке своих командиров».
Версия пилота Airbus A320
Капитан Airbus A320 Сергей Белов заявил, что не рискнул сажать борт в Омске после отказа «зелёной» гидросистемы из-за сложных метеоусловий, сообщил телеграм-канал «Авиаторщина».
Судя по показаниям лётчика, в Омске был «очень сильный сдвиг ветра и порывистый ветер». «Командир боялся при таком ветре слететь с короткой и узкой полосы (её ширина 45 м) и загореться на самолёте, на котором отказали реверс одного двигателя, управление носовой стойкой шасси, а также были неисправны основная и автоматическая системы торможения», — сообщило сетевое издание.
По его данным, пилот сообщил, что при уходе на запасной аэродром в баках самолёта оставалось 4,2 т топлива. А для полёта в Новосибирск требовалось 3,8 т.
Шасси к тому моменту удалось убрать, но створки шасси не закрылись. Поэтому к расчётному количеству горючего пилоты добавили 15%. В итоге, по подсчётам капитана воздушного судна, самолёт должен был долететь до Новосибирска, и в баках бы оставалось ещё больше 1 т топлива.
Версия «Уральских авиалиний»
Авиакомпания, у которой уже второй самолёт садится в поле, считает, что пилоты всё сделали правильно, поскольку благодаря их профессионализму и слаженным действиям «удалось совершить посадку в пшеничном поле без трагических последствий».
Лётчиков Сергея Белова и Эдуарда Семёнова встречало в Новосибирске руководство «Уральских авиалиний».
Глава компании Сергей Скуратов заявил на пресс-конференции, что все 52 её самолёта проходят плановое техобслуживание в полном объёме, в том числе суда Airbus A320. Почему же тогда вышла из строя гидросистема, Скуратов не уточнил.
«Мы вложили много финансовых ресурсов в подготовку людей и в закупку наземного оборудования. Мы построили фантастический ангарный комплекс, где обслуживается одновременно 4–6 Airbus. Мы никогда не допустим в эксплуатацию "неправильных". Безопасность полётов — наш абсолютный приоритет!» — утверждает глава компании.
12 сентября Airbus A320 «Уральских авиалиний», следовавший из Сочи в Омск, сел в пшеничном поле в Убинском районе Новосибирской области. На борту находились 163 пассажира, два пилота и четыре бортпроводника. Никто их них не пострадал.
Следственный комитет возбудил дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Росавиация сформировала комиссию для расследования причин ЧП. Экипаж аварийно севшего самолёта отстранили от полётов до конца расследования.