Кто такой Сергей Скуратов и как он вывел «Уральские авиалинии» в число ключевых перевозчиков РФ. Главное из биографии
Основные биографические сведения
Сергей Николаевич Скуратов родился в Свердловске. Детство прошло в соседнем поселке Кольцово (в 2004-м вошёл в состав облцентра), где он учился в СОШ №92.
Так как родители Скуратова Сергея работали в секторе авиатранспорта, Сергей с ранних лет проявлял интерес к авиации. Мечтал командовать отрядом, занимался авиамоделированием. Наряду с этим Скуратов Сергей Николаевич посвящал много времени тренировкам по разным вида спорта.
В 1967-м, по окончании СОШ, Скуратов Сергей был принят в Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. П. Ф. Еромасова, пройдя строгий отбор. Показывал высокие академические результаты.
Три последующих года Сергей Скуратов, биография которого впоследствии будет неотделима от авиации, проходил подготовку в этом учебном заведении. Выпустился с красным дипломом.
В 1971–1978 годах Скуратов Сергей учился в Академии гражданской авиации (Ленинград). Окончив её с отличием, стал квалифицированным инженером-пилотом.
В 1980-х дополнительно обучался на командном факультете того же учреждения.
Сергей Скуратов: траектория карьеры без зон турбулентности
На 1970 год пришелся старт профессионального пути: Сергей Скуратов вступил в ряды 2-го Свердловского объединенного авиационного отряда. Сначала числился вторым пилотом, а через три года дорос до командира Ан-2.
С середины 1970-х по начало 1990-х Скуратов Сергей трудился в Свердловском объединенном авиационном отряде. Он пилотировал::
- Ил-18,
- Ан-24,
- Ан-26,
- Ту-154,
- Ил-86.
География перелетов Сергея Николаевича Скуратова в этот период охватила всю территорию СССР. Он достиг уровня пилота 1-го класса.
В 1984 году Скуратов Сергей Николаевич был назначен руководителем службы, контролирующей безопасность полетов на Урале. Значительную часть времени проводил в командировках.
В 1987 году в биографии Сергея Скуратова случился поворотный этап: он встал у руля Свердловского объединенного авиационного отряда. Кандидатуру утвердило бюро областного комитета КПСС. Возраст Сергея Скуратова к тому моменту был беспрецедентно мал для должности подобного калибра — на тот момент ему было 37 лет.
В год распада СССР отряд трансформировали в авиапредприятие. Но развал Союза сломал отлаженную систему работы отрасли. Гражданские авиаперевозчики прекратили закупки новой техники — спрос на перелеты сильно упал. Именно в тот период начали зарождаться независимые компании. Большинство из них перешли из госсобственности в частную. Так произошло и с будущими «Уральскими авиалиниями».
Скуратов Сергей: во главе авиагиганта
В конце 1993 года госавиапредприятие разделилось на два АО — «Аэропорт Кольцово» и «Уральские авиалинии». Авиакомпанию возглавил Скуратов Сергей. Позже стал владельцем основного пакета акций перевозчика.
К середине 1990-х отрасль, как и экономика страны в целом, переживала не лучшие времена. Руководству авиакомпании пришлось провести оптимизацию кадрового состава. Скуратов Сергей Николаевич и его сподвижники сохранили авиаиндустрию в Екатеринбурге. В то же время в других городах перевозчики массово исчезали.
Приходилось часто бывать в командировках и посещать заводы, чтобы договариваться о поставках комплектующих по разумным ценам, вспоминает Сергей Скуратов. Биография персоны и ранее была переплетена с неординарными задачами, но этот период работы стал настоящей проверкой на прочность.
В 1990-х перед компанией также встала задача обновления авиапарка. Из-за ограничения перелетов в Европу на бортах Ту-154Б и Ил-86 предприятие закупило лайнеры Ту-154М. Благодаря этому рейсы за границу не прекратились. К началу нулевых возглавляемые Скуратовым Сергеем «Уральские авиалинии» работали стабильно, регулярно совершая перевозки в более чем 40 городов России и зарубежных стран.
В середине 2000-х Скуратов Сергей инициировал еще одну масштабную модернизацию парка воздушных судов. Старые советские самолеты удалось заменить на современные Airbus, используя традиционный для авиаотрасли механизм лизинга. Также начался процесс переподготовки пилотов к работе на незнакомом виде техники.
Скуратов Сергей Николаевич содействовал и процессам цифровизации «Уральских авиалиний» — понимал ключевую роль технологической базы в современной авиационной индустрии.
