Банк России предложил возвращать жертвам мошенников больше денег
Изменения хотят внести в федеральный закон «О национальной платёжной системе», сообщил РБК. Поправки в закон ЦБ разослал участникам банковского рынка. Документ направил директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров.
О разработке плана Уваров рассказывал 2 декабря на международном форуме по борьбе с мошенничеством в сфере высоких технологий AntiFraud Russia. Тогда он заявлял, что изменения нужны из-за «наблюдаемой картины по доле возврата денежных средств клиентам».
Согласно данным ЦБ, за третий квартал 2021 года у россиян похитили с помощью переводов 3,2 млрд рублей, банки вернули 7,7% этих средств, то есть меньше 250 млн рублей.
Распространённый сегодня вид мошенничества, когда клиенты сами выдают мошенникам номера платёжных карт и пароли, «является одной из острых проблем, отрицательно влияющих на уровень доверия населения к дистанционным платёжным сервисам», сказано в аннотации к тексту поправок.
Согласно планам Банка России, в случае мошенничества гражданин должен уведомить банк о произошедшем не позднее следующего дня — тогда он сможет вернуть деньги. Как именно будет рассчитываться сумма возврата, банк не сообщил.
Не все банки должны будут возвращать украденную сумму полностью, говорится в документе. Эта обязанность будет у организаций с низким уровнем противодействия хищениям.
ЦБ не сообщил, обяжут ли банки возвращать только деньги, украденные не по вине клиента, или также и средства, переведённые добровольно.
Центробанк также предлагает:
- обязать банки не подтверждать операции, если они видят в них признаки мошенничества;
- заставить следить за тем, не мошеннический ли совершается перевод, банк получателя, а не только отправителя;
- наделить банки правом блокировать на пять рабочих дней все расходные операции по счёту получателя средств, информация о котором содержится в базе о попытках переводов без согласия клиента.
Даже если банки обяжут возвращать украденные деньги, это не уменьшит количество мошеннических операций, считает директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов. По его словам, потенциально возможны случаи злоупотребления со стороны недобросовестных клиентов, которые будут оспаривать операции по переводам.
Мошенники успевают вывести деньги со счёта, пока клиент не пришёл в себя и не начал их искать, рассказал РБК советник по специальным проектам коллегии адвокатов А1 Сергей Демкин. Полиция же неохотно работает по таким делам, добавил он.
Ранее стало известно, что телефонные мошенники стали внедрять голосовых помощников, поскольку люди охотнее верят звонку от робота, чем из «службы безопасности» банка.
Фото: Pexels, Pexels License