secretmag.ru
Энциклопедия7 мин.

Что такое национальный режим в госзакупках и как он изменился в 2025 году. Простыми словами

© Коллаж: «Секрет фирмы», AA/ABACA/Abaca/East News

Национальный режим — система правил, которые накладывают ограничения или полностью запрещают государственную закупку товаров, произведённых за пределами России и государств ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). Предназначен для поддержки российских поставщиков в сфере государственных закупок.
Виктор Смирнов
руководитель управления по развитию корпоративного бизнеса федеральной электронной площадки «РТС-тендер»

Проще говоря, если государству нужно что-то купить, то оно должно в первую очередь смотреть на товары, произведённые в России или странах ЕАЭС. И только если у нас или наших ближайших соседей нет подходящего товара, тогда можно закупить его в других странах.

Зачем это нужно? Представьте, что вы — российский производитель, например делаете автобусы. Конечно, вам хочется, чтобы государство покупало именно ваши автобусы, а не заграничные. Так и появилась идея национального режима — поддержать отечественного производителя, дать ему возможность получать крупные заказы от государства.

В общем, нацрежим — это про «купи российское», только на государственном уровне.

Как работе национальный режим в госзакупках

Национальный режим включает три основных механизма: запрет, ограничение и условия допуска.

📌 Полный запрет на покупку иностранных товаров. Название говорит само за себя. При подаче заявок на участие в таких закупках все предложения с иностранной продукцией будут автоматически отклонены.

📌 Ограничение допуска иностранных товаров — это когда иностранные товары на госзакупках не запрещены полностью, но их участие в торгах ограничено определёнными условиями. Проще говоря, им поставили барьеры на пути, а нашим производителям — зелёный свет.

Выглядит это примерно так. Объявляется тендер на закупку, скажем, медицинских масок для больниц. По правилам ограничения доступа, если на торги пришли и российские, и иностранные поставщики, то преимущество отдаётся нашим. Даже если их цена чуть выше.

То есть иностранцы тоже могут участвовать, но шансы на победу у них меньше. Это как в спорте: все бегут дистанцию, но кому-то дают фору, а кому-то — утяжелители на ноги.

Например, разрешено закупать за рубежом только 10% от общего объёма товаров определённой категории. Или установить минимальную долю российских товаров в закупках - скажем, не менее 90%. То есть иностранное участие принимается, но в ограниченном масштабе.

А ещё есть правило «третий лишний». Оно требует, чтобы в закупке участвовали хотя бы два поставщика, предлагающие продукцию отечественного производства. Если на тендер подана только одна заявка с российским товаром, данное правило не сработает.

Если регулярно участвуете в тендерах с ограничениями и предлагаете иностранные товары, будьте внимательны, чтобы не получить три отклонения заявок на одной торговой площадке в течение одного квартала. Иначе можно потерять обеспечение заявки.

📌 Допуск иностранных товаров с условиями. Товары, произведённые в России и на территории ЕАЭС, имеют приоритет при оценке контрактных цен. В частности, для товаров из приложения № 1 к приказу предусмотрено снижение на 15%, а для товаров из приложения № 2 — на 20%. Однако контракт всё равно заключается по той цене, которую предложил победитель, без какого-либо понижения.

Пример

Когда условия допуска не применяются:

  • Процедура признана несостоявшейся.
  • Все участники предлагают иностранный товар.
  • Все участники представляют товары из России или ЕАЭС.
  • На закупаемые товары наложен запрет.

Условия допуска могут комбинироваться с ограничениями, что может быть неожиданным. Например, если единственное предложение будет с российским товаром, ограничения могут не сработать, но условие допуска активируется. В этом случае заявка может быть принята, но контракт будет предложен уже по сниженной цене. Если не учесть этот сценарий и значительно уменьшить стоимость своей продукции, это также может привести к убыткам.

Как это может быть на практике

Чтобы выяснить, попадает ли госзаказ под правила национального режима, необходимо обратить внимание на извещение о закупке или приглашение к участию. Заказчик указывает информацию о применении нацрежима в документации, а также описывает особенности подачи и рассмотрения заявок.

Если участник тендера не подтверждает, что товар произведён на территории России или ЕАЭС, его продукцию классифицируют как импортную, что приводит к отклонению заявки. Также следует помнить, что заменять отечественные товары на импортные запрещено.

