secretmag.ru
Опубликовано 26 января 2017, 18:17

«Стартап по Кавасаки»: Как настроиться на предпринимательство

Советы евангелиста Apple

В издательстве «Альпина Паблишер» вышел новый перевод книги «Стартап по Кавасаки» главного евангелиста компании Apple Гая Кавасаки, который успел стать инвестором в десятки успешных стартапов, лицом Mersedes и профессором университета Беркли. Автор любит повторять, что «предприниматель — это не работа, а состояние ума», и помогает настроиться на такое состояние и удержаться на плаву любому человеку, который начинает какое-то новое великое дело.

«Стартап по Кавасаки»: Как настроиться на предпринимательство

В издательстве «Альпина Паблишер» вышел новый перевод книги «Стартап по Кавасаки» главного евангелиста компании Apple Гая Кавасаки, который успел стать инвестором десятков успешных стартапов, лицом Merсedes и профессором Университета Беркли. Автор любит повторять: «Предприниматель — это не работа, а состояние ума», и его книга должна помочь настроиться на такое состояние и удержаться на плаву любому человеку, который начинает какое-то новое великое дело.

Концепция

Прощупайте свои слабые места

Есть три вещи, которые делают лидера уязвимым. Первое слабое место — неповоротливость: однажды выбрав успешную стратегию, он упрямо следует ей. Компания IBM продавала свои компьютеры только через дилеров, и потому прямые продажи их конкурентов из Dell стали инновацией. Второе слабое место: то, чем недовольны клиенты лидера. Например, необходимость клиентов преуспевавшей сети видеопроката Blockbuster ехать в магазин, чтобы сдать старый фильм и взять новый, открыла дверь на рынок конкурентам из Netflix, «доставлявшим» файл на компьютер клиента. В-третьих, лидер может настолько увлечься выкачиванием денег, что забывает о необходимости развития. Вот почему позиции Microsoft Office становятся уязвимыми с появлением Google Docs.

Найдите единомышленников

Следующий шаг — сплотить вокруг себя людей, с которыми вы отправитесь в своё Большое Приключение, как Фродо Бэггинс из «Братства кольца». Да, людям нравятся «творцы-одиночки»: Томас Эдисон (лампочка накаливания), Генри Форд (знаменитая Model T), Анита Роддик (Body Shop), Ричард Брэнсон (Virgin Airlines), но это — не ваш случай. Успешные компании обычно возникают и добиваются успеха благодаря совместным усилиям хотя бы двоих единомышленников. Вполне возможно, что потом, спустя какое-то время, в людской памяти останется только один из основателей, но рисковать всегда лучше в компании.

Плывите по течению

Бывает, что появляются покупатели, на которых вы и не рассчитывали, и начинают использовать ваш продукт совершенно не по назначению, как это было в случае с Avon: молодые мамы стали неожиданно активно покупать лосьон Skin So Soft — оказалось, что он отлично работает как детское средство против насекомых! В Avon за идею зацепились и теперь именно так его и продают.

Если подобное произойдёт с вами, а) не паникуйте; б) попытайтесь прислушаться к тому, что говорит вам рынок. Возможно, он оказывает вам услугу и подталкивает именно туда, где вам и нужно быть. С этим вполне можно смириться, не правда ли? В конце концов, иногда лучше плыть по течению, чем с ослиным упрямством тянуть груз, который всё равно окажется никому не нужен.

Не забывайте про личные истории

Эпичность совсем необязательна, важна иллюстративность. Сравните «Мой отец купил "Кадиллак", отъездил на нём почти 250 000 километров, а тому хоть бы что» с «Этот автомобиль прослужит вам очень долго». Или «Я дал своему сыну-подростку попользоваться телефоном на платформе Android, и он понравился ему больше, чем iPhone» с «Телефоны на Android — хорошие».

А вот ещё: «Моя девушка решила продать свои коробочки-дозаторы конфет Pez в интернете» и «Мне захотелось создать идеальный онлайн-рынок» (последнюю историю рассказывал Пьер Омидьяр — она о том, как появился eBay).

Убейте своих дойных коров

Macintosh некогда убил модель Apple II. Было бы лучше для Apple, если бы Macintosh был создан конкурентами? Или если бы компания Apple не разработала Macintosh и бесконечно продолжала линейку компьютеров Apple? Да ни в коем случае.

