Что такое жизненный цикл продукта. Объясняем простыми словами
Товары имеют свойство устаревать и утрачивать актуальность. Каждый товар за свою жизнь на рынке проходит через четыре этапа:
- выведение на рынок (в этот период нет большого объёма и большой прибыли, требуются таланты маркетологов для продвижения товара);
- рост (прибыль и объёмы продаж растут);
- зрелость (объём и прибыль стабилизируются, рост прекращается, товар максимально узнаваем на рынке);
- упадок (прибыль и продажи падают, покупатели предпочитают более современные и актуальные аналоги).
Товар, на который больше нет спроса, выводят из оборота. Этот процесс называется элиминацией.
Чтобы понять, на какой стадии находится товар, нужно проанализировать объёмы продаж и темпы роста числа продаж. Для каждой стадии есть свои маркетинговые стратегии. Например, нет смысла в активной рекламе на стадии зрелости товара, когда он и так узнаваем.
Примеры употребления на «Секрете»
«Выбирайте ответственных поставщиков: этические ценности вашей компании должны соблюдаться на всех этапах жизненного цикла продукта».
(Экоконсультант компании «Зелёный драйвер» Полина Григорьева — о том, как сократить экослед.)
«Ни один маркетолог не делал бы лонч продукта в food-сегменте с названием отравляющего вещества. Это не совместимо с жизненным циклом товара в пищевом сегменте».
(PR-консультант Валентина Максимова — об энергетике «Новичок».)
История
Понятие жизненного цикла товара ввёл американский маркетолог Теодор Левитт в 1965 году.
Нюансы
Экономисты, в дальнейшем развивающие концепцию Левитта, расширяли число этапов жизненного цикла товара, добавляя туда:
- разработку товара;
- насыщение рынка;
- зарождение;
- развитие;
- старение и отмирание;
- реанимацию.
Факт
Жизненный цикл продукта также отображается с помощью кривых, демонстрирующих спрос на него.
Классический цикл выглядит так:
Этот график может варьироваться в зависимости от вида товара: сезонные товары будут демонстрировать рост — спад — рост — спад; модные товары — быстрый рост и быстрый спад; товары, удачно адаптируемые под запрос покупателя, имеют «гребешковую» кривую — периоды роста без периодов спада.
Статью проверил:
Михаил Хачатурян, к. э. н., доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