Что такое национальный режим в госзакупках и как он будет работать в 2025 году. Простыми словами
Проще говоря, если государству нужно что-то купить, то оно должно в первую очередь смотреть на товары, произведённые в России или странах ЕАЭС. И только если у нас или наших ближайших соседей нет подходящего товара, тогда можно закупить его в других странах.
Зачем это нужно? Представьте, что вы — российский производитель, например делаете автобусы. Конечно, вам хочется, чтобы государство покупало именно ваши автобусы, а не заграничные. Так и появилась идея национального режима — поддержать отечественного производителя, дать ему возможность получать крупные заказы от государства.
В общем, нацрежим — это про «купи российское», только на государственном уровне.
Как работает национальный режим в госзакупках
Национальный режим включает три основных механизма: запрет, ограничение и условия допуска. Конкретное правило, применяемое к закупке по 44-ФЗ, будет зависеть от вида и кода ОКПД2 — это общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности.
Если код ОКПД2 и название закупаемого товара включены в постановление, запрещающее импорт, то заказчик обязан установить запрет на его закупку. Если же соответствующий код и название указаны в документе с ограничениями допуска, то заказчику следует ограничить покупку импорта при проведении своей закупки.
Неверная интерпретация кодов ОКПД2 может привести к неправильному определению условий использования постановления, что повлечёт за собой штрафные санкции или отмену закупки.
При подаче заявки в рамках нацрежима бизнесу необходимо указывать страну происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ). Если же такая информация не предоставлена, то заявка будет расцениваться как предложение о поставке иностранных товаров.
Полный запрет на покупку иностранных товаров
Название говорит само за себя. При подаче заявок на участие в таких закупках все предложения с иностранной продукцией будут автоматически отклонены.
В 2024 году действуют два подзаконных акта, регулирующих запреты для различных категорий продукции:
Регулируемая продукция: промышленные товары.
Как подтвердить соответствие: в заявке необходимо указать наличие товара в реестре российской промышленной продукции. Либо можно указать наличие товара в [реестре](https://erpt.eecommission.org/Goods евразийской промышленной продукции). На этапе исполнения контракта потребуется предоставить документы, подтверждающие включение товаров в реестр.
Запрет на закупку иностранной продукции не действует:
- Если товар не производится в России.
- При закупке одной единицы товара стоимостью до 300 тыс. рублей или совокупности таких товаров общим чеком до миллиона рублей.
- В случае приобретения товаров или комплектующих для уже имеющегося оборудования, которые несовместимы с другими брендами.
- Если закупка осуществляется Федеральной службой охраны, Службой внешней разведки, Министерством внутренних дел, Национальной гвардией или Федеральной службой исполнения наказаний.
- При закупке товаров, необходимых для оказания неотложной или экстренной медицинской помощи, в условиях чрезвычайных ситуаций, а также в рамках мобилизации.
Регулируемая продукция: программное обеспечение для электронных вычислительных машин и базы данных.
Как подтвердить соответствие: в заявке необходимо указать, что товар включён в реестр российского или евразийского программного обеспечения.
Ограничение допуска иностранных товаров
Ограничение доступа — это когда иностранные товары на госзакупках не запрещены полностью, но их участие в торгах ограничено определёнными условиями. Проще говоря, им поставили барьеры на пути, а нашим производителям — зелёный свет.
Выглядит это примерно так. Объявляется тендер на закупку, скажем, медицинских масок для больниц. По правилам ограничения доступа, если на торги пришли и российские, и иностранные поставщики, то преимущество отдаётся нашим. Даже если их цена чуть выше.
То есть иностранцы тоже могут участвовать, но шансы на победу у них меньше. Это как в спорте: все бегут дистанцию, но кому-то дают фору, а кому-то — утяжелители на ноги.
Например, разрешено закупать за рубежом только 10% от общего объёма товаров определённой категории. Или установить минимальную долю российских товаров в закупках - скажем, не менее 90%. То есть иностранное участие принимается, но в ограниченном масштабе.
А ещё есть правило «третий лишний». Оно требует, чтобы в закупке участвовали хотя бы два поставщика, предлагающие продукцию отечественного производства. Если на тендер подана только одна заявка с российским товаром, данное правило не сработает.
В 2024 году ограничения допуска к участию в торгах для различных видов продукции регулируются пятью подзаконными актами.
Регулируемая продукция: канцтовары, химикаты, изделия из резины и пластмасс, металлы, оружие, механизмы, музыкальные инструменты и спортивное снаряжение.
**Как подтвердить соответствие: необходимо представить в заявке данные о наличии продукции в реестре российской промышленной продукции. В качестве альтернативы можно декларировать наличие товара в евразийском реестре промышленной продукции с соответствующими ссылками. При исполнении контракта нужно предоставить документы, подтверждающие включение товаров в реестр.