При нем в компании активно внедрялись передовые IT-решения, развивалось сотрудничество с российскими разработчиками. Так, одно из последних было заключено в июле 2024 года в рамках промышленной выставки «Иннопром». Новым стратегическим партнером «Уральских авиалиний» стало специализированное конструкторское бюро (СКБ) «Контур» — известная российская группа компаний, создающая программное обеспечение для бизнеса. «Уральские авиалинии» и СКБ объединили усилия для развития и комплексного применения передовых информационных и коммуникационных технологий.
Будучи руководителем авиакомпании, Скуратов Сергей Николаевич уделял первостепенное значение совершенствованию качества обслуживания и увеличению пассажиропотока. В 2022 году количество людей, которые предпочли для перелетов «Уральские авиалинии», достигло отметки почти в 8,5 миллиона человек. В 2023-м этот показатель увеличился до 9,4 миллиона. Уровень заполняемости мест в авиалайнерах достиг максимального значения за все время работы компании и составил 96%.
В первый месяц 2024 года «Уральские авиалинии» поставили очередной рекорд. Услугами перевозчика воспользовались 678 000 человек, что на 16% превысило показатели аналогичного периода предыдущего года. Положительная динамика сохранилась и в последующие месяцы.
К середине года общее число пассажиров, выбравших рейсы екатеринбургского авиаперевозчика, достигло отметки в 4,2 миллиона — это на 7% больше результата того же периода 2023 года.
Скуратов Сергей Николаевич не ограничивался ролью руководителя и участвовал в процессе обучения летчиков, выступая в качестве пилота-инструктора. Такой практический подход позволил Скуратову лично подготовить внушительное количество авиаторов. Глубокое понимание специфики отрасли и требований к уровню квалификации персонала сформировало его четкое видение необходимых мер и технического оснащения для воспитания высококлассных специалистов. Сергей Николаевич Скуратов стремился создать команду, способную действовать в любых — даже самых сложных — обстоятельствах.
По его инициативе в структуре «Уральских авиалиний» появился собственный тренажерный центр. Он расширил возможности авиакомпании в области подготовки и повышения квалификации летного состава. С его помощью созданная Скуратовым Сергеем Николаевичем компания переподготовила сотни специалистов различного уровня. Среди прошедших обучение — как штурманы, так и командиры воздушных судов, а также пилоты-инструкторы.
Для обучения специалистов к «Уральских авиалиний» есть передовой полнопилотажный тренажер производства Sim Industries из Нидерландов. Он полностью имитирует кабину самолета и предназначено для обучения экипажей управлению самолетами семейства Airbus А320. Тренажер может воспроизводить разные ситуации, с которыми пилоты могут столкнуться во время реальных рейсов. Особое внимание уделяется моделированию критических этапов полета — взлета и посадки. Сергей Николаевич Скуратов неоднократно подчеркивал уникальность тренажера для российского авиарынка. По его словам, подобные комплексы в России есть в арсенале лишь нескольких крупнейших авиаперевозчиков.
Отдельного внимания заслуживает функционирование «Уральских авиалиний» в период социальных и санитарных ограничений из-за коронавирусной инфекции. Тогда Сергей Николаевич Скуратов и сформированная им команда столкнулись с рядом вызовов. Ограничения, вызванные COVID-19, создали ситуацию, поставившую под угрозу стабильность работы многих авиаперевозчиков. Однако при поддержке со стороны российских властей «Уральские авиалинии» сумели быстро трансформировать часть своего флота.
Всего за две недели 16 пассажирских самолетов трансформировали в грузовые. Это решение Сергея Николаевича Скуратова позволило не только сохранить воздушный флот в рабочем состоянии, но и внести значительный вклад в борьбу с пандемией. Переоборудованные суда были задействованы для выполнения критически важных грузовых рейсов. Основным направлением стала доставка медицинских грузов из Китая в Россию.
Скуратову Сергею Николаевичу удалось вывести перевозчика на позицию одного из ключевых игроков авиаотрасли. В августе 2024-го генеральный директор ушел в отставку. Сейчас Сергей Николаевич Скуратов находится на пенсии, занимается благотворительностью.
Награды
У Сергея Николаевича Скуратова целый ряд государственных наград. В том числе:
- Заслуженный работник транспорта РФ (1996)
- орден Почета и юбилейная медаль «80 лет гражданской авиации России» (2003)
- орден Дружбы (2011)
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2020)