Что такое стартап. Объясняем простыми словами
Существуют разные мнения, что же составляет сущность стартапа, соответственно, определения разнятся. К отличительным признакам стартапа относят:
- возраст: это молодая или только зарождающаяся компания с короткой историей присутствия на рынке;
- рост: стартапы ориентированы на быстрый рост и масштабирование бизнес-модели, а также на захват доли рынка, а не быструю окупаемость;
- инновации: стартапы предлагают уникальные решения, основанные на новых технологиях;
- экономность: стартапы пытаются действовать с минимальными ресурсами и в процессе привлекать сторонние инвестиции;
- venture-backed: классическая характеристика стартапа — привлекать инвестиции от венчурных инвесторов, которые рискуют своим капиталом. Прочие инвестиции не делают из малого бизнеса стартап;
- неопределённость: это бизнес с высокими рисками для инвестора, трудно предсказать, станет проект единорогом или провалится с треском;
- убыточность: стартапы, как правило, всегда инвестируют в рост больше, чем зарабатывают в моменте, поскольку инвесторы рассчитывают на заработок в будущем, когда бизнес достигнет определённого масштаба;
- культура: стартапы отличает сплочённость команды, увлечённость идеей проекта, свобода самовыражения, готовность работать авансом и сверхурочно ради опыта и будущих достижений.
Примеры известных компаний, выросших из стартапов, — Instagram, Twitter, Facebook, Uber, Airbnb, SpaceX, Snapchat.
Пример употребления на «Секрете»
«Стартап позволяет расширить квалификацию, освоить новые технологии и предметные области. В стабильной корпорации процессы организованы хорошо и люди мало отличаются от винтиков — это, собственно, определение процесса. Каждый занят своим делом, обязанности прописаны, деятельность регламентирована, постановка задач формализована. Невозможно представить, чтобы в Oracle или SAP серверный программист на недельку подменил продажника. А в стартапе подобное случается сплошь и рядом, потому что людей вечно не хватает, а организация труда — никакая. Сегодня ты здесь, завтра — там. И каждый день даёт новый опыт, новые знания, новые ключевые слова в резюме».
(Главный евангелист компании Apple Гай Кавасаки — о том, как настроиться на предпринимательство.)
Нюансы
У стартапов есть свой цикл жизни:
- Формирование бизнес-идеи, которая решает реальную проблему потребителя.
- Запуск минимального жизнеспособного продукта (MVP), чтобы проверить гипотезу.
- Достижение product-market fit — принятия продукта рынком.
- Масштабирование проекта с помощью инвестиций в рекламу, привлечения партнёров и т. п.
- Достижение зрелости — устойчивой позиции на рынке.
История
Считается, что термин «стартап» появился в 1939 году, когда выпускники Стэнфорда основали компанию Hewlett-Packard, назвав её стартапом; впоследствии она стала крупным поставщиком аппаратного и программного обеспечения. Термин стал использоваться в журналах Forbes и Business Week в 1970-х годах и окончательно закрепился в 1990-х во время бума доткомов.
Статью проверил
Денис Ефремов, принципал Fort Ross Ventures