Аналитики предсказали судьбу рынка готовых блюд в России
Рынок доставки еды в цифрах
Рынок доставки еды больше всего вырос за первый год пандемии (224,8%). Всё из-за закрытия заведений общепита и режима самоизоляции. По итогам 2021 года объём рынка составил 613 млрд рублей.
В 2022 году, несмотря на ожидаемое снижение количества заказов, рост рынка продолжится и составит 10%. По итогам года он составит 675,2 млрд рублей. В 2023 году рынок также продолжит расти, и уже в 2024 году денежный оборот может превысить 1 трлн рублей, подсчитали аналитики.
В топ-20 крупнейших игроков рынка вошли компании самого разного профиля, но ни одна из них не занимает долю более 14%. На весь топ-20 игроков приходится 72,1% объёма рынка доставки, а еще 27,9% — на остальные компании.
Единый рынок доставки готовых блюд и продуктов
После роста популярности услуги в пандемию у потребителей окончательно закрепилась привычка заказывать доставку еды. Сейчас доставку готовых блюд и продуктов развивают уже не только ресторанные сети и специализированные агрегаторы, но и маркетплейсы и ретейлеры. К доставке подключаются и такие «неожиданные» игроки, как «Почта России».
Всё больше компаний одновременно доставляют сразу несколько разных групп продукции — от блюд из ресторанов и кулинарии до продуктов питания и товаров повседневного спроса. Они также используют разные форматы работы. Например, «физические» торговые сети могут иметь собственные («Перекрёсток», «ВкусВилл»), а также (X5 Group с сетью «Много лосося»). У «физических» ресторанов также могут быть кухни, готовящие только для доставки («Шоколадница», TanukiFamily, «Кофемания»).
Каналы получения заказов
Чаще всего продукты предлагается заказать по телефону — такую услугу предоставляют 81% предприятий. 69% предприятий предлагают заказ доставки через собственный сайт, 64% доступны для заказа через агрегаторы ресторанов и доставки еды.
У 35% предприятий можно сделать заказ в мобильном приложении, а около 17% предлагают оформить доставку через соцсети и мессенджеры.
Столичные и региональные рестораны и магазины используют примерно одинаковый набор каналов для получения заказов, показало исследование.
Прогнозы развития рынка
Намечается несколько основных тенденций развития рынка в ближайшем будущем:
- популярность доставки готовых блюд снизится на фоне роста цен в общепите и стремления потребителей экономить;
- сегмент доставки продуктов питания покажет умеренный рост;
- рост цен и снятие ковидных ограничений могут привести к снижению популярности сервисов, а рестораторы будут стараться развивать свою доставку;
- компании будут оптимизировать свою деятельность, закрывать неэффективные направления;
- рынок продолжит развитие за счёт регионов.
Среди перспективных направлений развития можно отметить:
- развитие ассортимента, в том числе в категории fresh;
- начало доставки алкоголя (при условии принятия соответствующего регулирования);
- объединённую доставку еды из разных ресторанов и кафе, а также продуктов питания в одном заказе;
- роботизированную доставку;
- гибридные форматы, например дарксторы с интегрированной зоной шоурума.
Ранее стало известно, что «Яндекс.Еда» начала работать над запуском отдельной службы доставки блюд из дорогих ресторанов. В компании сообщили, что пилотный проект начнёт работать до конца лета в Центральном районе Москвы. На первом этапе к сервису подключатся около 40 заведений. В новую службу компания будет подбирать курьеров с «более высокой квалификацией», которым выделит особую форму.
Фото: Pxhere, CC0