Регулируемая продукция: радиоэлектронные устройства, включая компьютерное и электронное оборудование, оптику, электродвигатели, генераторы, аккумуляторы и кабели.
Как подтвердить соответствие: в заявке следует указать наличие продукции в Едином реестре Российской радиоэлектронной продукции или в евразийском реестре с указанием реестрового номера.
Регулируемая продукция: пищевые продукты.
Как подтвердить соответствие: необходимо указать страну происхождения товара.
Регулируемая продукция: медицинские изделия. Как подтвердить соответствие: в заявку следует приложить сертификат СТ-1.
Регулируемая продукция: лекарственные препараты. Как подтвердить соответствие: приложите в заявку сертификат СТ-1, подтверждение производства на территории РФ.
Если регулярно участвуете в тендерах с ограничениями и предлагаете иностранные товары, будьте внимательны, чтобы не получить три отклонения заявок на одной торговой площадке в течение одного квартала. Иначе можно потерять обеспечение заявки.
Допуск иностранных товаров с условиями
В 2024 году условия участия в тендерах определяются приказом Минфина России от 4 июня 2018 года № 126н. Этот документ охватывает массу товаров, которые перечислены в приложении № 1 и приложении № 2.
В списки входят продукты питания, деревянные изделия, химические вещества, стеклянная продукция, керамика, металлические изделия, мебель, радиоэлектронная аппаратура, машины и механизмы, транспортные средства и различные товары народного потребления.
Товары, произведённые в России и на территории ЕАЭС, имеют приоритет при оценке контрактных цен. В частности, для товаров из приложения № 1 к приказу предусмотрено снижение на 15%, а для товаров из приложения № 2 — на 20%. Однако контракт всё равно заключается по той цене, которую предложил победитель, без какого-либо понижения.
Допустим, Поставщик 1 (российский товар) предлагает цену 315 000 рублей. Поставщик 2 (иностранный товар) также предлагает 315 000 рублей. В процессе оценки цена Поставщика 1 снижается на 15%, в результате чего она составляет 267 750 рублей. Цена Поставщика 2 остаётся на уровне 315 000 рублей.
Следовательно, победит Поставщик 1, но контракт подписывается по его первоначальной цене — 315 тысяч рублей.
Когда условия допуска не применяются:
- Процедура признана несостоявшейся.
- Все участники предлагают иностранный товар.
- Все участники представляют товары из России или ЕАЭС.
- На закупаемые товары наложен запрет.
Условия допуска могут комбинироваться с ограничениями, что может быть неожиданным. Например, если единственное предложение будет с российским товаром, ограничения могут не сработать, но условие допуска активируется. В этом случае заявка может быть принята, но контракт будет предложен уже по сниженной цене. Если не учесть этот сценарий и значительно уменьшить стоимость своей продукции, это также может привести к убыткам.
Предположим, объявлен тендер на закупку офисной бумаги. Условия допуска гласят, что бумага должна быть российского производства. При этом действует ограничение: если на торги подано хотя бы две заявки с российским товаром, иностранные предложения отклоняются автоматически.
Теперь представим, что на торги пришла только одна заявка от российского поставщика. Он сделал большую скидку, предположив, что иностранные конкуренты будут отсечены ограничением. Но, поскольку второй российской заявки нет, ограничение не срабатывает. Зато активируется условие допуска — и наш поставщик остаётся единственным участником.
Казалось бы, он победил. Но тут вступает в силу другое правило: если конкурс признан несостоявшимся (из-за недостатка участников), но единственная заявка соответствует всем требованиям, заказчик обязан заключить контракт по максимальной цене, сниженной на 15–25%. То есть нашему поставщику придётся продавать свою бумагу ещё дешевле, чем он планировал, возможно даже себе в убыток.
Чтобы выяснить, попадает ли госзаказ под правила национального режима, необходимо обратить внимание на извещение о закупке или приглашение к участию. Заказчик указывает информацию о применении нацрежима в документации, а также описывает особенности подачи и рассмотрения заявок.
Если участник тендера не подтверждает, что товар произведён на территории России или ЕАЭС, его продукцию классифицируют как импортную, что приводит к отклонению заявки. Также следует помнить, что заменять отечественные товары на импортные запрещено.
Зачем нужен национальный режим
Национальный режим был установлен чтобы:
- Обеспечить конкурентные преимущества для поставщиков из России и стран ЕАЭС.
- Гарантировать защиту обороны и безопасность государства.
- Защитить внутренний рынок страны от внешних угроз.
- Способствовать развитию отечественной экономики.
