Что такое Договор о запрете ядерных испытаний и почему Россия из него вышла. Простыми словами
Проще говоря, это договор, с помощью которого международное сообщество пыталось предотвратить ядерный апокалипсис и повторение разрушительных последствий применения атомных бомб даже в учебных целях.
Договор не запрещает использовать ядерное оружие как средство обороны, однако серьёзно ограничивает разработку и испытание новых видов оружия. Чтобы проследить за соблюдением странами-участниками взятых на себя ограничений и обязательств, по всему миру развёрнута сеть мониторинговых станций, которые фиксируют радиоактивные инциденты.
История подписания
Предшественником современного договора стал так называемый Московский договор, подписанный 5 августа 1963 года в Москве. Он бессрочно запрещал любые ядерные испытания в атмосфере, космосе и под водой.
Московский договор стал итогом длительных международных переговоров, начатых ещё в 1958 году на фоне набирающей обороты холодной войны и беспокойства международного сообщества о последствиях учебных ядерных взрывов.
Участники провозглашали своими целями:
- стремление к всеобщему и полному ядерному разоружению;
- прекращение гонки вооружений;
- желание положить конец заражению окружающей среды радиоактивными веществами.
Сторонами и держателями договора выступили СССР, США и Великобритания — страны, владеющие на тот момент основными запасами мирового ядерного оружия. Однако авторы договора допускали, что вскоре в клубе ядерных держав могут появиться новые участники, поэтому оставили его открытым для подписания другими странами.
Договор вступил в силу 10 октября 1963 года и не утратил своего действия, даже когда один из первоначальных участников — СССР — прекратил своё существование. Его преемница Российская Федерация признала все положения договора и продолжила соблюдать его ограничения.
К Московскому договору в итоге присоединилась 131 страна мира.
Мониторинговые центры
В рамках обсуждения будущего соглашения состоялось несколько этапов переговоров и сборов консультативных групп. Последние состояли из учёных — сейсмологов, физиков и других. Им предстояло решить ряд практических вопросов, связанных с исполнением договора: как обнаруживать ядерные взрывы в разных средах и определять, что это именно они, а не сейсмические явления.
По итогам их работы в последующие десятилетия по всему миру появились специальные мониторинговые центры и станции, задачей которых стал контроль за соблюдением моратория на испытания ядерного оружия.
Что не так с Московским договором
Изначальный договор имел несколько лазеек — он запрещал взрывы только в вышеперечисленных средах и «любых других, если взрыв приведёт к выпадению радиоактивных осадков за пределами границ государства, в юрисдикции которого производится такой взрыв».
Что касается, например, взрывов под землёй, то участники договора расплывчато обещали «стремиться» и к их запрещению. Также любой участник имел право выйти из этого договора, если сочтёт, что его соблюдение противоречит национальным интересам.
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний
Расширить этот ограниченный режим запрещения испытаний ядерного оружия был призван новый договор, который приняли на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 сентября 1996 года. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) включал 17 статей (против пяти в изначальном), два приложения и протокол, но суть его сводилась к следующему: теперь любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв находились под запретом в странах, его подписавших.
Содержание договора
Резолюция Генассамблеи ООН, касающаяся Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, рекомендовала всем государствам в кратчайшие сроки подписать Договор, а затем стать его участниками.
Согласно Договору, каждое государство-участник обязуется:
- не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв,
- предотвращать и запрещать такие взрывы там, где оно может запрещать и контролировать,
- воздерживаться от побуждения и поощрения (и другого участия) в проведении ядерного взрыва, будь то испытательный или любой другой.
Организация по Договору контролирует участников — как можно менее проникающим образом. Одновременно с этим каждое государство-участник (в соответствии со своими конституционными процедурами) принимает меры по выполнению обязательств по договору: чтобы запретить физическим и юридическим лицам, а также лицам с гражданством этой страны где бы то ни было (на территории государства или под его юрисдикцией) заниматься деятельностью, запрещённой договором.
Контроль — важная часть договора. Предусмотрены особые механизмы, включающие возможности дистанционного сбора данных и инспекций на месте.
Кроме того, есть всё та же международная система мониторинга — она включает объекты для сейсмологического, радионуклидного, гидроакустического и инфразвукового мониторинга. Мониторинг работает слаженно: чтобы сейсмические данные от землетрясения не приняли за испытания ядерного оружия, включается радионуклидный анализ, определяющий по атмосфере наличие особых веществ.
Договор бессрочный. Государство может из него выйти — если решит, что связанные с договором чрезвычайные обстоятельства поставили под угрозу его высшие интересы; в этом случае нужно уведомить о выходе за 6 месяцев.
Кто подписал и кто не ратифицировал
Несмотря на большое количество подписантов, договор до сих пор не вступил в силу. Согласно его условиям, документ вступит в силу спустя 180 дней после сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, которые перечислены в одной из частей договора.
