Думские партии отбили деньги за предвыборную кампанию
В ходе предвыборной кампании наибольшую эффективность показала КПРФ — коммунисты потратили на агитацию 178,5 млн рублей, каждый полученный голос обошёлся им в среднем в 17 рублей, подсчитал «Коммерсант». 97% бюджета партия потратила на печатную агитацию: в ход шли средства федерального и региональных фондов, а также одномандатников.
Больше всех на продвижение истратила ЛДПР (698 млн рублей): партия вложила в телеагитацию 463 млн рублей, или 66% от предвыборного бюджета партии. Один голос избирателя обошёлся либерал-демократам в 164 рубля.
На втором месте по расходам и их эффективности расположилась «Единая Россия». На кампанию было потрачено 617,3 млн рублей, средняя цена голоса составила 22 рубля. Телеагитация отняла 201 млн рублей из бюджета единороссов, а выпуск и распространение печатных материалов — 404 млн рублей.
На основе опубликованных перед выборами данных, партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» каждый голос избирателя обошёлся в 109 рублей, а «Новым людям» — в 104 рубля. Партии Пенсионеров и «Яблоку» голоса стоили дороже всего —119 и 217 рублей соответственно.
По словам зампредседателя партии «Яблоко» Ивана Большакова, для оценки стоимости одного голоса нужно учитывать не только федеральный, но и региональные фонды. «Яблоко» было лишено госфинансирования на выборах 2016 года.
Госсредства позволяют выплачивать зарплату аппарату, издавать партийные газеты и агитационные материалы, размещать билборды и выпускать рекламу до официального старта кампании. Поэтому, отметил Большаков, для полноценного анализа стоимости избирательной кампании нужно суммировать все источники финансирования выборов и в Госдуму, и в региональные парламенты, а также общие расходы партии за год выборов и стоимость административного ресурса, которым, по его словам, пользуются все парламентские партии.
Учитывая, что партии, преодолевшие трёхпроцентный барьер, будут получать из бюджета 152 рубля за каждый завоёванный голос, они уже окупили свои расходы. Для многих партий эти деньги — основной источник существования.
По мнению политолога Константина Калачёва, для оценки эффективности кампании нужно учитывать определённый «партийный капитал» на входе в кампанию. В таком случае, «Яблоко» сработало в минус: до выборов партия имела рейтинг около 1,5%, а получила всего 1,3% голосов. Для сравнения, «Единая Россия» при стартовом рейтинге в 28–32% набрала 50% голосов.
Первоначально на выборы в Госдуму в 2021 году выделили 16 млрд рублей. Это на 60% больше, чем расходы на кампанию 2016 года. Позже траты выросли до 21,4 млрд рублей. 17 августа 2021 года ЦИК решил дополнительно выделить ещё 293 млн рублей региональным избирательным комиссиям на подготовку и проведение сентябрьских выборов.
Выборы мэра Москвы, которые состоятся в 2023 году, обойдутся бюджету города вдвое дороже, чем кампания 2018 года. Подорожание объясняют инфляцией и необходимостью растянуть голосование на несколько дней.
На выборы президента в 2024 году потратят 33 млрд рублей. Президентские выборы в 2018 году обошлись в 14 млрд рублей. Дополнительные траты нужны для внедрения электронного голосования.
Фото: kremlin.ru, CC BY 4.0