- Поддерживать российских производителей товаров в преодолении экономических трудностей.
Импортозамещение стало важным приоритетом государственной политики. Для проектов, имеющих статус «российский», предусмотрены налоговые преференции.
Все действующие льготы и привилегии национального режима сводятся к единому документу — Реестру российской промышленной продукции. Вход в этот реестр открывает компаниям новые возможности и обеспечивает определённые гарантии при выходе на рынок.
Минфин каждый квартал составляет отчёт о результатах работы нацрежима — мониторинг закупок.
На третий квартал 2024 года Минфин отчитался о следующем:
- Рост объёмов закупок: наблюдается увеличение количества размещённых извещений о закупках на 5%, а их стоимостной объём возрос на 6% по сравнению с III кварталом 2023 года. Структура источников финансирования осталась стабильной.
- Количество заявок: cреднее количество заявок на участие в закупках слегка снизилось и составило 2,55. Максимальное количество заявок по-прежнему фиксируется при проведении электронных аукционов.
- Увеличение числа участников: продолжается рост количества участников закупок, включённых в единый реестр, включая малые и средние предприятия, а также самозанятых граждан.
История национального режима
Национальный режим в сфере закупок — неуникальное явление для России. Он основывается на принципах, заложенных в ГАТТ («Генеральное соглашение по тарифам и торговле»), действующее в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Это соглашение предполагает, что его участники обязаны предоставлять преимущества своим местным поставщикам.
Когда в 2005 году был принят ФЗ № 94 — первый закон о государственных закупках в России, вопрос национального режима не рассматривался. Ситуация изменилась в 2012 году, когда после продолжительных переговоров Россия стала полноправным членом ВТО.
В 2013 году появилась статья, посвящённая национальному режиму. Однако в течение трёх лет она оставалась практически бездействующей, так как не были приняты подзаконные акты, которые могли бы её реализовать. Только в 2016 году произошли положительные изменения и появился первый реестр электронной продукции.
Со временем число требований к продукции значительно возросло, каждый год добавлялись новые вводные данные. Чем сложнее производственный процесс, тем больше технических требований и подтверждающих документов необходимо предоставить в ГИСП.
Реестр продукции российской разработки также расширяется, и, согласно данным Минпромторга, наиболее заметный рост наблюдается в категории товаров повседневного спроса, таких как одежда, мебель и машинное оборудование.
В итоге в настоящее время национальный режим в сфере закупок регулируется девятью подзаконными актами и семью реестрами, каждый из которых отвечает за разные категории продукции. Из-за этого разнообразия как участникам, так и заказчикам сложно сориентироваться в правилах. В 2023 в закупках с нацрежимом ФАС зафиксировала 1600 нарушений. В связи с чем началась череда изменений в нормативе, которые вводятся в действие с 2025 года.
Как изменится национальный режим в 2025 году
Согласно новому закону 318-ФЗ, который вступит в силу с 1 января 2025 года, изменения коснутся процедур, связанных с национальным режимом закупок. После вступления в силу этого закона правила нацрежима будут едины как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ, что упростит процесс закупки как для заказчиков, так и для поставщиков.
Все ограничительные меры и правила, касающиеся иностранных товаров, будут собраны в единый документ. Это должно значительно облегчить работу как заказчиков, так и поставщиков, так как необходимость ссылаться на множество различных нормативных актов отпадёт.
В уведомлениях о проведении закупок заказчики будут указывать не ссылки на различные нормативно-правовые акты, а конкретные разделы и подразделы нового постановления, где прописаны запрещающие меры или ограничения.
По новым правилам национального режима, предусмотренным 223-ФЗ, заказчики смогут полностью запрещать или ограничивать доступ иностранной продукции на свои торги, а также предоставлять преимущества участникам, предлагающим отечественные товары, работы и услуги. Эти изменения аналогичны тем, которые применяются при проведении тендеров по 44-ФЗ.
Ограничения будут внедрены через так называемое правило «второй лишний», согласно которому заказчик не сможет подписать контракт с иностранным поставщиком, если хотя бы одна заявка от российского участника подана и соответствует требованиям торгов.
Кроме того, заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ будут обязаны отчитываться о закупках отечественной продукции в Единой информационной системе (ЕИС). Правительство определит порядок представления отчёта, который должен быть представлен до 1 февраля 2025 года.
Также планируются нововведения в области цифровизации закупок. С 1 апреля 2025 года заказчики будут обязаны заключать дополнительные соглашения на изменение условий сделок или расторжение контрактов именно через ЕИС. Цифровые контракты с единственным поставщиком также станут обязательными. В настоящее время эта форма заключения соглашений является правом заказчика, но в будущем её использование станет обязательным.
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.