Что такое МФЦ и какие госуслуги там можно получить. Объясняем простыми словами
Проще говоря, МФЦ — это посредник между гражданином и государственными органами. Многофункциональный центр работает с Пенсионным фондом России, МВД, ГИБДД, ФНС, Росимуществом, Роспотребнадзором, Фондом социального страхования и другими государственными структурами.
Раньше людям необходимо было обращаться во все эти органы отдельно и тратить на общение с их представителями много времени. Теперь все базы связали в общую систему документооборота, чтобы людям можно было обращаться в «единое окно». Благодаря МФЦ в одном месте можно получить огромный набор услуг: от оформления СНИЛС и водительского удостоверения до получения ключа от электронной цифровой подписи.
Какие услуги можно получить в МФЦ
Во-первых, можно оформить личные документы через МФЦ, а именно:
- паспорт;
- загранпаспорт:
- водительское удостоверение (в том числе и международное ВУ);
- СНИЛС;
- ИНН;
- трудовую книжку;
- охотничий билет;
- разрешение на хранение оружия;
- цифровую подпись;
- справку об отсутствии судимости и т. д.
Кроме этого, через МФЦ можно оформить и документы для семьи:
- записать ребенка на очередь в детский сад;
- записать в школу;
- оформить все виды детских выплат и пособий;
- оформить единовременное пособие при рождении ребенка;
- прописать новорожденного;
- оформить алименты;
- подать документы на смену фамилии после замужества;
- получить свидетельство о рождении, смерти и т. д.
В МФЦ также можно оформить и документы для бизнеса:
- зарегистрировать ИП или ООО;
- получить выписку из ЕГРЮЛ;
- поставить объекты на кадастровый учёт;
- получить разрешение на установку рекламы и т. д.
Жилищные документы тоже можно сделать в МФЦ. Например:
- сделать постоянную или временную регистрацию;
- заказать выписку из домовой книги;
- оформить документы на земельный участок;
- приватизировать квартиру, дом, участок;
- оформить договор купли-продажи квартиры, дома, земельного участка, гаража, доли в собственности;
- зарегистрировать право собственности и т. д.
В зависимости от региона услуги многофункциональных центров могут отличаться. Можно зайти на официальный сайт МФЦ, указать город и посмотреть список доступных в нём услуг.
Кто отвечает за работу МФЦ
Работа МФЦ регулируется отдельным законом, где прописаны принципы организации работы, права и обязанности самих центров, а также государственных органов, которые сотрудничают с МФЦ.
В соответствии с законом муниципальные и государственные органы обязаны предоставлять МФЦ необходимые сведения и документы и доступы к информационным системам, где эти сведения хранятся.
Проектом по развитию МФЦ руководит Министерство экономического развития России. За то, чтобы строились и создавались новые офисы службы МФЦ, отвечают региональные власти и органы местного самоуправления.
Когда появились МФЦ и как было раньше
До середины нулевых для каждой услуги нужно было подавать отдельное заявление, далее приходилось некоторое время ждать одну справку, и только после её получения можно было подавать новый запрос в другой государственный орган.
Например, чтобы приватизировать участок, необходимо было сначала взять справку из Росреестра, а уже потом отдельно подавать этот документ в Росимущество. Иногда из-за этого откладывались и срывались сделки, но сотрудники организаций ничего не могли сделать, ведь каждое ведомство работало по своему регламенту и инструкциям.
В 2005 году Правительство РФ одобрило концепцию административной реформы на 2006–2010 годы. Одной из главных её целей было повышение качества и доступности государственных услуг.
В рамках этой реформы уже в 2007 году при поддержке Министерства экономического развития в пилотном режиме на территории страны открылись 16 многофункциональных центров для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Вначале МФЦ работали без «единого окна»: посетителям все равно приходилось стоять в больших очередях к работнику конкретного ведомства, просто они все находились в одном здании.
В 2010 году появилось «единое окно». С того моменты заявителю не нужно самому брать справки в одном ведомстве, чтобы отдать их в другое. Этим теперь занимаются сотрудники МФЦ.
В 2014 году по инициативе на тот момент премьер-министра РФ Дмитрия Медведева все МФЦ в стране стали оформлять в едином стиле. Тогда же появился бренд «Мои документы», под которым стали открываться новые офисы. Обновление проходило под слоганом «Мои документы — на все случаи жизни».
Как развиваются МФЦ
За развитие сети МФЦ отвечают регионы, поэтому есть некоторая территориальная специфика в этом процессе. Например, в одних субъектах МФЦ запускают мобильные приложения, а в других делают ставку на чат-боты в социальных сетях. А, например, в Калининградской области запустили голосовой помощник «Ася».
