Бесконечные переработки и штрафы. Раскрыты реальные условия работы в Domino's Pizza
В рестораны Domino's Pizza работники требуются постоянно — в основном ищут курьеров и поваров (пиццамейкеров). В объявлении о вакансии соискателю предлагаются:
- социальные гарантии;
- белая зарплата;
- оплачиваемые отпуск и больничный;
- бесплатное оформление медицинской книжки;
- удобный график;
- ежемесячные бонусы;
- обучение за счёт компании;
- бесплатная пицца;
- машина для водителей;
- возможность для карьерного роста.
Как оказалось, из всего перечня гарантированно можно получить только обучение, выяснил автор канала «Все работы хороши», чей тайный агент устроился на работу в одну из пиццерий.
Устройство на работу
Попасть в Domino's Pizza, по уверению AsSa, проще простого: работников берут сразу после короткого собеседования с менеджером в ресторане. Испытательный срок — один месяц, в течение которого ещё можно уйти без отработки.
«Никаких "мы подумаем", "мы перезвоним" — сразу "да". Неважно, кто вы — просто "да". Работать некому, поэтому сгодится кто угодно», — отметил блогер.
Новоиспечённому сотруднику обрисовывают примерный фронт работ, сглаживая шероховатости и углы, «чтобы сразу не сдёрнули», и отправляют оформлять медкнижку. Она делается за счёт компании с условием трёхмесячной отработки, иначе при увольнении её стоимость вычтут из зарплаты. Однако в большинстве случаев медкнижка превращается в формальность: за исключением некоторых ресторанов в Москве и Санкт-Петербурге, которые подходят к вопросу ответственно и отправляют сотрудников на медосмотр, большинство просто покупает документ, а проверять его наличие у сотрудника и вовсе никто не подумает. По словам сотрудников сети, они успешно могли проработать без книжки и два года, а при проверке менеджер просто говорил, что они тут первый день.
Независимо от наличия медицинской книжки, дальше новые пиццамейкеры и курьеры отправляются на стажировку. С ними при этом заключают трудовой договор и, как и прописано в его условиях, выдают «форму» — фирменную кепку и футболку.
«При этом состояние футболки тоже рандомное: от если не новых, то хотя бы стираных, до той, которую прошлый пиццамейкер кинул в рожу менеджеру при увольнении», — рассказывает AsSa.
Обязанности: ожидания и реальность
По признанию одного из сотрудников, за два года работы плюсов он в ней не увидел. Так как контракт предполагает, что местом работы будут пиццерии «в Москве и Московской области», по факту это означает, что их кидают из ресторана в ресторан, где они должны исполнять едва ли не все функции — от повара и официанта до кассира и помощника курьера при разгрузке.
«Не имеет значения, работал ты до этого день, сутки, два-три или не работал, — ты обязан выходить. В большинстве ресторанов нет пиццамейкера, ты должен делать и контролировать всё. <…> То есть загруженность 100%. Считай, работать в Domino's — это не иметь, наверное, ни семьи, никого. То есть ты просто ничтожество», — рассказал один из работников на условиях анонимности.
Также договор запрещает работнику материться и пользоваться выданным транспортом в личных целях. Кроме того, работодатель может создать для сотрудника рабочую почту, оставив за собой право контролировать переписку и передать её третьим лицам.
Вопросы вызвали и пункты с обязанностями сотрудников пиццерий. Например, курьер должен:
- обучать новичков;
- принимать продукты, контролируя их качество;
- убираться в ресторанах;
- принимать заказы по телефону;
- нарезать и упаковывать пиццу;
- готовить все блюда из меню ресторана, соблюдая рецептуру и стандарты (одна пицца — 45 секунд);
- собирать коробки в свободное от заказов время;
- расклеивать рекламу по подъездам;
- знать показатели операционной деятельности ресторанов, план продаж и прочее.
Зарплата
Конечно, за этот объём работ полагается зарплата, однако не настолько большая, какую можно было бы ожидать при перечислении обязанностей. Официальная ставка — 95 рублей в час. На деле работники получают немногим больше: 165 рублей/час для пиццамейкера, 165 рублей/час для курьера третьей категории, 175 рублей/час — для второй и 185 рублей/час — для первой. По мнению сотрудников, заниженный оклад в договоре нужен для того, чтобы не платить работникам по повышенной ставке за работу в праздники, а также платить меньше за обещанные больничные и отпуска.
А вот штрафы обычно снимаются с премиальной части — ведь по закону уменьшать оклад работников нельзя. Штрафами компенсируют нарушения ПДД на служебном автомобиле. При этом Domino's Pizza сама оплачивает штраф c 50%-й скидкой, а вот с сотрудников взимает его полную стоимость.
Служебный автомобиль блогера также не впечатлил. Курьерам приходится ездить на «убитых» Lada Granta и каждый день указывать, что на машине никаких новых повреждений не обнаружено. При этом, если пропустить при описании что-либо, оплачивать ремонт придётся из своего кармана, говорится в ролике.