Эти государства:
- Австралия,
- Австрия,
- Алжир,
- Аргентина,
- Бангладеш,
- Бельгия,
- Болгария,
- Бразилия,
- Венгрия,
- Вьетнам,
- Германия,
- Египет,
- Заир,
- Израиль,
- Индия,
- Индонезия,
- Иран (Исламская республика),
- Испания,
- Италия,
- Канада,
- Китай,
- Колумбия,
- Корейская Народно-Демократическая республика,
- Мексика,
- Нидерланды,
- Норвегия,
- Пакистан,
- Перу,
- Польша,
- Республика Корея,
- Российская Федерация,
- Румыния,
- Словакия,
- Соединённое Королевство,
- США,
- Турция,
- Украина,
- Финляндия,
- Франция,
- Чили,
- Швейцария,
- Швеция,
- Южная Африка,
- Япония.
К слову, Россия подписала и ратифицировала договор — это произошло в 1996 и 2000 годах соответственно. МИД России сообщает, что всего договор ратифицировали 36 из 44 участников. Из этих 36 государств лишь 3 обладают ядерным оружием: Россия, Франция и Великобритания.
Ядерные страны, которые не подписали договор, — Индия, КНДР и Пакистан.
Страны, которые подписали договор, но не ратифицировали — США, Китай, Египет, Израиль и Иран.
Как указывает МИД России, у каждой из этих 8 стран есть собственные политические причины, которые мешают подписать и/или ратифицировать договор и таким образом способствовать его вступлению в силу.
Индия, к примеру, проводила ядерные испытания в 1998 году — помимо того, что договор в это время был открыт для подписания, с 1990 года начал действовать предложенный СССР мораторий на ядерные испытания. Эксперты указывают на то, что в Азии сложился «ядерный» треугольник из соседствующих стран, обладающих ядерным оружием: Китай, Индия и Пакистан. И если Китай, по мнению экспертов, озабочен отношениями с США и желанием иметь паритет, то Индия и Пакистан имеют давнюю историю противостояния, что делает ядерную ситуацию в регионе напряжённой.
США же отклонили ратификацию в 1999 году, ссылаясь на необходимость обеспечить надёжность ядерному арсеналу страны. Однако США с 1992 года добровольно соблюдают односторонний мораторий, основанный на тезисе, что производить испытательные взрывы, чтобы обеспечить готовность и эффективность ядерных сил, нет необходимости. Вашингтон неоднократно подчёркивал, что не намерен отказываться от этой позиции.
При президенте Обаме США активно способствовали работе над договором, помогали разрабатывать контрольный механизм и финансировали организацию, но договор так и не ратифицировали.
Позднее, при президенте Трампе Вашингтон «передумал» добиваться ратификации договора и его вступления в силу. При президенте Байдене, как и при Трампе, по словам заместителя министра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, «палец о палец не ударили, чтобы что-то здесь поменять».
«Всем понятно, что восемь государств, которые не ратифицировали договор по состоянию на сегодняшний момент, по сути дела лишают его возможности вступить в силу. Здесь нужен какой-то сдвиг. 23 года, почти четверть века — вполне достаточное время для того, чтобы здесь что-то случилось», — отмечал Рябков.
Впрочем, даже неприсоединение к договору не помешало большинству из государств — «отказников» объявить мораторий на ядерные испытания. Единственным исключением стал Израиль — однако он официально ни опровергал, ни подтверждал наличие ядерного оружия.
Всего после 1996 года на Земле провели десять испытательных ядерных взрывов, по два Индия и Пакистан (в 1998 году, после чего Дели и Исламабад ввели моратории на ядерные испытания), и шесть — Северная Корея.
Что такое ОДВЗЯИ и зачем она нужна
Согласно тексту соглашения, после его вступления в силу предусматривается также создание специальной международной организации, которая будет контролировать соблюдение условий Договора.
Организация договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) сейчас существует только как проект на бумаге. Известно, что её штаб будет расположен в Вене (Австрия), а под её управлением будет вся глобальная сеть мониторинга ядерных испытаний.
При этом с 1997 года уже есть Подготовительная комиссия ОДВЗЯИ и её Временный технический секретариат, которые уже сейчас занимаются созданием и эксплуатацией этой самой Международной системы мониторинга. Сейчас она включает уже свыше 300 мониторинговых станций по всему миру.
Предполагается, что ОДВЗЯИ будет тесно сотрудничать с МАГАТЭ — международным агентством по атомной энергии — чтобы совместно проводить инспекции ядерных объектов.
Читайте также
Почему Россия вышла из договора о запрете ядерных испытаний
С 2000 года, когда Россия подписала Договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний, утекло немало воды. Над миром замаячила перспектива нового глобального конфликта, а охлаждение отношений между Россией и Западом позволяет говорить о новом витке холодной войны.
Переход этого противостояния в горячую стадию может поставить под угрозу саму жизнь на планете, однако всё чаще начинают звучать идеи использования ядерного оружия как «последнего довода» в не находящем решения конфликте между Россией и НАТО.
5 октября 2023 года во время выступления на Валдайском дискуссионном форуме президент Владимир Путин допустил, что Россия может пойти на дератификацию Договора о запрете ядерных испытаний, чтобы повести себя «зеркально» по отношению к США. Путин напомнил, что Штаты договор так и не ратифицировали и оставили себе карт-бланш на проведение ядерных испытаний.