А в Воронеже в конце 2021 года открылся «Смарт-МФЦ». В нём есть отдельная зона, где посетители могут самостоятельно воспользоваться «Госуслугами», а если у них не получается разобраться, на помощь приходят консультанты.
В некоторых МФЦ Санкт-Петербуга теперь работают фотокабины. Если требуется оформление документов или услуг с фотографией, сделать это можно прямо в МФЦ и быстро предоставить снимок сотруднику. Все требования к оформлению снимка уже настроены. Человек выбирает вид документа, для которого нужно фото, и камера автоматически подстраивается под овал лица в кадре, выдерживает поля. Постепенно эта услуга будет доступна во многих офисах по всей стране.
А в Москве стандарты работы МФЦ нацелены на то, чтобы человек тратил на услугу и её ожидание как можно меньше времени. Например, если посетитель пришел на прием к специалисту и больше 15 минут ждет своей очереди, сотрудники должны предложить бесплатный кофе, чай или какао. Таким образом они извиняются за слишком долгое ожидание.
Появляются и новые услуги. Например, теперь через МФЦ можно поставить на учёт автомобиль. Пока сделать это можно только в тех офисах, где есть специальная площадка для осмотра автомобиля сотрудником ГИБДД. А с 1 июня 2023 года через МФЦ можно подать отказ от сбора и размещения биометрических персональных данных.
За что критикуют МФЦ
«Секрет» изучил отзывы на несколько крупных офисов МФЦ в разных городах страны. Одна из главных причин недовольства посетителей связана с некомпетентностью сотрудников. Пользователи высказывают мнение о том, что работники могут позволить себе грубость и общение на повышенных тонах. Нередко сотрудники недостаточно полно информировали клиентов по поводу необходимых документов для оказания услуг. Из-за этого граждане тратят кучу времени на сбор документов. Возможно, это связано с высокой нагрузкой, стрессовостью работы и ограниченным временем, которое выделяется на одного клиента.
Критикуют работу МФЦ и из-за долгих очередей, которые есть, даже несмотря на приём посетителей по талонам с конкретным временем. С одним клиентом могут работать до 40 минут. Кстати, судя по негативным комментариям клиентов, кофе за ожидание дают не всегда и не во всех офисах Москвы.
Справедливости ради, стоит отметить, что иногда очередь создают сами посетители. Например, пожилые люди не записываются на приём через личный кабинет на сайте или через приложение, а решают сразу прийти по нужному адресу, тем самым отвлекают сотрудников, и время приёма граждан по талонам сильно смещается.
Еще одной причиной для критики МФЦ выступает задержка документов. Люди утверждают, что выдачу бумаг задерживают и не предоставляют в положенный срок Особенно часто это касается выдачи загранпаспортов.
Показательный случай произошёл в городе Павлове Нижегородской области. Местные жители жаловались на работу МФЦ, поэтому в отделение нагрянул губернатор с проверкой. Там его встретили сотрудники. Губернатору показали, что учреждение работает нормально, никаких проблем нет, посетителям удобно и комфортно, очередей нет, все работники выполняют свои обязанности быстро. Глава региона ничего не заподозрил и по итогу бодро отчитался о визите. «В соцсетях поступали жалобы по поводу работы МФЦ в Павлове. Проверил. Помещение хорошее, у посетителей есть возможности для комфортного ожидания», — написал он.
О визите губернатора в МФЦ местное телевидение даже сняло сюжет, где главе региона демонстрируют работу на примере обслуживания одного из посетителей. Только вот этот посетитель оказался мужем директора МФЦ. Конечно же, губернатор Никитин быстро об этом узнал и пришёл в бешенство, заявив, что ненавидит ложь и «потёмкинские деревни». В итоге директора МФЦ уволили.
Пример употребления на «Секрете»
«Глава НСФР Андрей Емелин заявил об отсутствии внятной коммуникации между МФЦ и Бюро кредитных историй. Сейчас МФЦ запрашивает данные об исполнительных производствах будущего банкрота у него самого. По мнению Емелина, таким образом может нарушаться условие о максимальном размере долга для внесудебного банкротства. Также, по новому законопроекту, МФЦ не обязан передавать сведения о банкротстве в бюро. И банкрот может вновь обращаться в банки за кредитом — проверить его они не смогут».
(Из материала о том, почему финансисты выступили против банкротства россиян в МФЦ.)