Что такое «золотая акция». Объясняем простыми словами
«Золотая акция» не предполагает имущественных прав, но позволяет в соответствии с интересами государства накладывать вето на:
- изменение устава,
- реорганизацию или ликвидацию предприятия,
- изменение уставного капитала,
- крупные сделки и сделки с заинтересованностью.
«Золотая акция» используется с момента отчуждения из госсобственности 75% акций соответствующего акционерного общества.
Пример употребления на «Секрете»
«В декабре 2020 года президент России Владимир Путин подписал указ о приватизации Первого канала, по итогам которой доля государства в компании сократится до 34%. В то же время у властей появится "золотая акция" со специальным правом в управлении организацией. Новым председателем совета директоров стал бывший глава Минэкономразвития, помощник президента Максим Орешкин, уточняли в пресс-службе Минцифры».
(Из новости о том, что Первый канал закончил год с прибылью впервые за семь лет.)
Практика
«Золотая акция» начала применяться при приватизации госпредприятий в разных странах мира с 80–90 годов XX века. В России это понятие появилось в 1992 году с началом программы приватизации.
Российские власти стремятся расширить применение «золотой акции» при приватизации госпредприятий. Согласно внесенному в Госдуму законопроекту, специальное право [планируют распространить] (https://secretmag.ru/news/rossiiskie-vlasti-zakhoteli-ispolzovat-zolotuyu-akciyu-po-novomu.htm) и на госкомпании, отсутствующие в перечне стратегических, но которые в то же время имеют стратегически важное значение для соблюдения национальных интересов государства. К таким АО в правительстве отнесли аэропорт Внуково, Махачкалинский морской торговый порт, «Ростелеком», Россельхозбанк, «Российские ипподромы», «Росспиртпром» и др.
Критика
В предпринимательской среде давно критикуют механизм «золотой акции». В марте 2016 года глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявил, что само понятие «золотой акции» нужно исключить из российского законодательства. По его мнению, если государство хочет управлять предприятием или влиять на принятие решений, для этой цели подойдут контрольный и блокирующий пакеты, а продавать госимущество и одновременно управлять им невозможно.
В Евросоюзе дела о «золотой акции» время от времени становятся предметом рассмотрения суда, который в ряде случаев признаёт установление специальных прав для государства неправомерным из-за нарушения корпоративных прав организаций.
Статью проверил:
Ярослав Ченчик, CFA, начальник отдела корпоративных кредитных рисков Центробанка РФ