Что такое сепаратизм и почему за него жёстко наказывают. Объясняем простыми словами
Простыми словами, сепаратизм — это когда какой-то регион или народ не хочет находиться в составе государства и стремится:
- получить независимость (то есть выйти из состава государства и образовать своё);
- присоединиться к другому, соседнему государству;
- выбить себе особый статус (например, автономии, где местная власть и законы будут влиятельнее, чем в других регионах страны).
Где водятся сепаратисты
В последние годы исследователи насчитывают около 50 основных очагов сепаратизма, что охватывает более 200 млн человек. Причём эти процессы происходят не только в рамках деколонизации Африки, Азии и Южной Америки, но и в «стабильных» странах Европы и Америки.
Несколько примеров сепаратистских движений с указанием «спорных» регионов:
- Европа: Италия (Венеция, Сицилия), Испания (страна Басков, Каталония), Франция (Бретань, Корсика, Французская Фламандия), Кипр (Северный Кипр), Великобритания (Шотландия).
- Азия: Индия (Ассам, Пенджаб), Израиль (Палестина, Сектор Газа), Турция (Курдистан), Индонезия (Бали), Ирак (Ассирия).
- Африка: Алжир (Калибия), Кения (Момбаса), Мали (Азавад), Марокко (Западная Сахара), Эфиопия (Тыграй), Намибия (Каприви).
- Южная Америка: Бразилия (Сул), Аргентина (Патагония), Венесуэла (Сулия), Боливия (Санта-Круз), Чили (Чилоэ).
- Северная Америка: Канада (Квебек, Альберта), Мексика (Чьяпас), США (Техас, Пуэрто-Рико).
В ряде стран продолжается процесс деколонизации. Так, независимости от Франции добиваются такие территории как Гваделупа, Мартиника (Южная Америка), Реюньон, Майотта (Африка).
Яркий пример борьбы за независимость — палестинско-израильский конфликт. Палестина — частично признанное государство на Ближнем Востоке, значительную часть её территории контролирует израильская армия, считая эту землю своею. Борьба сторон продолжается десятки лет. В октябре 2023 году оно переросло в настоящую войну. Символично, что это произошло в день 50-летия начала войны Судного дня.
Сепаратизм в странах бывшего СССР
В конце ХХ века распались Югославия и Советский Союз. Многие бывшие республики СССР, ставшие суверенными государствами, также были многонациональными. Конфликты народов, длившиеся веками до этого, активизировались, а потому в новых государствах возникли сепаратистские движения.
В 1990-е годы в странах бывшего СССР не раз происходил передел территорий, часто с применением военной силы. Достаточно вспомнить:
Карабахский конфликт.
Спор за Нагорный Карабах между азербайджанским и армянским населением обострился ещё в годы перестройки, в начале девяностых обернулся войной. В 2020 году произошла Вторая Карабахская война, итогом которой стала победа Азербайджана. Кризис продолжается и по сей день.
Грузино-южноосетинский и грузино-абхазский конфликты.
После распада СССР негрузинское население стремилось к собственной независимости. В регионах происходили столкновения между грузинами и негрузинами, в 1990-е произошло несколько вооружённых конфликтов, после которых регионы фактически существовали как отдельные государства, но формально находились в составе Грузии.
В 2000-х Грузия попыталась укрепить территориальную целостность, что активизировало конфликты. В августе 2008 произошло военное столкновение Южной Осетии и Абхазии с Грузией. В результате республики объявили себя независимыми. Этот статус Абхазии и Южной Осетии признают Россия, Венесуэла, Никарагуа, Науру и Сирия.
Также политологи обращают внимание на украинский сепаратизм. Его объясняют тем, что страна в границах 1991 года сформировалась из территорий, прежде входящих в разные государства Европы (Литва, Польша, Австро-Венгрия, Российская Империя). Так, в русскоговорящих регионах страны в ответ на введение законов, ограничивающих статус русского языка, усиливалось недовольство политикой центра, желание автономии, а в некоторых регионах — и независимости.
Также потенциальными очагами украинского сепаратизма считаются Закарпатье, которое, помимо украинцев, населяют венгры, румыны и русины, и Галичина (Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская области).
Сепаратизм в России
В девяностые тенденция не обошла стороной и многонациональную Российскую Федерацию: в ней сформировались движения, опиравшиеся как на имеющиеся этнические и религиозные противоречия (Северный Кавказ, Татарстан, Тыва), так и конструировавшие представления об отдельных нациях в регионе для достижения политических целей (Сибирь, Поморье, Юг России, Урал).
