Что такое метаданные. Объясняем простыми словами
Проще говоря, метаданные — это данные о данных (об их составе, содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах, объёме, условиях доступа, авторских правах и т. п.).
Ежедневно мы отправляем электронные сообщения или файлы. У каждого такого послания есть не только содержание, но и дата и время отправки, указание отправителя и получателя, тип вложения, его объём и прочие характеристики. Это и есть метаданные.
Пример употребления на «Секрете»
«ProPublica обвинила корпорацию в сборе метаданных пользователей WhatsАpp — картинок, номеров телефонов, часовых поясов и даже IP-адресов. Куда они потом передавались? Журналисты ProPublica утверждают, что прямиком к американским силовикам».
(Из материала об уязвимостях проектов Facebook.)
Нюансы
Изначально этот термин означал средство каталогизации архивной информации: карточки библиотечного каталога включают систематизированные данные о каждой книге, в том числе название книги, его автора, жанр, аннотацию и т. д. Идея метаданных с тех пор не изменилась, хоть поле деятельности перешло в цифровой мир. По сути, вы генерируете метаданные прямо сейчас.
У любого файла, телефонного разговора, публикации в Facebook, видеофильма или перевода денег через банковское приложение есть метаданные. Мы часто не замечаем их, поскольку наше внимание закономерно сфокусировано на содержании. Но метаданные неотделимы от самих данных — трудно представить себе документ, у которого нет даты создания или редактирования.
Наличие возможности фильтровать метаданные значительно облегчает поиск определённого документа, файла или контента, ведь они содержат больше ценной информации, чем может показаться на первый взгляд. По метаданным можно выследить человека или получить на него компромат, полностью изменив его жизнь.
Доступ к вашим метаданным, которые передаются через интернет, есть у самых разных людей и организаций. Это могут быть как маркетологи, так и хакеры с госорганами. Например, заголовки писем могут быть доступны не только отправителю и адресату, но и почтовым провайдерам и даже спецслужбам. Владелец сайта, на который вы заходите, может узнать не только ваш IP-адрес, но и версии браузера и операционной системы. Это объясняется тем, что зачастую метаданные общедоступны и никак не защищены.
Правительства разных стран требуют от телекоммуникационных компаний хранить метаданные определённое количество времени для нужд правоохранительных органов и спецслужб. В России за эту процедуру отвечает «пакет Яровой», который предписывает сотовым операторам и интернет-компаниям хранить до шести месяцев весь пользовательский трафик — переписку в мессенджерах, социальных сетях и электронной почте, аудиозаписи звонков. При этом метаданные — то есть информацию о том, кому и когда звонил или пересылал файлы пользователь, — нужно хранить ещё дольше, а именно в течение трёх лет. Правоохранительные органы могут получить эту информацию по запросу.
Виды метаданных
Национальная организация по информационным стандартам (NISO) предлагает классифицировать метаданные таким образом:
- Описательные метаданные — это дополнительные данные, которые помогают изучать содержимое книг и файлов для их дальнейшего сбора или группирования. Например, описательные метаданные научной статьи будут включать такие сведения, как заголовок или имя автора публикации, аннотацию, используемые в работе ключевые слова и т. д.
- Структурные метаданные — это информация о том, как хранятся данные. Например, цифровую книгу можно скачать в виде изображений отдельных страниц, файла PDF или HTML. Структурные метаданные телефонного разговора будут включать длительность и время разговора, а цифрового изображения — размер и тип файла.
- Административные метаданные используются для управления ресурсом или контентом. Пример: лицензионные ограничения на распространение информации, права доступа с определёнными условиями использования. Такие метаданные полезны для администраторов баз данных или трафика.
Примеры
Метаданные используются при организации разных видов цифровой информации. Вот несколько примеров:
- Изображения — метаданные включают в себя производителя камеры, используемое программное обеспечение для редактирования, время диафрагмы объектива, время экспозиции, ориентацию, цветовое пространство, яркость, владельца камеры и даже местоположение изображения по GPS.
- Электронная почта — имя и адрес электронной почты отправителя и получателя, IP-адрес, с которого оно было отправлено, точное время его отправки и пр.
- Социальные сети — указанные в учётной записи сведения, привязанный к аккаунту номер мобильного телефона, список друзей, лайки, просмотры и т. д.
- Веб-страницы — заголовок страницы, дата публикации, описание, ключевые слова.
Существуют и признанные стандарты метаданных для определённых форматов данных. Например, таковым можно назвать общеевропейский исследовательский информационный формат (CERIF). Этот стандарт ЕС рекомендует своим государствам-членам для регистрации информации об исследовательской деятельности.
Как метаданные меняют жизнь людей
В апреле 2017 года московского математика Дмитрия Богатова обвинили в том, что он якобы призывал в Сети к массовым беспорядкам и терроризму на акции протеста. По версии следствия, Богатов под псевдонимом Айрат Баширов публиковал на интернет-форуме провокационные материалы о подготовке к вооружённому восстанию. Правоохранительные органы утверждали, что вычислили математика по IP-адресу. Сам Богатов объяснял, что не имеет к Айрату Баширову никакого отношения, поскольку в его квартире функционировал выходной узел сети Tor, с помощью которой с его IP-адреса публиковать сообщения мог фактически кто угодно. Поэтому трафик злоумышленника, предположительно, прошёл через компьютер математика.
Таким образом, метаданные (IP-адрес) послужили поводом для уголовного преследования. После того как Богатов провёл несколько месяцев в СИЗО, уголовное дело против него прекратили. Затем математик вместе с женой покинул Россию. Впоследствии по этому делу задержали Владислава Кулешова из Ставрополя, который признал вину и получил полтора года ограничения свободы.
Статью проверила:
Екатерина Никерина, преподаватель курса GeekBrains «Digital-стратегия»