Что такое смарт-контракт. Объясняем простыми словами
Например, если вы своему ребёнку обещали подарить миллион рублей на свадьбу, это можно записать в смарт-контракт с доступом к вашему счёту. Как только контракт видит, что у сына зарегистрирован брак, он переводит ему деньги напрямую, а вы сами, может быть, уже даже и умерли, не дождавшись этого счастливого момента. Для этого не нужен банкир, загс, нотариус и завещание. Не нужно ничего ждать или проверять. Всё сработает само.
Смарт-контракты хранятся на блокчейн-платформе.
При заключении смарт-контракта стороны прописывают в нём условия сделки, санкции за невыполнение и ставят свои цифровые подписи. Умный контракт самостоятельно определяет, выполнены ли условия, и принимает решение: завершить сделку, наложить на участников штраф или вообще закрыть доступ к активам.
Примеры употребления на «Секрете»
«В десятку самых высокооплачиваемых работ на дистанционке также вошли: <...> разработчик смарт-контрактов — от 200 000 рублей в месяц».
(Из подборки «Секрета» самых высокооплачиваемых вакансий на удаленке.)
«Миллиардер и владелец баскетбольной команды "Даллас Маверикс" Марк Кьюбан назвал токены Ethereum максимально близкими к настоящей валюте <...> Ethereum по значимости он сравнил с интернетом. По словам миллиардера, смарт-контракты, которые работают на базе Ethereum, изменили мир криптовалюты».
(Из новости 2021 года.)
История
Термин «умные контракты» принадлежит учёному-программисту Нику Сабо. Он придумал это понятие ещё в 1993 году, опередив своё время на десятилетие-два. Сабо полагал, что разработка смарт-контрактов с помощью механизмов цифровой безопасности может значительно улучшить традиционные юридические контракты. В качестве примера умного контракта он приводил вендинговые автоматы (те самые, которые делают кофе, наливают газировку или продают чипсы и батончики). Если условия контракта устраивают покупателя, он опускает деньги в автомат, а машина автоматически соблюдает условия неписаного соглашения и выдаёт покупку.
Нюансы
К достоинствам смарт-контрактов относят отсутствие необходимости в посреднике, снижение затрат (из-за отсутствия третьей стороны), скорость оформления (гораздо быстрее, чем вручную) и безопасность (контракты в блокчейне не могут быть утеряны, а процесс децентрализованного управления исключает риск манипуляций).
Но есть и недостатки. Для полноценного использования смарт-контрактов понадобятся «оракулы» — сервисы, связывающие блокчейн с реальным миром, считает независимый финансовый эксперт и инвестор Максим Ульянов. Ведь в реальном мире исполнение смарт-контракта привязано к внешним событиям, о которых может поступать некорректная или недостоверная информация, что перечёркивает все достоинства технологии.
Кроме того, в блокчейне нет ясных механизмов по устранению возможных ошибок в коде контракта. «Если ошибка будет обнаружена после заключения смарт-контракта, то из-за особенностей логики распределённого реестра возникают существенные сложности с её исправлением, что может приводить к финансовым потерям сторон», — отметил Ульянов.
Другая проблема — неясный юридический статус смарт-контрактов. «В российском законодательстве как таковое легальное определение смарт-контракта пока отсутствует, и этому иногда находят простое объяснение: зачем регулировать средствами права компьютерную программу, если право призвано регулировать отношения между лицами?» — сказал директор Института экономических и правовых исследований Сергей Швакин.
Практика
По состоянию на начало 2022 года в России смарт-контракты используются по минимуму, рассказал основатель Amir Capital Group Марат Мынбаев. Самый яркий пример — сделка Альфа-Банка, S7 Airlines и оператора авиатопливного рынка «Газпромнефть-Аэро» в 2018 году. Они заключили смарт-контракт на оплату топлива при заправке воздушных судов без предоплаты и банковских гарантий.
В контракте была записана информация о стоимости и объёме топлива, необходимого для заправки самолетов. После запроса на заправку воздушного судна заявка отправлялась в Альфа-банк, где происходило резервирование суммы, необходимой для стандартной заправки одного самолета. Банк моментально подтверждал получение заявки, и заправка судна начиналась. Средства списывались со счёта после окончания заправки, а необходимые документы отправлялись всем сторонам — участникам сделки.
Статью проверил:
Михаил Хачатурян, к. э. н., доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