secretmag.ru
Энциклопедия8 мин.

Что такое план «Ковёр» и почему его так часто объявляют в Москве. Простыми словами

План «Ковёр» — особый авиационный режим, который вводят в случае серьёзной опасности в воздухе. При этом режиме воздушное пространство над определённой территорией полностью закрывается для всех летательных аппаратов — за редким исключением, например, самолётов сил ПВО. Получив сигнал, экипажи обязаны либо немедленно приземлить аппарат, либо покинуть указанную зону.

Простыми словами, «Ковёр» — это команда «очистить небо». Во время его действия самолёты и вертолёты не могут взлетать, идти на посадку и даже просто входить в воздушное пространство тех районов, где его объявили.

Само название «Ковёр» хорошо известно в профессиональной авиационной среде. А с началом СВО оно стало известно и обывателям.

Когда и почему вводят режим «Ковёр»

Режим «Ковёр» вводят строго по закону — его применение регулирует постановление правительства № 138 «Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (пункт 176).

Согласно документу, режим «Ковра» применяют в следующих случаях:

  • при незаконном пересечении границы воздушным судном;
  • при появлении в небе неопознанных летательных аппаратов;
  • при использовании оружия или боевой техники против нарушителя в воздушном пространстве.

С начала военной операции на Украине сигнал «Ковёр» стал звучать чаще. Это реакция на атаки беспилотников и прочие угрозы безопасности гражданской авиации. В таких случаях «Ковёр» позволяет быстро локализовать опасность, остановить движение в небе и дать силам ПВО свободу действий.

Иногда сигнал вводят даже в рамках учений или тренировок по взаимодействию гражданских и военных служб.

Но суть всегда одна: небо должно стать пустым — быстро и полностью.

Как работает план «Ковёр»: алгоритм

Режим «Ковёр» запускается по цепочке, в которой задействованы военные и гражданские службы.

→ Всё начинается с сигнала «Режим» — это первая ступень, которую спецслужбы подают при появлении в небе нарушителя. Если объект не реагирует, вводится «Ковёр».

→ После этого спецслужбы передают координаты зоны действия в центры Единой системы организации воздушного движения.

→ Диспетчеры передают сигнал экипажам гражданских судов, дежурные военных частот — своим подразделениям.

Радиус действия режима всегда разный, в зависимости от масштабов происходящего. «Ковёр» может простираться на сотни километров от контрольной точки.

Что происходит дальше:

  • все воздушные суда в зоне должны немедленно сесть;
  • если посадка невозможна — срочно покинуть район;
  • аэропорты прекращают приём и отправку рейсов и переходят в режим ожидания.

Реакция должна быть быстрой: в некоторых случаях от сигнала до закрытия неба проходит несколько минут.

Сам режим может действовать от нескольких минут до часов. Все зависит от того, как быстро удаётся установить и устранить угрозу.

Кого касается режим «Ковёр» и какие есть исключения

Под режим «Ковёр» подпадают почти все типы воздушных судов — от пассажирских рейсов до частных бортов и гражданских беспилотников. Экипажи обязаны подчиниться команде: срочно сесть или уйти из зоны действия.

Но есть два исключения:

  • самолёты Минобороны, задействованные для перехвата нарушителей;
  • борта МЧС, выполняющие задачи поиска и спасения людей.

Все остальные обязаны немедленно подчиниться сигналу. Никаких поблажек для VIP-рейсов или делегаций: если судно не относится к исключениям, оно либо уходит, либо садится. Что будет в случае неповиновения — описано в следующем разделе.

Что происходит при невыполнении команды

Если экипаж игнорирует сигнал «Ковёр» — последствия могут быть фатальными.

В пункте 177 постановления правительства говорится прямо: при невыполнении команды диспетчера покинуть воздушное пространство, органы ПВО могут принять к нарушителю меры.

Окончательное решение, ликвидировать не подчиняющийся приказам и не отвечающий на сигнал борт или принудительно посадить, принимают в зависимости от обстоятельств и степени угрозы.

Трагический пример нарушения режима

Последствия плана «Ковёр» для пассажиров и аэропортов

Для пассажиров «Ковёр» чаще всего означает одно: задержка или отмена рейса. Аэропорты, попавшие в зону сигнала, приостанавливают все операции. Самолёты уходят на запасные аэродромы или ждут разрешения на вылет.

При этом для находящихся в терминале людей нет повода для паники. Сам по себе сигнал не требует эвакуации или особых действий.

Юридически «Ковёр» — не повод для автоматического возврата денег за билет. Но если рейс отменили или из-за долгой задержки он стал неактуален, пассажир вправе потребовать полную компенсацию — даже по невозвратному тарифу. А вот менять ему билеты на другие у перевозчиков обязанности нет.

