Что не так с реформой накопительной пенсии и при чём тут средний класс
Что за реформа?
Чиновники ЦБ и Минфина убеждены, что россиянам копить на достойную старость нужно смолоду. Для этого они разработали новую реформу накопительной пенсии, которая коснётся добровольных взносов в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — так называемых негосударственных пенсий.
Идея новой накопительной пенсии родилась ещё в 2016 году. Тогда разработали законопроект об индивидуальном пенсионном капитале, по которому работодатели должны были автоматически перечислять 6% зарплат всех россиян в НПФ. Но президент Путин резко раскритиковал эту инициативу. От идеи «автоподписки» пришлось отказаться.
Общий смысл новой накопительной системы, которая может заработать с 2022 года, уже известен: чтобы получить бонус к пенсии, нужно будет ежемесячно отчислять часть зарплаты в НПФ.
Кто сможет в ней поучаствовать?
ГПП будет интересен людям среднего класса с доходом не менее 45 000 рублей на члена семьи, объявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов.
Перечислять деньги в НПФ граждане будут по собственному желанию. Законодатели ориентируются примерно на 6% от зарплаты: согласно законопроекту, они не будут облагаться НДФЛ, а если отчислять больше, эта часть дохода подпадёт под налоги.
При зарплате в 45 000 рублей налоговый вычет составит максимум 51 рубль. Чтобы его получить, нужно будет ежегодно подавать соответствующую декларацию в ФНС.
А что насчёт бюджетников?
Участие будет добровольным. Но эксперты предупреждают, что госслужащие могут стать участниками ГПП в обязательном порядке. «Будут ли подключать бюджетников, зависит от того, готово ли государство софинансировать ГПП. Государство может подать всем хороший пример. Госсектор не такой бедный, каким был ещё десять лет назад», — пояснил «Секрету» доцент экономического факультета МГУ Антон Табах.
Глава департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов объяснил «Секрету», что автоматическое подключение бьёт по зарплате и грозит социальным недовольством: «Людям нужно объяснять, зачем им нужна накопительная система. К примеру, в Норвегии долго готовили пенсионную реформу. Популяризировать её помогли комиксы, которые раскладывали по почтовым ящикам».
Зачем нужна новая реформа накопительной части пенсии?
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина ещё в 2015 году отмечала, что долгосрочные сбережения граждан, в том числе по пенсионным программам, — это «принципиальный ресурс» для роста экономики.
По подсчётам Минэкономразвития, россияне вложат в ГПП почти 1 трлн рублей в 2021 году (и 3 трлн в 2024 году), и эти деньги можно будет инвестировать в экономику.
Александр Цыганов отмечает, что ожидания по вкладам в ГПП завышены: «Власти описали скорее желаемое, чем действительное. Чтобы система заработала, инструмент должен быть: а) интересный; б) популяризируемый и понятный; в) добровольно-принудительный».
Что будет с деньгами?
НПФ будут инвестировать деньги в российскую экономику — и (в идеале) получать доходы. Правительство пока не решило, будут ли эти доходы облагаться налогом.
Те же деньги граждане могут откладывать на банковский счёт и инвестировать по своему усмотрению. Но есть принципиальное отличие: если деньги с банковского вклада можно снять и потратить в любое время, то с ГПП — только при достижении пенсионного возраста или тяжёлой болезни.
А если всё-таки надо забрать деньги из НПФ?
Согласно законопроекту, на это даётся полгода после первого взноса. Если не успеть, снять деньги можно будет только после выхода на пенсию либо через 30 лет со дня первого взноса — в зависимости от того, что наступит раньше.
Досрочно снять деньги удастся на дорогостоящее лечение тяжёлого заболевания (перечень таких болезней утверждён правительством России).
В законопроекте есть два варианта:
1. Можно снять всю сумму сразу, только придётся заплатить подоходный налог 13% (он покроет предоставленный ранее налоговый вычет).
Вне зависимости от желания всю сумму вернут, если пожизненная негосударственная пенсия составит меньше 20% от государственной соцпенсии (сейчас — примерно 1000 руб.).
Обновление: 24 января стало известно, что Минфин рассматривает новый вариант налогобложения при снятии всей суммы. Чтобы привлечь россиян к участию в ГПП, министерство предлагает начислять НДФЛ только на инвестдоход.
2. Можно оформить пожизненную негосударственную пенсию, тогда все ваши сбережения разделят на 180 частей и каждый месяц будут выплачивать по одной части.
Каждые два года пенсию будут пересчитывать. Иначе все накопления закончились бы уже через 15 лет. Оставшуюся сумму снова поделят на 180 и распределят на очередные 24 месяца.
Что ещё беспокоит экспертов?
1. Минтруд сомневается в гарантиях и страховании ответственности НПФ
По закону НПФ фиксирует инвестиционный доход раз в пять лет и в случае убытков компенсирует эти деньги из будущего инвестиционного дохода либо из собственных средств.
Минфин и ЦБ обещают сохранить деньги, накопленные по системе ГПП: Агентство по страхованию вкладов покроет всю сумму накоплений за время участия в системе.
2. Экспертов Института законодательства и сравнительного правоведения беспокоит, за кем будет право собственности на пенсионные резервы
На этапе обсуждения предполагалось, что пенсионные резервы будут в собственности участников программы. Но в законопроект внесли положение о том, что взносы перейдут в собственность фондов — это значит, что НПФ будет самостоятельно решать, куда и под какие условия вкладывать деньги. Кроме того, остаётся непонятным, как НПФ будет компенсировать потери от инфляции.
