Что такое теневой флот и как танкеры-призраки помогают увиливать от санкций. Объясняем простыми словами
Проще говоря, теневой флот — вынужденная мера для тех, кому западные страны запрещают торговать нефтью. Первыми теневой флот создали Иран, Ирак и Венесуэла. А с недавнего времени такой схемой стала пользоваться и Россия, по крайней мере об этом говорят западные СМИ, в частности CNN и Bloomberg.
Обычно танкеры теневого флота ходят под флагами стран, где нет жёстких правил судоходства. Это, например, Панама, Либерия и Маршалловы Острова. Собственники судов чаще всего ограниченно контактируют с властями США или ЕС, поэтому контролировать соблюдение ими санкций сложнее. Теневой флот также удобно использовать из-за широкой и запутанной сети подставных компаний, на которые зарегистрированы такие танкеры.
Ещё одна особенность теневого флота — его возраст. Большинство танкеров старше 15–20 лет, часть из них ранее была в составе регулярного флота других стран. Эксперты говорят, что владельцы таких танкеров участвуют в теневой перевалке ради прибыли.
Точно установить это довольно сложно из-за непрозрачности рынка, но в среднем, по данным наблюдателей, ставки на доставку венесуэльских или иранских баррелей вдвое или втрое выше рыночных.
Речной или морской танкер — судно для перевозки жидких грузов. Его размеры и грузоподъёмность могут быть разными. Танкер оснащён насосами для перекачки жидкостей в порту. Они находятся внизу в грузовом пространстве, которое разделено на отделения.
Танкеры в зависимости от назначения разделяют на несколько типов:
- нефтевозы — для любых нефтепродуктов;
- продуктовозы — для пищевых жидкостей;
- газовозы — для сжиженного газа;
- химовозы — для химических растворов;
- бункеровщики — судна общего назначения, для транспортировки разных грузов.
Нефтевозы относят к источникам высокого экологического риска. Поэтому они должны иметь двойное дно и борта, чтобы при аварии снизить риск разлива нефти.
Но основная характеристика танкера — количество груза, которое он способен перевозить:
- малотоннажные — 6000 – 24 900 тонн;
- среднетоннажные — 25 000 – 44 900 тонн;
- крупнотоннажные — 45 000 – 320 000 тонн.
Как флот оказывается в тени
Обходить ограничения помогает сложная и запутанная сеть фирм, на которые зарегистрированы суда, а также отключение в пути маячков (автоматические системы идентификации AIS или транспондеры), по которым их можно отследить.
Передвижение танкеров и их загрузку отслеживает онлайн-сервис Marinetraffic. Для этого и нужен маячок (AIS-транспондер). Его сигнал передаётся наземным станциям слежения и на спутники. Таким образом можно определить маршрут судна и оценить его осадку, а значит, загрузку товаром.
Когда суда с отключёнными маячками проходят через терминалы, нефть, которую они перевозят, смешивают с другими сортами. Определить её происхождение становится сложнее, и это на руку конечным покупателям и продавцам.
В 2023 году журналисты The New York Times обнаружили новую схему с геолокацией танкеров, перевозящих российскую нефть.
По данным авторов расследования, суда не просто отключают маячки, а используют технологию подмены координат. Так они скрывают местонахождение и продолжают пользоваться страховкой западных компаний. Например, журналисты нашли шесть танкеров, стоявших у берегов РФ в тот момент, когда транспондер показывал другое место.
Что известно про теневой флот России
Россия, по уверениям западных СМИ, занялась развитием танкерного флота в 2022 году на фоне санкций стран Запада. Какая-либо объективная статистика по теневому флоту отсутствует, поэтому точное количество состоящих в нём судов неизвестно.
Британская газета Financial Times написала, что в декабре Россия якобы приобрела для теневого флота более 100 устаревших танкеров. Издание утверждало, что суда планировалось использовать для поставок сырья в Индию, Китай и Турцию.
Как рассказали газете эксперты, на рынке стало больше новых и часто анонимных покупателей танкеров со сроком эксплуатации от 12 до 15 лет. По его словам, эти суда планируется списать в ближайшие годы. «Мы уверены, что большинство этих судов предназначены для России», — подчеркнул эксперт.