Эта рекомендация — ещё одна причина, почему интересы компании нужно ставить на первое место. То, что вы делаете, угрожает привычному положению вещей, поэтому лучше бы вам придерживаться корпоративных интересов, а не слушать своё эго. Если вы не убьёте своих дойных коров сами, это сделает кто-то другой

Лидерство

Излучайте оптимизм

У лидера не может быть плохих дней. Вы не можете позволить себе ни страха, ни сомнений, ни уныния. От вас ждут оптимизма — каждый божий день. Вы не должны полностью игнорировать проблемы и ошибки — в этом случае толку от вас чуть, вы ещё хуже пессимиста, но я не могу припомнить, например, Стива Джобса грустным и загруженным проблемами. Злым, раздражённым, возмущённым — да, но сломленным — никогда.

Когда вас настигает уныние и одолевают сомнения, поплачьтесь супругу или супруге, коллегам, не имеющим отношения к вашему стартапу, единомышленнику, которому полностью доверяете, маме, наконец. Но никогда и ни за что не идите жаловаться своим сотрудникам. Они всегда должны видеть, что вы верите в себя и в них. И верить вслед за вами.

Найдите своего Морфеуса

Лучший тест на этот случай — один простой вопрос: «Вы когда-нибудь увольняли или сокращали своих сотрудников?» Если в ответ услышите «нет», продолжайте искать. Если глава компании — инь, то этот человек — ян. Если глава компании — дверь, то этот человек — ключ, который эту дверь открывает. Глава компании решает, что делать, — Морфеус спрашивает, что может пойти не так. Это не противостояние, это две чаши весов.

В любой компании найдётся человек, не желающий следовать намеченным курсом и ставящий под сомнение всё, что только можно. Иногда это на пользу — именно от него вы узнаете, что «эксперты», предрекающие вам крах, вполне могут ошибаться. Но такое сомнение может быть губительным. Для этого и нужен Морфеус — он поможет вам отличить «правильное» сомнение от «неправильного» и укажет, в чём вы ошибаетесь.

Будьте скромнее

Запомните четыре простые фразы и используйте их в разговоре с сотрудниками, клиентами, инвесторами и партнёрами. Чем лучше лидерские качества начальника, тем меньше он боится этих фраз: «Я не знаю», «Спасибо», «Поступайте, как считаете правильным», «Это моя вина».

Не буду утверждать, что эти фразы слетали когда-нибудь с уст некоторых известных и успешных лидеров, но думаю, что если они их и игнорировали, то сознательно, вразрез с общепринятой практикой. А в то, что настоящего успеха можно добиться, только став засранцем, я не верю и не поверю никогда.

Нанимайте только тех, кто лучше вас

Стив Джобс любил повторять: игроки класса А нанимают игроков класса А, игроки класса B — игроков класса С, а игроки класса С — игроков класса D. Следуя этой логике, вы совсем скоро доберётесь до класса Z, и вместо «поля чудес» у вас получится «страна дураков».

Я посмею немного дополнить концепцию Стива: «Игроки класса А нанимают игроков класса А+». Если бы должностные обязанности членов правления состояли из одного-единственного пункта, то этот пункт был бы «нанимать только тех управляющих, чьи профессиональные качества превосходят ваши собственные». Чтобы это стало реальностью, руководитель и прочие менеджеры компании должны обладать тремя важнейшими качествами: скромностью — чтобы осознать, что есть на свете люди, способные делать их работу лучше них; мудростью — чтобы отличить игроков класса А от игроков класса А+; уверенностью в себе — чтобы решиться нанять тех, кто лучше них.

Вырастите профессионалов сами

Не так уж много предпринимателей это понимают, но любому стартапу нужны три вида игроков класса А+ — в зависимости от того, на какой стадии он находится: камикадзе, готовые работать по 16 часов в день, лишь бы проект состоялся; исполнители, приходящие вслед за камикадзе и создающие инфраструктуру; операторы, получающие удовольствие от того, что всё отлажено и работает безотказно. Таким образом, ваши профессионалы должны быть не просто лучше главы компании и управленцев — они должны быть другими. В хорошем стартапе люди должны обладать разными навыками и умениями, чтобы дополнять друг друга, а не делать одну и ту же работу на разных уровнях.

