secretmag.ru
Энциклопедия5 мин.

Что такое утилизационный сбор и как его рассчитать. Объясняем простыми словами

Утилизационный сбор — обязательный разовый платеж в государственный бюджет, который платят импортёры, производители и покупатели автомобилей и других транспортных средств (ТС), специальной техники, самоходных машин и прицепов. С 1 октября 2024 года утилизационный сбор в России в очередной раз вырастет. Сначала платёж поднимется на 70–85%, а затем будет ежегодно индексироваться на 10–20% до 2030 года.

Статью проверил:

Юлия Шлёнская
президент таможенного брокера КВТ Сервис

Проще говоря, по сути, утилизационный сбор — это налог. В теории эти деньги потратят на утилизацию автомобиля, когда тот придёт в негодность, а материалы отправят на переработку.

По закону, сбор взимают ради экологической безопасности, для защиты здоровья человека и окружающей. Но также распространено мнение, что на деле утилизационный сбор стал ещё одной таможенной пошлиной.

Деньги за утилизацию нужно оплачивать:

  • производителю авто, которое изготовлено в России;
  • импортёру за машину, которую он ввозит в Россию;
  • покупателю, если ранее за его авто не взимался утильсбор.

Как рассчитывают утилизационный сбор

Расчёт суммы утилизационного сбора осуществляют по формуле:

Базовая ставка * коэффициент = сумма утилизационного сбора.

Какая базовая ставка для утиль сбора? Её и коэффициент устанавливает правительство. На легковые автомобили в 2023 году базовая ставка составляет 20 000 рублей, для грузовиков уже 150 000 рублей, а на спецтехнику — 172 500 рублей. Предварительно на 2024 год сбор будет аналогичным.

Коэффициенты зависят параметров автомобиля — возраста, категории, объёма двигателя. Например, вы хотите привезти из-за границы новую или почти новую машину с мотором не больше 3 литров, то базовую ставку нужно будет умножить на 0,17. Получится 3400 рублей.

Если авто старше трёх лет, то коэффициент вырастает до 0,26, а сумма платежа — до 5200 рублей.

Коэффициенты утильсбора

С 1 августа 2023 года изменились некоторые коэффициенты расчёта утилизационного сбора.

Например, значительно подорожал утильсбор для любителей мощных машин. Для авто с двигателями 3–3,5 литра коэффициент с 0,17 поднялся до 48,5, а для машин с ещё большим мотором — до 61,76.

То есть если до августа 2023 года физлица за машины с такими двигателям платили утилизационный сбор в размере 3 400 рублей, то теперь им нужно будет отдать около миллиона рублей.

Для покупателей более скромных машин ставка и коэффициенты остались прежними. Но появилось новое правило: если человек захочет продать ввезённую из-за границы машину в течение года, ему придётся платить сбор по коэффициентам для юрлица. А они тоже выросли:

  • для двигателей до 1 литра коэффициент был 2,41, а стал 4,06;
  • для 1–2-литровых авто коэффициент был 8,92, а стал 15,03;
  • для 2–3-литровых авто коэффициент был 14,08, а стал 42,24.

Каким будет утильсбор после октября 2024 года

Ставка для легковых автомобилей с двигателями 1–2 литра составит около 556 000 рублей в конце 2024 года (сейчас 300 600 рублей) и около 667 000 рублей — в 2025 году.

При этом утильсбор не затронет физлиц, которые ввозят машину в РФ с двигателем до 3 литров для личного пользования. То есть для ввоза авто, например, из Японии ничего не изменится. А вот производители и импортёры столкнутся с ростом расходов.

Эксперты считают, что новая мера может привести к росту цен на авто. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, повышение тарифов нужно для поддержки отечественного автомобильного рынка.

История утилизационного сбора в России

Пилотный проект по утилизационному сбору появился в 2009 году при утверждении федеральной программы по утилизации автомобилей. Хозяин старой машины мог сдать её на переработку, уплатив при этом государству фиксированный сбор в 3000 рублей. Взамен человек получал сертификат на скидку 50 000 рублей на покупку нового автомобиля (авто при этом должно быть отечественным либо же иномарка, которую собирали в России).

В 2012 году тогда премьер-министр России Владимир Путин посещал завод «АвтоВАЗ» в Тольятти, где провёл совещание по вопросам автопрома. На совещании Путин поддержал идею представителя международной природозащитной организации Greenpeace (в 2023 году признана нежелательной в России) о необходимости ввести ответственность производителей автомобилей при утилизации отходов.

© Агентство «Москва»

На совещании эксперты заявляли, что таким образом ещё и смогут защитить Россию от резкого роста объёма ввоза подержанных иномарок, которые якобы не отвечают современным экологическим требованиям и требованиям безопасности. Предполагалось, что в России будет огромный наплыв иномарок, ведь накануне Россия присоединилась к ВТО, одним из условий для которого было снижение ввозных пошлин.

В том же 2012 году утвердило правила взимания автомобилей на утиль и ставки сбора.

Изначально его платили только импортёры. С 2014 года начали выплачивать и автоконцерны (для локализованных автоконцернов ввели субсидии, сопоставимые с размером сбора, при условии подписанного контракта с Минпромторгом).

Когда не нужно платить утильсбор

  • автомобиль как личное имущество ввезли в Россию вынужденные переселенцы или участники по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа;

автомобиль принадлежит консульствам, дипломатическим представительствам, международным организациям, сотрудникам таких организаций или членам их семей;

  • с года выпуска автомобиля прошло 30 и более лет.

Критика утильсбора

В 2021 году Счётная палата раскритиковала утильсбор. По мнению ведомства, он не выполняет той функции, ради которой был введён, — снизить уровень загрязнения окружающей среды. Сейчас он не в состоянии обеспечить экологическую безопасность, защиту здоровья людей и окружающей среды от вредного воздействия транспорта. «Очевиден приоритет для государства фискальной и регулирующей функций утилизационного сбора над обеспечением экологической безопасности как цели сбора, сформулированной при его установлении», — указали аудиторы.

Пример упоминания на «Секрете»

«Поставить на учёт машину, растаможенную, например, в Казахстане, Армении или Киргизии, тоже может быть непросто. В России за неё придётся выплатить утилизационный сбор, а для этого может понадобиться таможенная декларация. Если же её нет, то в связи с запросом за рубеж, авто может зависнуть на приличный срок, вплоть до нескольких месяцев».

(Из материала о проблемах с машинами, ввезёнными по серой схеме.)

Статью проверила:

© фото предоставлено экспертом

Юлия Шлёнская, президент таможенного брокера КВТ