3. РСПП предупреждает: бизнес не заинтересован в проекте из-за скромных налоговых льгот
Новая пенсионная система потребует дополнительных затрат — как минимум на ПО для взаимодействия с пенсионным оператором. Такой точки зрения придерживается и Антон Табах: «ГПП мог бы хорошо работать при софинансировании со стороны работодателей. Но налоговых льгот слишком мало. Какой смысл работодателям участвовать в этом, не очень понятно. Страна у нас небогатая, многие россияне не могут себе это позволить».
Есть мнение, что ГПП — это льготы госкорпорациям, таким как «Роснефть» и «Газпром», поскольку среди них особенно распространены пенсионные программы для сотрудников. Они смогут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на суммы, которые уже выплачивают на пенсионные счета своих сотрудников.
Александр Цыганов не исключает такого варианта: «Любые меры, связанные с налогами, очень интересны для госкорпораций. За счёт масштабов корпораций в первую очередь».
Какие перспективы?
ГПП — уже третья версия накопительной пенсионной системы. Две предыдущие: индивидуальный пенсионный капитал и накопительные пенсии — столкнулись с трудностями. По опросам более двух третей россиян не хотят отчислять на пенсию часть заработка.
По мнению Антона Табаха, ГПП разработали, чтобы поставить галочку в плане президента и ушедшего главы правительства: «На мой взгляд, в таком виде, в котором его предлагают, он не будет слишком эффективным и слишком популярным. По настоянию соцблока из него убрали автоподписку, а без этого подобные пенсионные системы плохо работают».
Александр Цыганов считает, что у новой системы есть не только недостатки: «Преимущества ГПП — это финансовая дисциплина и то, что в НПФ можно будет перевести ранее замороженные накопления. Но не думаю, что эта программа будет сильно популярной в первый год. Дальше будет зависеть от стимулов и доверия к системе».
Почему россияне боятся НПФ?
Миллионы россиян — клиенты НПФ, даже не зная об этом. Известны случаи, когда подписи подделывались и людей переводили из так называемых «молчунов» — тех, кто не выбрал НПФ для накопительной части своей пенсии, — в клиентов НПФ по незнанию.
Для чего это нужно НПФ? По новым правилам, доход менеджеров НПФ рассчитывается как процент от средств, вложенных в пенсионный фонд, поэтому чем больше клиентов, тем лучше.
Семь российских НПФ, среди которых подконтрольное ЦБ «Открытие», «Будущее» и «Сафмар», отчитались в 2018 году об убытке от инвестиций — от 10% до 20%. При этом менеджеры начислили себе бонусы от 1 до 3 млрд рублей.
Недоверие вызывает и сама система накопительных пенсий: в 2014 году их заморозили из-за того, что средств Пенсионного фонда не хватало на выплаты тогдашним пенсионерам. И до сих пор не разморозили.
Участники рынка отмечают, что переводить пенсионные накопления в ГПП будет невыгодно. Если в рамках обязательного пенсионного страхования выплаты можно получить в 55 или 60 лет, то в ГПП — на пять лет позже.
По мнению Александра Цыганова, нужен компромисс, иначе система не заработает: «Когда формируется долгосрочный инструмент, есть дуализм: сделать его выгодным для государства или удобным для будущего пенсионера. Но тогда государству придётся поступиться своими интересами».
Если не ГПП, то что?
Первый зампред ЦБ Сергей Швецов отмечает, что для состоятельных людей сумма накоплений может показаться незначительной: «Богатые используют семейные офисы, имеют индивидуальных доверительных управляющих. И я не думаю, что богатые люди придут и принесут в пенсионные фонды сотни миллиардов рублей».
Один из вариантов для россиян со средними доходами — купить недвижимость, которую можно сдавать в аренду и передавать по наследству. «Человек состоятельный выберет покупку недвижимости под аренду. Можно стать самозанятым, налоговая ставка не такая большая. Многие вообще никак не регистрируются. Но есть и риски: жильё может подешеветь, а аренда — стать не такой популярной», — говорит Александр Цыганов.
Ещё одна альтернатива: поставить недвижимость в обратную ипотеку, отмечает он: «Такой инструмент достаточно популярен в США. Человек предлагает свою квартиру банку и продолжает жить в ней, но банк ежемесячно ему платит. Если человек полностью проел эти деньги, то квартира достаётся банку. Если часть квартиры финансово ему принадлежит, то после смерти она переходит наследникам. Дальше квартиру можно продать и поделить деньги между наследниками и банком».
Как сейчас?
В 2019 году в России началась масштабная пенсионная реформа. Возраст выхода на пенсию поэтапно увеличивают на пять лет: к 2028 году он составит 65 лет для мужчин и 60 для женщин. В 2020-м на пенсию выйдут женщины в возрасте 55 с половиной лет и мужчины 60 с половиной лет.
Что касается формирования пенсий, работодатель вносит в Пенсионный фонд 22% от годовой зарплаты каждого работника.
Из этой суммы 16% идёт на формирование страховой пенсии (и её будущий размер), а 6% — на фиксированную выплату к страховой пенсии.
Фото: shutterstock.com/vostock-photo.online