Специалистами класса А или А+ не рождаются, ими становятся. Каждому приходится где-то начинать, так почему бы вам не вырастить себе своих профессионалов? Посмотрите на тех, кто начал путь наверх с работы стажёром: Дик Чейни — Конгресс США. Бетси Джонсон — журнал Mademoiselle. Опра Уинфри — телеканал WLAC-TV (Нэшвилл, США). Стивен Спилберг — кинокомпания Universal Studios. Конечно, далеко не каждому дано стать Джонсон, Уинфри, Спилбергом, специалистом класса А или А+, но одна из обязанностей настоящего лидера — дать людям шанс стать лучше и помочь им в этом.

Начните с собственных недостатков

Вполне вероятно, что ошибки ваших подчинённых — на вашей совести. Говорят, что руководителя, которому пришлось уволить сотрудника, нужно уволить следом — ведь именно его руководство привело к столь печальным последствиям. Поэтому каждый «разбор полётов» следует начинать с фразы «Руководитель у вас мог бы быть и получше». Люди, способные на такую самокритику, наверняка преуспеют в качестве руководителей хотя бы потому, что умеют брать на себя ответственность за плохие результаты. Но что не менее важно — своим примером он вдохновляют подчинённых. Обратите внимание: «вдохновляют», а не «пугают».

Плохие руководители оценивают себя по своим намерениям, а подчинённых — по результатам их работы: «Я надеялся достичь своих целей, но вы-то своих не достигли». Прощать себе собственные недостатки гораздо проще, чем понимать и принимать чужие. Вести же себя надо с точностью до наоборот: судите себя по результатам, а других — по намерениям. К себе надо быть более требовательным, чем к другим. Конечно, нельзя вечно судить по намерениям того, кто раз за разом ошибается и не может ничего добиться. Но даже и в этом случае в первую очередь нужно упрекать себя — за то, что не разглядели на собеседовании плохого работника или недостаточно хорошо его обучили.

Не заставляйте других делать то, чего не стали бы делать сами

Долгое время моей любимой передачей была «Грязная работёнка». Её ведущий Майк Роу ездит по Америке и берётся за работу, которую многие сочли бы для себя отвратительной: вывоз мусора, смешивание красителей на фабриках, чистка канализации, уборка хозяйственных помещений на фермах и тому подобное. На собственном примере Роу показывает одно из главных свойств хорошего лидера: никогда не заставляйте людей делать то, чего не стали бы делать сами. Это не значит, что вы должны превратиться в психа с мазохистскими замашками, но этот нехитрый принцип поможет вам сблизиться с собственными подчинёнными и сгладит возможное противостояние «они против нас».

Деньги

Как подманить ангела

Многие бизнес-ангелы видят в вас возможность реализовать свои несбывшиеся мечты. И, чего уж греха таить, вернуть молодость. Сами они создавать бизнес по каким-то причинам не могут или не хотят, зато от души наслаждаются, наблюдая за тем, как это делаете вы. То ли «пассивное предпринимательство», то ли «предпринимательский вуайеризм».

«Совет по инвестициям» любого бизнес-ангела — не коллеги, не партнёры и не эксперты. Это их мужья и жёны, которые, конечно, профессионалами не являются. Значит, крайне важно научиться объяснять суть своего бизнеса простым и понятным способом. В качестве проверки можете спросить собственную жену или мужа, согласились бы они в вас инвестировать.

Венчурные капиталисты ведут дела с кем угодно: деньги есть деньги. Бизнес-ангелы же относятся к начинающим предпринимателям как к детям: «Какая замечательная девчушка. Надо обязательно ей помочь». Идите им навстречу. Очаровывайте. Стремитесь нравиться.

Инвестируя, ангелы преследуют в первую очередь общественные интересы, и лишь затем — финансовые. Поэтому здесь чрезвычайно велико значение общественных связей — мнение общих знакомых, друзей. Если вами заинтересуется один член «ложи», можете рассчитывать на поддержку остальных. Лучший способ добиться расположения одного бизнес-ангела — привлечь инвестиции другого.

Подумайте, стоит ли связываться с венчурными капиталистами

Вы должны понимать, во что ввязываетесь. Получение денег от венчурных капиталистов — процесс долгий, нервный и выматывающий. И это в самом лучшем случае. Хотите, расскажу вам крайне интересную и поучительную историю об одной «венчурной капиталистке».