В случае задержки рейса, пассажирам положены:

  • напитки — при задержке от 2 часов;
  • возможность оставить сумки в камере хранения;
  • горячее питание — от 4 часов (повтор каждые 6 часов днём и 8 ночью);
  • комната матери и ребёнка — для родителей с детьми до 7 лет;
  • отель и трансфер — при задержке от 8 часов днём или 6 — ночью.

Также, если самолёт приземлился не в том городе, перевозчик обязан доставить пассажиров до места назначения — пусть даже наземным транспортом.

В ряде случаев за задержку можно потребовать компенсацию, однако в случае плана «Ковёр» это актуально только тогда, когда авиакомпания не выполнила свои обязанности по обеспечению пассажиров всем необходимым.

Компенсацию следует запрашивать письменно, приложив документы: билеты, посадочные, справки об ущербе (например, пропущенное мероприятие).

Что касается страховок, большинство из них покрывает задержки по вине авиакомпании или из-за погоды. Однако «Ковёр» могут признать форс-мажором, и тогда страховая вправе отказать.

Так что внимательно читайте договор о страховании и имейте это в виду — с учётом участившихся налётов беспилотников, возможно, лучше переплатить, но предусмотреть и такой вариант.

План «Ковёр» во время СВО

До начала специальной военной операции, многие россияне даже не слышали про план «Ковёр». Однако с 2022 года украинские беспилотники начали залетать всё дальше на российскую территорию, в том числе для атак.

Даже один такой беспилотник в небе может стать поводом для кратковременного объявления режима чистого неба. Опасность представляет не только то, что он долетит до места назначения и врежется в какой-то стратегически важный объект, но и то, что он встретится с гражданским судом в воздухе или, будучи подбитым, повредит людям, технике и домам.

Гипотетически задеть гражданский борт могут и снаряды, которыми будут бить по нарушителям. Поэтому до окончания воздушной тревоги и атаки дронов самолёты просят очистить небо, чтобы не помешать работе сил ПВО, не столкнуться с чужим бортом или дроном и не попасть под удар.

Полёты на весь срок проведения СВО запретили в южных и центральных районах, близких к границам Украины.

Связано это было прежде всего с риском ракетных обстрелов и провокаций. Закрылись аэропорты городов:

  • Анапа;
  • Белгород;
  • Брянск;
  • Воронеж;
  • Геленджик;
  • Краснодар;
  • Курск;
  • Липецк;
  • Ростов-на-Дону;
  • Симферополь;
  • Элиста.

Также практически во всех регионах России ввели ограничения на полёты квадрокоптеров и прочих беспилотных средств. По умолчанию беспилотник в небе считается вражеским и к нему могут применять средства ПВО.

В остальных случаях план «Ковёр» вводится ситуативно в случае опасности.

Самые громкие случаи применения режима «Ковёр» за последнее время

С 2024 года Россия подверглась сразу нескольким массивным волнам налетов украинских беспилотников. В это время план «Ковёр» объявляли над всеми аэропортами, вблизи которых были зафиксированы дроны. Крупнейшая атакой 2024 года была ночь на 1 сентября, тогда перехватили и сбили 158 БПЛА над 15-ю областями.

В 2025 году атаки только участились:

  • 24 января 2025 года зафиксировали крупную волну дронов. 121 беспилотник атаковали 14 регионов, в основном Курскую, Брянскую и Рязанскую области.
  • 11 марта 2025 года над российскими регионами перехватили 337 дронов, из которых 91 беспилотник был сбит в Подмосковье. В результате атаки пострадали 20 человек, в том числе трое детей. Трое человек погибли в результате падения обломков на территории дистрибьюторского центра компании «Мираторг» в подмосковном «Домодедово».
  • 6−7 мая накануне празднования Дня Победы зафиксировали самую массированную атаку с начала СВО. За сутки средства противовоздушной обороны сбили 524 украинских беспилотника, пять ракет «Нептун», шесть бомб JDAM и два снаряда HIMARS. При этом закрывали аэропорты в ряде городов, в том числе в Казани, Москве, Нижнекамске, Кирове, Нижнем Новгороде, Тамбове, Ярославле. Ограничения в аэропортах привели к массовым переносам и отмене части рейсов. Причём не только российскими авиакомпаниями: из-за того, что аэропорты не принимали, турецкие перевозчики также отменяли и переносили рейсы.
  • Ситуация повторилась в московских аэропортах 20-22 мая. ВСУ запустили по России 485 дронов, причем большую часть — вне зоны СВО. Больше всего БПЛА было перехвачено в Курской, Орловской и Московской областях, а ограничения на приём и вылеты самолётов вводились в Москве и Тамбове.