Лихачить, левачить и быть виноватым
А вот штрафы и аварии на служебном автомобиле более чем вероятны. Жёсткие сроки доставки пиццы регулярно толкают курьеров на нарушения.
«Ты просто летаешь по городу, 120–130 км/час. По дворовым территориям — 80–100 км/час. ##### (блин), я как вспомню, с какой скоростью я ездил, мне становится страшно прям. <…> Твои товарищи, директора хотят, чтобы ты ездил максимально быстро. Вне зависимости от погоды: дождь, снег, буран, смерч — ты должен ездить максимально быстро. И при этом у машины липовая страховка, так что в любой непонятной ситуации виноват, естественно, всегда ты».
Что касается карьерного роста, номинально он предусмотрен: от пиццамейкера и курьера можно дослужиться до менеджера смены, замдиректора, директора и даже территориального управляющего. По факту же до долгожданного повышения работники чаще всего «не доживают» и бегут из компании. Гибкий график на поверку тоже оказался гибким только для работодателя: в зависимости от ресторана сотрудник может как договориться об удобных рабочих часах, так и работать сутками.
Рабочий день
Первым в ресторан должен прийти старший смены, позже подтягиваются менеджеры и курьеры. Дальше может приехать машина с продуктами, которые работники обязаны разгрузить. Но в основном работа заключается в том, чтобы раскладывать по кускам теста ингредиенты. Блогер отметил, что точное количество ингредиентов никого не волнует, поэтому, например, ветчину могут не доложить.
В случае простоя курьеры обязаны разносить по подъездам листовки с рекламой Domino’s Pizza. Если заказов мало, в определённый момент сотрудник может уйти на обед, но при плотном потоке обед отменяется. «Зато сам обед у вас стабильный — всегда пицца», — отметил автор канала. Разгуляться с дорогими ингредиентами и размером пиццы, впрочем, чаще всего не дают менеджеры, но «когда менеджер не видит — можно всё и побольше».
Когда уходит последний клиент, в ресторанах начинается уборка — и в некоторых случаях она может продолжаться до трёх ночи.
«Ты обязан убираться в зале, убираться в туалете, чистить туалет, мыть стены, полы, кого-то стошнило — идёшь убираешь. Начинаешь ########### (говорить), что ты не уборщиком устраивался, — и у тебя уменьшают зарплату», — рассказал один из курьеров.
А если вслед за уборкой предстоит ещё и инвентаризация, многие работники предпочитают не уходить домой.
«Я работал нон-стоп и ночевал в ресторане. Ну потому что вот в 10 часов открывается ресторан, а ты уже в нём, он закрывается в два часа ночи, и везде надо сделать уборку, везде надо посчитать инвентаризацию. Есть ежедневная, еженедельная и ежемесячная инвентаризация. И вот пока ты посчитаешь это всё и вобьёшь в компьютер все показатели и отчёты — время уже пять часов утра, и ты понимаешь, что у тебя смена следующая», — объяснил другой экс-сотрудник Domino's Pizza.
Работа после смены дополнительно не оплачивается. Тех сотрудников, которые всё же захотели поехать домой, могут подвезти курьеры. Это единственный шанс — никакого такси компания не вызывает и не оплачивает, а общественный транспорт в это время уже не ходит.
Клиентоориентированность
Агент блогера столкнулся и с просрочкой. Ему объяснили: маркировки нужно переклеивать два раза в день, если продукт не закончился — просто нужно поставить ему более «свежую» дату. Если пиццерия не показывает прибыль, экономить будут буквально на всём, а просрочку от проверки сотрудники прячут, как правило, в личные шкафчики.
Автор разбора сделал вывод, что работа пиццамейкера в ресторанах Domino's не сильно отличается по условиям от любой другой сети, разве что контроль качества работы здесь довольно условный. Но вот для курьера вакансия в этой компании легко может обернуться переработками, бессонными ночами и многочисленными штрафами.
Ранее Олег AsSa таким же образом проверял другие фастфуд-сети, например Black Star Burger Тимати, где также нашлось немало нарушений.
В начале апреля стало известно, что у российской сети Domino's Pizza сменился гендиректор вслед за переменами в составе собственников бизнеса. Глава компании Мустафа Озгул покинул свой пост, уступив его бывшему топ-менеджеру KFC Russia Даниэлю Рубиновски. На начало 2021 года сеть управляла более чем 180 точками в России, большинство из которых — в Москве и Подмосковье. В 2019 году у сети был конфликт c франчайзи, обвинивших компанию в продаже франшизы с неработающей бизнес-моделью и навязывании услуг, однако в 2021 году Domino's удалось выиграть суды у бывших партнёров и отсудить невыплаченные роялти и пени.
Ещё ближе к делу — главные новости и самые интересные истории в нашем Telegram-канале.