Однажды она пригласила своего отца в очень дорогой и пафосный ресторан, да ещё и заехала за ним на шикарном новеньком BMW. Можете себе представить, что ей пришлось выслушать по дороге? Отцы есть отцы: пекутся о деньгах своих детей чуть ли не больше, чем сами дети. До ресторана, они, впрочем, доехали, вошли внутрь и даже поужинали. Через пару часов, выйдя из ресторана, они увидели, что машина стоит на том же месте, где они её оставили. «Вот видишь, — сказала наша героиня, решив воспользоваться моментом. — Поэтому я и купила BMW. Такую машину никогда не уберут от главного входа — не дураки же они от такой рекламы отказываться. А нам не нужно ждать парковщика». Стоило ей это сказать, как к ним подошёл явно недовольный парковщик. «Мисс, вы унесли ключи с собой, — говорит он. — Мы не могли отогнать ваш автомобиль».

Венчурные капиталисты откроют вам двери в мир больших продаж и выгодных союзов. Они помогут вам приманить потенциальных инвесторов, спасут вас от фатальных ошибок, привлекут квалифицированные кадры, заставят общество воспринимать вас всерьёз, но вряд ли они разбираются лучше вас в вопросах разработки, маркетинга, продаж, производства, управления финансами или операционной деятельности. Впрочем, никто не может запретить вам верить, будто именно ваши капиталисты — профессионалы во всём: как-то же они ворочают сотнями миллионов долларов!

Их деньги не гарантируют вам успех. Венчурные компании вкладывают деньги во множество проектов и прекрасно понимают, что в большинстве случаев не выиграют. Если бы капиталисты играли в бейсбол, они не стали бы профессионалами — из-за низкого индивидуального уровня игры. Их лояльность, что бы они там ни говорили, закончится ровно через год после того, как вы впервые не сможете сдержать данное обещание. Они вам не друзья, их интересуют деньги. Это не значит, что они плохие люди, просто бизнес есть бизнес — не забывайте об этом ни на минуту.

Продажи

Подготовьтесь к презентации

Вопрос: Как узнать, когда предприниматель рекламирует себя? Ответ: Его губы шевелятся. Если в том месте, где вы собираетесь проводить презентацию, нет проектора — это ваша вина. Если он всё-таки есть, но не хочет работать с вашим ноутбуком, — это ваша вина. Если во время выступления у него вдруг лопается линза — это ваша вина. Если вы долго раскачиваетесь, выглядите рассеянным и с каждой секундой всё больше упускаете аудиторию — это ваша вина.

Когда вы выучите свою презентацию назубок, до последней буквы и запятой, — вот тогда вы достигнете нужного уровня эффективности. Особых секретов тут нет. Кроме одного: тренировка, тренировка и ещё раз тренировка. «Плохо репетируете — плохо выступите». В среднем для достижения идеального результата человеку требуется не меньше 25 «прогонов».

В качестве аудитории подойдут коллеги, подчинённые, родственники, друзья — да кто угодно: возьмите хоть собаку или аудиторов, так кстати нагрянувших к вам с проверкой. Без подготовки не достичь высот. Даже Стив Джобс репетировал часами, а вы — не он. Плохо репетируете — плохо выступите, исключений из этого правила нет. Так что не останавливайтесь. Снимите на видео репетицию своей презентации. Если можете смотреть на это без смущения — вы готовы.

Бросьте вызов лидеру

Сет Годин в своей книге «Библия бутстрэппера: как построить собственный бизнес с нуля, имея хорошую идею и (почти) не имея денег» приводит доводы в пользу сравнительного позиционирования как одного из методов бутстрэппинга. Вместо того чтобы продвигать собственный продукт, вы преподносите его как альтернативу уже существующему известному бренду (или тренду). Вот несколько примеров: Lexus: «Так же хорош, как Mercedes или BMW, но на 30% дешевле». Southwest Airlines: «Дёшево, как на машине». 7UP: «Не-кола». Avis: «Мы больше стараемся» (чем Hertz).

Ориентируйтесь на человеческое

Возьмём для примера несколько великих брендов: Virgin, Levi Strauss, Nike, Harley-Davidson и Etsy. Всё это компании с человеческим лицом: очаровательная красавица Вирджиния, задорный юноша Леви, рисковый храбрец Найк, разудалый бунтарь Харли, прилежная мастерица Этси. Конечно, это качество совсем не обязательно для успеха, можно вспомнить десятки, если не сотни компаний, никак не ассоциирующихся с человеческими качествами: Microsoft, Oracle, United Airlines и множество других. Но если человеческое лицо — это то, что, как вам кажется, нужно вашему стартапу, вот несколько советов, как его обрести:

Ориентируйтесь на молодёжь

Неважно, кто именно купит ваш продукт, в центре внимания «гуманизированного» бренда всегда молодёжь. Статистики у меня под рукой, к сожалению, нет, но здесь достаточно и голых фактов: возрастная аудитория вполне охотно покупает товары, позиционируемые как молодёжные. Вы же не будете отрицать, что за рулём Toyota Scion или MINI Cooper легко представить не только студента, но и вполне солидного, лысеющего уже джентльмена?

