secretmag.ru
Энциклопедия2 мин.

Что такое жизненный цикл продукта. Объясняем простыми словами

Жизненный цикл продукта — период обращения товара на рынке.

Товары имеют свойство устаревать и утрачивать актуальность. Каждый товар за свою жизнь на рынке проходит через четыре этапа:

  • выведение на рынок (в этот период нет большого объёма и большой прибыли, требуются таланты маркетологов для продвижения товара);
  • рост (прибыль и объёмы продаж растут);
  • зрелость (объём и прибыль стабилизируются, рост прекращается, товар максимально узнаваем на рынке);
  • упадок (прибыль и продажи падают, покупатели предпочитают более современные и актуальные аналоги).

Товар, на который больше нет спроса, выводят из оборота. Этот процесс называется элиминацией.

Чтобы понять, на какой стадии находится товар, нужно проанализировать объёмы продаж и темпы роста числа продаж. Для каждой стадии есть свои маркетинговые стратегии. Например, нет смысла в активной рекламе на стадии зрелости товара, когда он и так узнаваем.

Примеры употребления на «Секрете»

«Выбирайте ответственных поставщиков: этические ценности вашей компании должны соблюдаться на всех этапах жизненного цикла продукта».

(Экоконсультант компании «Зелёный драйвер» Полина Григорьева — о том, как сократить экослед.)

«Ни один маркетолог не делал бы лонч продукта в food-сегменте с названием отравляющего вещества. Это не совместимо с жизненным циклом товара в пищевом сегменте».

(PR-консультант Валентина Максимова — об энергетике «Новичок».)

История

Понятие жизненного цикла товара ввёл американский маркетолог Теодор Левитт в 1965 году.

Нюансы

Экономисты, в дальнейшем развивающие концепцию Левитта, расширяли число этапов жизненного цикла товара, добавляя туда:

  • разработку товара;
  • насыщение рынка;
  • зарождение;
  • развитие;
  • старение и отмирание;
  • реанимацию.

Факт

Жизненный цикл продукта также отображается с помощью кривых, демонстрирующих спрос на него.

Классический цикл выглядит так:

Этот график может варьироваться в зависимости от вида товара: сезонные товары будут демонстрировать рост — спад — рост — спад; модные товары — быстрый рост и быстрый спад; товары, удачно адаптируемые под запрос покупателя, имеют «гребешковую» кривую — периоды роста без периодов спада.

Статью проверил:

Михаил Хачатурян, к. э. н., доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