При этом российский лидер однозначно не поддержал ни требование ужесточения ядерной доктрины страны, ни идею возобновления ядерных испытаний. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отдельно подчеркнул, что это решение ещё не означает, что Россия намерена проводить ядерные испытания.
«Ещё давным-давно мы подписали и ратифицировали, а американцы не ратифицировали. И чтобы привести к единому знаменателю, президент допустил возможность отзыва этой ратификации», — объяснил официальный представитель Кремля.
К отмене участия в Договоре Россию подтолкнули тревожные сведения о том, что США снова задумались о натуральном испытании ядерного оружия. Ещё в конце февраля 2023 года Путин заявил, что Минобороны и Росатом должны обеспечить готовность к ядерным испытаниям со стороны Вашингтона.
После такого заявления президента Совет Госдумы пообещал рассмотреть возможность дератификации договора.
10 октября 2023 года, в день 60-летия вступления в силу Московского договора, стало известно, что МИД РФ подготовит проект отказа от ДВЗЯИ. Замминистра иностранных дел Сергей Рябков подчеркнул, что возобновление испытаний даже после этого будет возможно только в случае аналогичных действий со стороны США.
«Мы будем вынуждены отзеркалить и это. Вот тогда возникнет совершенно иная ситуация», — предупредил Рябков.
Дипломат выразил надежду, что до США дойдёт сигнал о возможном ответе России и это станет предупреждением для «западных партнёров».
При этом стоит отметить, что речь пока не идёт о выходе из Московского договора 1963 года, который всё ещё продолжает действовать.
В Штатах на перспективу выхода из ДВЗЯИ со стороны РФ, которая все эти годы последовательно подтверждала свою поддержку Договора, отреагировали предсказуемо негативно.
Госдепартамент США призвал Россию достигать «равного положения» с США, «не прибегая к контролю над вооружениями и безответственной ядерной риторике в безуспешных попытках принудить другие государства». В Вашингтоне уверены, что и слова российского президента, и дератификация договора служат только цели давления на западные страны, чтобы они прекратили поддерживать Украину в российско-украинском конфликте.
Между тем в конце сентября появились слухи, что Россия втайне уже якобы провела ядерные испытания своей новой стратегической ракеты «Буревестник», способной нести ядерную боеголовку. Завершение работы над ракетой подтвердил во время дискуссии на Валдайском форуме и Владимир Путин, однако подтверждения информации о именно ядерных испытаниях нет.
18 октября в день, когда Госдума приняла проект об отзыве ратификации ДВЗЯИ, США провели первые за много лет испытания на ядерном полигоне в Неваде, взорвав химический заряд под землёй.
О взрыве сообщило Министерство энергетики страны, в ведении которого находится испытательный центр. Согласно официальному заявлению, испытания на Невадском полигоне «улучшат способность США обнаруживать иностранные ядерные взрывы» и необходимы «для снижения глобальных ядерных угроз». Мощность взорванного снаряда не сообщается.
Это испытание совпало с 66-й годовщиной первого подземного ядерного испытания в Неваде, свершившегося 19 октября 1957 года. Любопытно, что тогда США также заявляли, что проводят испытания с целью «обеспечить, чтобы ядерное оружие не использовалось в будущем».
Военный эксперт Дмитрий Стефанович предположил, что переход к активной ядерной риторике со стороны России призван прежде всего продемонстрировать миру, что в ядерной войне Россия не проиграет. Однако он выразил уверенность, что реальное развязывание ядерной войны не выгодно ни одному из государств мира и Россия не исключение, поэтому подобные демонстративные шаги как раз призваны не допустить такого исхода международной напряжённости.
Что же до испытаний США, по мнению Дмитрия Стефановича, подземный взрыв в пустыне Невада может быть предупреждением России о невозможности скрыть потенциальные ядерные испытания, если та вздумает их проводить. Но вряд ли его «подгоняли» ко дню рассмотрения законопроекта об отзыве ДВЗЯУ, так как такие испытания планируются и готовятся заранее.
А вот российский сенатор Константин Косачёв призвал обратить на проведённые ядерные испытания в Неваде внимание Технического секретариата ДВЗЯИ и потребовать публичной международно-правовой оценки. По его мнению, США нарушили принцип добросовестного следования положениям подписанного ими договора, который, согласно международному праву, должен соблюдаться даже до ратификации.
Да и в принципе в Совете Федерации не поверили в «совпадение» и склонны рассматривать этот шаг США как провокацию и попытку «раззадорить» Россию, у которой теперь, с дератификацией договора и подобным прецедентом, «развязаны руки».
«У нас появляется много видов другого ядерного оружия, новые вооружения. Наверное, они нуждаются в проверке. Если политическое и военное руководство примет решение о проведении испытаний, я думаю, это будет воспринято нормально и с пониманием», — заметил сенатор Владимир Джабаров.
Что же до Кремля, его реакция на проведённые испытания оказалась весьма сдержанной. По крайней мере, пока.
«Мы очень внимательно наблюдаем», — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
2 ноября президент Владимир Путин подписал закон, согласно которому Россия отзывает ратификацию договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.