Смейтесь над собой

Большинство компаний абсолютно не способно к самоиронии, почему-то считая, что от неё сплошной вред. Мол, «люди не воспримут нас всерьёз, если мы сами не будем воспринимать себя всерьёз». Они настолько увлечены собственным образом, что даже малейшая потеря контроля пугает их до чёртиков. Но послушайте, человеку же свойственно ошибаться. Не бойтесь этого. Смело смейтесь над собой.

Не забывайте веселиться сами

Возьмём для примера некую компанию, капитализация которой к 2014 году составила, ну, скажем, $400 млрд. С тех пор она взяла себе за правило отмечать праздники, круглые даты и юбилеи известных людей новыми логотипами. Весело? Весело. И очень по-человечески. Ещё один, куда более яркий пример — Ричард Брэнсон и его нашумевшее пари с владельцем AirAsia Тони Фернандесом. В случае проигрыша Брэнсон должен был побрить ноги, накрасить губы помадой, надеть униформу стюардессы и обслужить один из рейсов AirAsia. Вы когда-нибудь видели гендиректора United в юбке? Да что уж там, вы до этого эпизода вообще знали, кто является гендиректором United?

Идите напролом

Сам предприниматель ещё не имеет понятия, кто купит его продукт и как этот продукт будет использоваться. Чтобы продать продукты, производимые стартапом, нужно приложить особые усилия, сами они не распродадутся, ведь мало кто хочет рисковать и покупать товар у никому не известной компании.

Расскажу-ка я вам историю об одном предпринимателе — женщине, которая смогла сломить сопротивление ритейлера, отказывавшегося от её продукции. Когда парижский универмаг Galleries Lafayette не взял на реализацию новые духи Эсте Лаудер, она просто вылила их на пол. Вскоре число клиентов, интересующихся, что это за приятный запах, достигло критических значений, и универмагу ничего не оставалось, как начать этими духами торговать.

Берите деньги, которые идут в руки

Предприниматель должен «сеять» много различных продуктов, наблюдать, какие из них всходят и «расцветают», и развивать соответствующий рынок. «Когда появятся первые всходы, надо понять, чем эта грядка отличается от прочих, создать повсюду такие же условия и вырастить урожай».

Увы, многие компании впадают в панику, если непредвиденные потребители используют их продукт непредвиденным образом. Они начинают суетиться, пытаются репозиционировать продукт так, чтобы «всё шло, как планировалось». Глупее не придумаешь. Правильная тактика в такой ситуации — берите деньги, которые идут в руки! Когда появятся первые всходы, нужно понять, чем эта грядка отличается от прочих, создать повсюду такие же условия и вырастить урожай. Стартап — не место для капризов и упрямства.

Вот три поучительных примера, которые приводит в одной из своих работ опытный предприниматель Питер Друкер:

Изобретатель новокаина химик Альфред Айнхорн собирался использовать его для общего наркоза. Однако хирургам новинка не понравилась: традиционные препараты казались им надёжнее и эффективнее. Зато изобретение неожиданно пришлось по нраву дантистам — на них Айнхорн и сосредоточил своё внимание.

В одной из первых компьютерных компаний UNIVAC компьютеры рассматривали как инструмент научных исследований и не предлагали их большому бизнесу. Это сделала корпорация IBM, которая ориентировалась не на учёных, а на предпринимателей. В результате об IBM теперь знает каждая домохозяйка, а об UNIVAC — разве что специалисты по истории компьютерных технологий.

Индийская компания купила в Европе лицензию на производство велосипеда, комплектовавшегося подвесным мотором. Велосипеды продавались плохо, зато на моторы поступило множество заказов. Выяснилось, что крестьяне используют их для полива полей — вместо ручного насоса. Тогда компания перестроила планы и заработала миллионы на продаже поливальных систем.

