Кто такой байер. Объясняем простыми словами
Байер может работать в ретейле (например, выбирать, одежда каких брендов будет представлена в ЦУМе, а книги каких издательств — в книжном магазине), на производстве (выбирать сырьё и материалы), в медиа (закупать площадки для рекламы) и т. д.
Байер должен:
- посещать презентации брендов, модные показы и т. п.;
- исследовать рынок;
- прогнозировать предпочтения покупателей;
- производить закупки, искать каналы для закупок;
- определять ассортимент товаров компании;
- участвовать в ценообразовании.
Байеру нужна серьезная подготовка — экономическая и/или в той области, где он работает. В некоторых странах можно сразу выучиться на байера или поступить на программы и курсы.
В России термин «байер» приобрёл узкую специализацию — так называют специалистов, которые отбирают товар в модной индустрии. На байеров пока не учат, да и профессия эта пока не очень распространённая: часто функции байера выполняет сам хозяин магазина. Зато в 2014 году появился Союз русских байеров, в который входят модные ретейлеры и байеры.
Пример употребления на «Секрете»
«Есть одежда, на которую можно просто смотреть и получать удовольствие, носить её сложно. Это не о нас. Мы стремимся создавать продукт, который хочется иметь и носить, — для нас важнее человек, который купит нашу вещь в магазине, а не байер, который приедет закупать коллекцию».
(Cоздатель бренда Vetements Демна Гвасалия — о своём продукте.)
Ошибки в употреблении
Не путать с реселлерами. Часто этим термином обозначают бизнесменов, которые покупают лимитированные предметы одежды и обуви у брендов и неофициально перепродают со своей наценкой. То есть они работают на себя, и модные дома их не любят. А байеры работают на крупные компании — и с ними производители стараются завязать хорошие отношения.
Мнение
О необходимости найти трудно ощутимый баланс в работе байера говорит президент Союза русских байеров Елена Бугранова:
«Должна сказать, что хороший байер не тот, кто ориентируется только на результаты продаж прошлых сезонов. Но и не тот, кто будет привозить исключительно смелые образы с подиумов. Баланс между трендами и коммерцией – один из наиболее сложных аспектов профессии. Так, до 10% моих закупок — это вещи для витрин, модные, экстравагантные, задающие тренды. И самое интересное, что они не только эффективно привлекают людей в бутик, но и чаще всего быстро находят своего клиента. В такие вещи влюбляются и совершают эмоциональные покупки без раздумий».
Статью проверил:
Иван Бабич, коммерческий директор «Сбермаркета»