«Без особых сюрпризов». Экономисты прокомментировали снижение ключевой ставки до 9,5%
Решение по ставке приняли по данным роста цен и инфляционным ожиданиям. По прогнозу Банка России, в 2022 году составит 10,8–11,4%, в 2023-м — 7–9%, в 2024-м — 6–7%. Следующее заседание по ставке назначили на 22 июля.
«Сейчас складывается ощущение, что ЦБ вернул ставку на дострессовый уровень. Возможно, в этом есть некий символизм. Но в целом мы ждали снижение сегодня на 1–2%, поэтому тут без особых сюрпризов», — отметил портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Евгений Жорнист.
Эксперт заявил, что в 2022 году ВВП России может упасть на 8–10%, хотя экономика ведёт себя лучше ожиданий ЦБ. В этих условиях ей можно и нужно помогать, в том числе снижая ставку. По данным Росстата, инфляция замедляется быстрее, чем ждал ЦБ — по итогам года она может быть ниже 15%, инфляционные ожидания населения и бизнеса снижаются, а рубль остаётся сильным на фоне превышения экспортных поступлений над импортом.
«Ещё одним фактором для снижения ставки является наличие капитальных ограничений: это значит, что при снижении ставки и соответственно снижении доходностей рублёвых облигаций инвесторы не будут уходить с рынка. Из-за ограничений инвесторы не будут продавать облигации, конвертировать выручку в доллары, что может привести к ослаблению национальной валюты. Этого не произойдёт, поэтому в таких условиях у ЦБ есть все возможности обеспечить экономику не только дешёвыми кредитами, но и создать необходимый спрос, перенаправив денежные потоки из банков на потребительский рынок», — добавил Жорнист.
Одной ставкой экономике не помочь?
Аналитик TeleTrade Алексей Фёдоров предположил, что низкая ключевая ставка должна помочь гибкости российского бизнеса при подстройке к новым торгово-экономическим условиям. Однако главной сложностью для него остаются не дорогие кредиты, а риски и неопределённости в поставках, в производстве и в сбыте товаров.
«Чтобы снизить эти риски, перейдя к устойчивому росту деловой активности, необходимо перестраивать пострадавшие от западных ограничений бизнес-процессы, а на это нужно от шести месяцев и более. Либо необходимо отменять антироссийские санкции, отматывая ситуацию к торгово-экономическим условиям, действовавшим до февраля 2022 года», — добавил эксперт.
По словам Фёдорова, правительство прилагает большие усилия, чтобы ускорить процесс подстройки бизнеса, и берёт часть рисков за счёт госсредств на себя. Но ни одно государство не может таким образом компенсировать последствия санкционного удара такого масштаба. Поэтому снижение ставки до уровня начала февраля не вызовет рост экономической активности.
«У снижения ставки ЦБ есть два канала воздействия на инфляцию. Первый — депозитный, подразумевающий что снижение ключевой ставки приведёт к снижению процентов по банковским вкладам, и граждане захотят часть этих средств направить на потребление. Второй канал — кредитный, подразумевающий, что снижение ставки ЦБ приведёт к снижению кредитных ставок и росту кредитования с последующим увеличением потребления и инфляции. Второй канал в текущих условиях заблокирован, потому что банки вынуждены увеличивать риск-премию в ставках по кредитам, что не даёт им активно снижать кредитные ставки вслед за Банком России», — пояснил он.
Что касается первого канала, то его локальное влияние на рост цен более реалистично. Однако на фоне общего замедления инфляции, вклад именно этого фактора вряд ли будет заметен в ближайшие месяцы, считает Фёдоров. При этом у Банка России практически не осталось пространства для дальнейшего снижения ключевой ставки. Её могут опустить до 9%, но в дальнейшем снижении в текущих условиях нет смысла.
«Теоретически можно ослабить курс рубля до более комфортного для российских экспортёров и бюджета уровня. Агрессивное снижение ключевой ставки снизило бы ставки по депозитам и стимулировало граждан к потребительской активности. Но пока есть проблемы с логистикой иностранных товаров, а граждане не уверены в завтрашнем дне, стимулирование потребительской активности скорее спровоцирует рост инфляции из-за дефицита импортных товаров и приведёт к оттоку клиентских средств из банков из-за отрицательности реальных ставок по вкладам. Поэтому 22 июля регулятор либо сохранит текущие параметры денежно-кредитной политики неизменными, либо символически снизит ставку», — предположил Фёдоров.
Как писал ранее «Секрет», в мае финансовые аналитики положительно оценили решение Центробанка по снижению ключевой ставки до 11%. По их мнению, эффект проявится быстрее на фоне того, как истекают трёхмесячные депозиты, которые банки предлагали под высокие ставки в условиях неопределённости. Дешёвые кредиты должны подстегнуть деловую активность и покупательскую способность населения. В свою очередь, это замедлит негативные процессы в экономике страны.
Фото: unsplash.com/Ann Fossa