secretmag.ru
Новости

Аналитики предсказали судьбу рынка готовых блюд в России

В 2022 году рынок доставки еды вырастет только на 10% из-за кризиса. Об этом «Секрету фирмы» рассказали в аналитическом агентстве BusinesStat, которое проанализировало рынок доставки готовых блюд и продуктов. С 2019 по 2021 год объём этого рынка вырос почти в 7 раз и составил 613 млрд рублей, сообщили аналитики. Они также добавили, что на рынке есть много игроков, но ни один из них не занимает долю более 14%.

Рынок доставки еды в цифрах

Рынок доставки еды больше всего вырос за первый год пандемии (224,8%). Всё из-за закрытия заведений общепита и режима самоизоляции. По итогам 2021 года объём рынка составил 613 млрд рублей.

В 2022 году, несмотря на ожидаемое снижение количества заказов, рост рынка продолжится и составит 10%. По итогам года он составит 675,2 млрд рублей. В 2023 году рынок также продолжит расти, и уже в 2024 году денежный оборот может превысить 1 трлн рублей, подсчитали аналитики.

В топ-20 крупнейших игроков рынка вошли компании самого разного профиля, но ни одна из них не занимает долю более 14%. На весь топ-20 игроков приходится 72,1% объёма рынка доставки, а еще 27,9% — на остальные компании.

Единый рынок доставки готовых блюд и продуктов

После роста популярности услуги в пандемию у потребителей окончательно закрепилась привычка заказывать доставку еды. Сейчас доставку готовых блюд и продуктов развивают уже не только ресторанные сети и специализированные агрегаторы, но и маркетплейсы и ретейлеры. К доставке подключаются и такие «неожиданные» игроки, как «Почта России».

Всё больше компаний одновременно доставляют сразу несколько разных групп продукции — от блюд из ресторанов и кулинарии до продуктов питания и товаров повседневного спроса. Они также используют разные форматы работы. Например, «физические» торговые сети могут иметь собственные («Перекрёсток», «ВкусВилл»), а также (X5 Group с сетью «Много лосося»). У «физических» ресторанов также могут быть кухни, готовящие только для доставки («Шоколадница», TanukiFamily, «Кофемания»).

Каналы получения заказов

Чаще всего продукты предлагается заказать по телефону — такую услугу предоставляют 81% предприятий. 69% предприятий предлагают заказ доставки через собственный сайт, 64% доступны для заказа через агрегаторы ресторанов и доставки еды.

У 35% предприятий можно сделать заказ в мобильном приложении, а около 17% предлагают оформить доставку через соцсети и мессенджеры.

Столичные и региональные рестораны и магазины используют примерно одинаковый набор каналов для получения заказов, показало исследование.

Прогнозы развития рынка

Намечается несколько основных тенденций развития рынка в ближайшем будущем:

  • популярность доставки готовых блюд снизится на фоне роста цен в общепите и стремления потребителей экономить;
  • сегмент доставки продуктов питания покажет умеренный рост;
  • рост цен и снятие ковидных ограничений могут привести к снижению популярности сервисов, а рестораторы будут стараться развивать свою доставку;
  • компании будут оптимизировать свою деятельность, закрывать неэффективные направления;
  • рынок продолжит развитие за счёт регионов.

Среди перспективных направлений развития можно отметить:

  • развитие ассортимента, в том числе в категории fresh;
  • начало доставки алкоголя (при условии принятия соответствующего регулирования);
  • объединённую доставку еды из разных ресторанов и кафе, а также продуктов питания в одном заказе;
  • роботизированную доставку;
  • гибридные форматы, например дарксторы с интегрированной зоной шоурума.

Ранее стало известно, что «Яндекс.Еда» начала работать над запуском отдельной службы доставки блюд из дорогих ресторанов. В компании сообщили, что пилотный проект начнёт работать до конца лета в Центральном районе Москвы. На первом этапе к сервису подключатся около 40 заведений. В новую службу компания будет подбирать курьеров с «более высокой квалификацией», которым выделит особую форму.

Фото: Pxhere, CC0