Зачем нужен национальный режим

Национальный режим был установлен чтобы:

  • Обеспечить конкурентные преимущества для поставщиков из России и стран ЕАЭС.
  • Гарантировать защиту обороны и безопасность государства.
  • Защитить внутренний рынок страны от внешних угроз.
  • Способствовать развитию отечественной экономики.
  • Поддерживать российских производителей товаров в преодолении экономических трудностей.

Импортозамещение стало важным приоритетом государственной политики. Для проектов, имеющих статус «российский», предусмотрены налоговые преференции.

Корабли и контейнеры в порту в Нанкине, восточно-китайская провинция Цзянсу,

Все действующие льготы и привилегии национального режима сводятся к единому документу — Реестру российской промышленной продукции. Вход в этот реестр открывает компаниям новые возможности и обеспечивает определённые гарантии при выходе на рынок.

Минфин каждый квартал составляет отчёт о результатах работы нацрежима — мониторинг закупок.

На третий квартал 2024 года Минфин отчитался о следующем:

  • Рост объёмов закупок: наблюдается увеличение количества размещённых извещений о закупках на 5%, а их стоимостной объём возрос на 6% по сравнению с III кварталом 2023 года. Структура источников финансирования осталась стабильной.
  • Количество заявок: cреднее количество заявок на участие в закупках слегка снизилось и составило 2,55. Максимальное количество заявок по-прежнему фиксируется при проведении электронных аукционов.
  • Увеличение числа участников: продолжается рост количества участников закупок, включённых в единый реестр, включая малые и средние предприятия, а также самозанятых граждан.

История национального режима

Национальный режим в сфере закупок — неуникальное явление для России. Он основывается на принципах, заложенных в ГАТТ («Генеральное соглашение по тарифам и торговле»), действующее в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Это соглашение предполагает, что его участники обязаны предоставлять преимущества своим местным поставщикам.

Когда в 2005 году был принят ФЗ № 94 — первый закон о государственных закупках в России, вопрос национального режима не рассматривался. Ситуация изменилась в 2012 году, когда после продолжительных переговоров Россия стала полноправным членом ВТО.

Владивостокский морской торговый порт

В 2013 году появилась статья, посвящённая национальному режиму. Однако в течение трёх лет она оставалась практически бездействующей, так как не были приняты подзаконные акты, которые могли бы её реализовать. Только в 2016 году произошли положительные изменения и появился первый реестр электронной продукции.

Со временем число требований к продукции значительно возросло, каждый год добавлялись новые вводные данные. Чем сложнее производственный процесс, тем больше технических требований и подтверждающих документов необходимо предоставить в ГИСП.

Реестр продукции российской разработки также расширяется, и, согласно данным Минпромторга, наиболее заметный рост наблюдается в категории товаров повседневного спроса, таких как одежда, мебель и машинное оборудование.

В итоге к 2024 году национальный режим в сфере закупок регулировался девятью подзаконными актами, каждый из которых отвечает за разные категории продукции. Из-за этого разнообразия было сложно сориентироваться в правилах. В связи с чем началась череда изменений в нормативе, которые вводятся в действие с 2025 года.

Как изменился национальный режим в 2025 году

С 1 января 2025 года все девять документов утратили силу в части предоставления национального режима. Вместо них Правительство РФ приняло постановление, которое изменило и унифицировало применение национального режима.

В документе отражены все основные правила:

  • условия применения механизмов нацрежима,
  • список документов, подтверждающих страну происхождения товара,
  • исключения из применения нацрежима,
  • перечни товаров, работ и услуг, на которые будут распространяться новые механизмы, требования, условия и иные положения,

Сами механизмы не изменились: остались три, действовавших ранее.

Теперь правила нацрежима едины как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ, что упростило процесс закупки как для заказчиков, так и для поставщиков.

По новым правилам, предусмотренным 223-ФЗ, заказчики смогут полностью запрещать или ограничивать доступ иностранной продукции на торги, а также предоставлять преимущества участникам, предлагающим отечественные товары и услуги. Эти изменения аналогичны тем, которые применяются при проведении тендеров по 44-ФЗ.

Кроме того, заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ будут обязаны отчитываться о закупках отечественной продукции в Единой информационной системе (ЕИС).

Также планируются нововведения в области цифровизации закупок. С 1 апреля 2025 года заказчики будут обязаны заключать дополнительные соглашения на изменение условий сделок или расторжение контрактов через ЕИС. Цифровые контракты с единственным поставщиком в ряде случаев также станут обязательными. В настоящее время эта форма заключения соглашений является правом заказчика, но в будущем её использование станет обязательным.


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.