Самой острая ситуация сложилась в Чечне. В 1991 году там провозгласили Республику Ичкерию, в регионе процветала преступность, активно действовали исламистские группировки. Для подавления сепаратистских настроений и наведения конституционного порядка Российская Федерация провела две военных кампании (1994–1996 и 1999–2001 годы).
В остальных регионах сепаратистские настроения пошли на спад с укреплением позиций российской центральной власти, а сепаратистские организации были запрещены на территории РФ.
Наказание за сепаратизм в России
Согласно Конституции, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Это положение зафиксировано ещё в версии Конституции от 1993 года.
К 2010-м, в связи с активизацией сепаратистских движений в мире, внимание к сохранению территориальной целостности страны усилилось.
-
В 2013 году в УК РФ появилась статья «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». Первое нарушение грозит административным штрафом, повторное же нарушение может повлечь штраф до 400 000 рублей, обязательные работы, запрет на занятия определённой деятельностью, а также лишение свободы до 4 лет.
-
В 2020 году в Конституцию добавили формулировку: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».
Наказание предполагается не только за призывы к нарушению территориальной целостности, но и за конкретные действия по отчуждению территории Российской Федерации. За это преступление можно получить срок от 6 до 10 лет.
Какие именно действия подпадают под эту статью, не разъясняется. Впрочем, согласно статистическим данным Судебного департамента Верховного Суда РФ, за 2020–2022 годы фактов привлечения к ответственности по данной статье не зафиксировано.
Сепаратизм, экстремизм и терроризм — в чём разница
В определении понятий «сепаратизм», «экстремизм», «терроризм» Россия опирается на подписанную ей Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
В этом документе сепаратизмом называется деяние (или его планирование и подготовка), направленные на нарушение территориальной целостности государства, совершаемое насильственным путём.
В такой трактовке сепаратизма присутствует некая военизированная группа, в интересах которой (а не всего народа) совершаются дестабилизирующие государственный строй действия.
Следовательно, сепаратизм признаётся разновидностью экстремизма — насильственного захвата власти и изменения конституционного строя, а также посягательства на общественную безопасность.
Терроризм — это крайняя форма экстремизма. Сепаратисты могут применять террор к местному населению (если оно по национальности отличается от их группировки) или устраивать теракты для привлечения внимания центральной власти, но это лишь один из сценариев развития борьбы за независимость.
Право на самоопределение vs принцип территориальной целостности
Любое государство будет защищать свою территориальную целостность, а потому внутри страны отношение к очагам сепаратизма всегда негативное. Ведь отделение определённого региона — это потеря ресурсов, разрыв экономических процессов, активизация сепаратистских процессов в других регионах, и, как следствие, кризис в стране.
С другой стороны, в мировом праве есть принцип самоопределения наций. Суть его в том, что каждый народ имеет право определять свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие.
В начале ХХ века принцип определил судьбу государств после Первой мировой войны (например, распад Австро-Венгрии), а также лёг в основу формирования Советского Союза. В 1970 году принцип самоопределения включён в Декларацию о принципах международного права ООН.
Два этих принципа — право наций на самоопределение и право государства защищать свою территориальную целостность — могут находиться в противоречии друг с другом.
Получается, что государство обеспечивает территориальную целостность и неприкосновенность своих границ, но при этом обязано содействовать нациям и реализации их право на самоопределение.
В Декларации о принципах международного права частично это противоречие снимается за счёт следующей формулировки:
«Ничто в приведённых выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории».
То есть, если государство обеспечивает равноправие народов и их право на представительство во власти, принцип самоопределения не может истолковываться как призыв к отделению территории от государства.
В то же время исследователи отмечают, что невозможно обеспечить каждый народ жизнеспособным государством. Более того, понятия «этнос», «народ», «нация» довольно подвижны, а потому процесс их «самоопределения» может затянуться на долгие годы.
Учёные-политологи сомневаются в эффективности и универсальности принципа самоопределения народов. Дело в том, что политики толкуют его ситуативно, исходя из выгоды для той или иной стороны. Пока ООН и страны пытаются договориться между собой, регион на долгие годы остаётся тлеющим источником нестабильности.
Одним из путей выхода из противоречия эксперты считают корректировку принципа самоопределения наций. Они предлагают заменить «самоопределение» на «самоидентификация» и сделать акцент на праве определять систему управления, а также гарантиях местного самоуправления.