Однажды профессор Иллинойсского университета Дэниел Симонс и профессор Гарварда Кристофер Шабри провели любопытный эксперимент, напрямую связанный с нашей темой. Они показали группе студентов видеозапись баскетбольного матча и попросили их подсчитать количество передач, сделанных одной из команд. На 35-й секунде записи в кадре появился актёр в костюме гориллы и на протяжении 9 секунд колотил себя кулаками в грудь, но 50% студентов этого не заметили. Необходимость считать передачи, концентрация на выполнении задачи сделали их слепыми ко всему остальном. Примерно то же происходит и в стартапах: предприниматели в большинстве своём концентрируются на целевой аудитории настолько, что упускают момент, когда всходы вдруг пробиваются на другой грядке. Внимательно смотрите по сторонам: гориллами тоже вполне можно торговать.

Ещё несколько советов

Учитесь обходиться собственными силами

Обещание награды необязательно заставит ваших сотрудников работать усерднее и сделает ваш стартап более жизнеспособным. Наглядное доказательство тому — Википедия. Только вдумайтесь: самый известный и популярный в мире источник информации создан силами активистов и «непрофессионалов» (с точки зрения маркетинга). Сравните его с аналогичным проектом Encarta, в который Microsoft вбухала несколько миллионов долларов — и всё для того, чтобы через несколько лет признать своё поражение.

Многие компании пытаются заманить евангелистов и некоторых своих покупателей в сети продаж, суля им комиссионные, а то и партнёрскую ставку. Это только плодит подозрения среди потенциальных клиентов («Выходит, ты об этом рассказываешь только потому, что тебе за это платят?») и искажает саму природу отношений между продавцом и покупателем («Выходит, я об этом рассказываю только потому, что мне за это платят?»). Если ваш стартап яйца выеденного не стоит, никакие деньги не помогут. Ну а если он чего-то стоит, деньги не понадобятся — наоборот, только сведут на нет добрую часть затраченных усилий.

Вооружитесь микроскопом и телескопом

В фазе разглядывания в микроскоп мы размышляем над тем, что имеем, осмысливаем основы, концентрируемся на текущих финансовых результатах. Эксперты придирчиво и детально анализируют деятельность, статьи доходов и расходов, требуют от руководства прогнозов развития, результатов исследования рынка и кропотливой работы над ошибками.

В фазе разглядывания в телескоп мы смотрим на будущее. Мечтаем о грядущих свершениях, о том, как изменим мир и как «поздние последователи» будут плакать горючими слезами. Деньги потрачены напрасно, но остались безумные идеи, которые и заставляют нашу планету вертеться. С телескопом каждый превращается в астронома, а мир видится полным звёзд. Когда телескоп недоступен, люди расчехляют микроскопы и мир начинать кишеть бактериями недостатков и микробами пороков. Для того чтобы достичь успеха, предпринимателю нужны оба эти инструмента.

Разбейте невыполнимую задачу на десять выполнимых

Первого человека, который пересёк Северный полюс вплавь, зовут Льюис Гордон Пью. Своим поступком он хотел привлечь внимание общественности к проблеме глобального потепления. Казалось бы, какое глобальное потепление может быть на Северном полюсе, в царстве вечной мерзлоты. За 19 минут Пью проплыл ровно километр в ледяной — -1,7 градус по Цельсию и 29 градусов по Фаренгейту — воде. На его месте я — и вы, наверняка, тоже — сразу же превратились бы в овощ. Не в свежий и сочный, прямо с грядки, а в замороженный и сморщенный, который еле-еле отковыряли от задней стенки морозилки. Ах да, он был в плавках и резиновой шапочке — никаких гидрокостюмов.

Чтобы совершить невозможное, пловец прибег к психологической уловке: каждые сто метров он передавал своим друзьям, сопровождавшим его на лодке, флажок, окрашенный в государственные цвета их стран. Таким образом он разбил для себя километровую дистанцию на десять отрезков по 100 м — куда более реальная задача, не правда ли? Предпоследним был флаг Австралии: британец по происхождению, он не мог позволить себе сдаться в самом конце на глазах у всей Австралии — вот оно, Содружество во всей своей красе, ха-ха.

В дни тоски, когда руки сами собой опускаются, а любой шаг пугает неизвестностью, вспоминайте Льюиса и разбивайте невыполнимую задачу на десять выполнимых. Компания с оборотом в миллиард долларов — это десять компаний с оборотом в сто миллионов. Компания с оборотом в миллион долларов — это десять компаний с оборотом в сто тысяч. Apple сейчас продаёт и Macintosh, и iPhone, и iPad, и iPod — и всё это миллионами штук, а начиналось-то всё с нескольких сотен Apple I.