Чек-лист: что делать пассажиру во время плана «Ковёр»

  1. Соблюдайте спокойствие. Режим касается служб, а не пассажиров. Останьтесь в зоне ожидания, перейдите в кафе, комнату матери и ребёнка (если путешествуете с малолетними детьми).

  2. Следите за табло и объявлениями. Ваш рейс могут задержать, перенаправить или отменить. Это важно отслеживать.

При задержке более 2 часов попросите у представителя авиакомпании пояснить, что вам в таком случае положено.

  1. Узнайте у представителя авиакомпании:
  • предоставят ли вам гостиницу;
  • организован ли трансфер;
  • можно ли обменять или вернуть ваши билеты — если для вас это актуально.
  1. Если рейс отменили или он стал неактуален, попробуйте сразу обратиться за возвратом средств.

Вернуть деньги можно прямо в аэропорту, но не позже окончания регистрации на рейс. При отмене рейса перевозчик обязан возместить стоимость билета. Также клиент имеет право выбрать ваучер на отель и питание и может потребовать компенсацию за бронь отеля и потерянные билеты из города прилёта.

А вот вопрос моральной компенсации может решаться только в суде, и не факт, что в пользу пассажира.

Вопрос-ответ

Сколько длится план «Ковёр»

Регламента на этот счёт нет. Режим «Ковёр» длится столько, сколько требуется силам ПВО, чтобы устранить угрозу в небе. До сигнала об окончании действия режима подниматься в небо запрещено.

На практике речь может идти от нескольких минут до часов, иногда полёты могут быть заблокированы почти на весь день, если идёт несколько волн атак.

Что делать, если из-за плана ваш самолёт приземлился не в том городе?

Перевозчик обязан доставить вас в пункт назначения — любым доступным транспортом, в т.ч. и самолетом. Уточните у представителя компании, как вас буду доставлять до пункта Б.

Покрывает ли страховка задержку рейса из-за плана «Ковёр»?

Нужно смотреть в каждом конкретном полисе. Многие договоры «Ковёр» не учитывают или списывают на форс-мажор.

Отличие сигналов «Ковёр», «Режим», «Бедствие»

Сигнал «Режим»: предупреждение нарушителю

Сигнал «Режим» — первое официальное требование прекратить нарушение правил полётов над Россией. Его подают органы противовоздушной обороны, если самолет нарушил порядок использования воздушного пространства.

Что происходит дальше:

  • Центры Единой системы доводят сигнал до экипажа нарушителя, если есть радиосвязь.
  • Экипажу помогают вернуться в разрешённые границы.
  • Если нарушение прекращено, решение о продолжении полета принимает дежурный Единой системы или противовоздушной обороны — в зависимости от типа маршрута.

Это мягкая форма реагирования — как правило, без применения силы.

Сигнал «Ковёр»: немедленная очистка неба

Сигнал «Ковёр» означает: всё серьезно. Он подается в исключительных ситуациях — например, если самолет пересек границу без разрешения, на него применено оружие, или появился неопознанный объект.

Что происходит:

  • Всем самолётам в воздухе (кроме военных, которые задействованы в операции) приказывают срочно покинуть район или приземлиться.
  • Центры управления сразу выводят экипажи из опасной зоны.

Это уже экстренная мера — чтобы никто не попал под раздачу в зоне боевых действий или перехвата.

Сигнал «Бедствие» и «ССО»: помощь экипажу

Если на борту что-то случилось — поломка, пожар, угроза взрыва или захват — экипаж сам подаёт сигнал «Бедствие». Если есть специальная система сигнализации опасности, может автоматически включиться и сигнал «ССО» — он тоже означает, что нужна срочная помощь.

Что делают службы:

  • Немедленно начинают помогать экипажу.
  • Передают координаты самолета в поисково-спасательные центры и силам противовоздушной обороны.

Это сигнал о беде на борту, а не о нарушении границ. Тут главная цель — спасти людей.

СигналЧто означаетКогда используетсяКто подаётЧто происходит после подачиЦель сигнала
РежимТребование прекратить нарушениеСамолёт нарушает порядок полёта над РФПротивовоздушная оборонаЦентры передают сигнал экипажу, помогают выйти из нарушенияПредупреждение, без применения силы
КовёрСрочная очистка воздушного пространстваНезаконное пересечение границы, атака, появление неопознанных объектовПротивовоздушная оборонаВсе самолёты (кроме военных) обязаны немедленно покинуть районОбеспечение безопасности зоны
БедствиеСигнал о чрезвычайной ситуации на бортуУгроза для пассажиров и экипажа: поломка, захват, пожар и т.д.Экипаж самолётаОрганы управления помогают, подключают спасательные службыСпасение людей
ССОСигнал автоматической тревогиПри наличии специальной сигнализации — при нападении на экипажАвтоматическая системаСигнал передаётся вместе с «Бедствием»Усиление сигнала бедствия
По материалам