В компании Braemar подсчитали, что в 2022 году РФ закупила до 109 танкеров напрямую или через посредников, в том числе:
- до 29 супертанкеров (каждый может перевозить до 2 млн баррелей нефти);
- 31 танкер размером Suezmax (около 1 млн баррелей);
- 49 танкеров Aframax (около 700 000 баррелей).
Аналитики считают, что закупка кораблей для теневого флота может смягчить негативный эффект от санкций, но не компенсирует потери России от сокращения объёмов нефтяного экспорта.
По оценке Energy Intelligence, удерживать морской экспорт нефти на уровне выше 4 млн барр/сут. России позволяет флот из примерно 350 нефтяных танкеров.
В свою очередь, CNN в марте 2023 года насчитал порядка 600 танкеров, которые Россия якобы использует для перевозки подсанкционной нефти. Это примерно 10% мирового рынка. Телеканал утверждает, что каждый месяц флот страны пополняется на 25–35 танкеров.
Старший аналитик Kpler Мэтью Райт рассказал, что суда, которые перевозят нефть из РФ, бывают «серыми» и «тёмными». «Серые корабли» выкупили у европейских собственников фирмы Ближнего Востока и Азии после начала СВО. «Тёмными кораблями» владеют иранские и венесуэльские компании. Райт пояснил, что систему автоматической идентификации отключают как раз «тёмные корабли».
Россия, закономерна, информацию о призрачном флоте не комментировала.
Как США ударили по теневому флоту
В апреле Bloomberg со ссылкой на источник написал, что индийскую танкерную компанию Gatik Ship Management, перевозившую российскую нефть, лишили стандартной отраслевой страховки. Собеседник агентства уточнил, что Gatik намеревалась перевозить нефть, приобретённую по ценам выше установленных G7.
Страховка покрывала ущерб компании от столкновения или разлива нефти. Кроме того, без этой страховки суда не смогут войти в некоторые проливы и порты. Bloomberg назвал это ударом США по теневому флоту России.
Агентство отмечало, что Gatik Ship Management ранее не была на слуху и не вносила какой-либо весомый вклад в транспортировку топлива. Но внезапно в 2022 году она собрала флот из 48 танкеров, которые могут перевозить 30 млн баррелей нефти. Также Bloomberg утверждает, что все суда компании заходили в российские порты и забирали нефть и нефтепродукты.
Теневой флот Ирана
С 2019 года из-за американских санкций в тень ушёл танкерный флот Ирана. Сейчас невозможно точно отследить ни количество судов в нём, ни объёмы и пути вывозимой иранской нефти. В феврале 2023 года Financial Times писала, что за два месяца с начала года по меньшей мере 16 иранских танкеров-призраков перешли на перевозку российской нефти.
Каков официальный флот России
По данным отраслевого издания «Морские вести России», по состоянию на начало 2021 года в РФ насчитывалось 1446 судов суммарным дедвейтом (полной грузоподъёмностью) около 23,1 млн тонн. Более половины тоннажа (62,2%) приходилось на корабли, эксплуатируемые под иностранными флагами.
Россия не только нанимает иностранные танкеры, но и строит свои. В 2022 году судостроительная компания «Звезда» завершила строительство и сдала заказчикам два танкера для перевозки нефти — «Океанский проспект» и «Академик Губкин».
Эти суда входят в проект, в рамках которого верфь должна построить 28 судов, в том числе 10 нефтеналивных танкеров. Первые два танкера проекта — «Владимир Мономах» и «Владимир Виноградов» — компания сдала в 2021 году. Все танкеры типа Afromax, ранее в России они не строились.
Суда называют «зелёными», поскольку они спроектированы с соблюдением высоких стандартов по экологической безопасности и могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе.
В октябре 2022 года намерение увеличить танкерный флот России озвучил вице-премьер Александр Новак. «Что касается экспортной переориентации потоков, у нас есть такие планы. И, кстати, мы будем стимулировать производство танкеров, танкерного флота для перевозок», — сказал он.
Мировой танкерный флот
Сейчас в мире насчитывается более 7 000 нефтяных танкеров. Их используют для перевозки нефти и нефтепродуктов как по рекам, так и по морям и океанам.
Как писал Bloomberg, после пандемии коронавируса в мире резко подскочил спрос на нефтяные танкеры. А стоимость производства танкеров растёт с ростом заказов. За 2022 год цена поднялась на 14% и достигла $45 млн за судно.