Что такое MBO. Объясняем простыми словами
Проще говоря, сотрудники тоже вовлекаются в определение целей организации, выбор направления развития и принятия стратегических решений. MBO предполагает, что работа компании становится эффективнее, если все её сотрудники чётко понимают стоящие перед ними цели, знают, как оценивать свои результаты, и участвуют в обсуждении способов их достижения.
Поставленные цели должны отвечать следующим условиям (для их запоминания используется мнемоническая аббревиатура SMART):
- S — specific «конкретные»;
- M — measurable «измеримые»;
- A — achievable «достижимые»;
- R — relevant «обоснованные»;
- T — time-based «ограниченные по времени».
Также цели на всех уровнях, от высших до низших, должны быть согласованы и не противоречить друг другу, их не должно быть слишком много, а для оценки результатов должны использоваться KPI.
Пример употребления на «Секрете»
«Правильная организация, MBO, KPI, процессы и чёткий контроль — безусловно, важные вещи. Но на мой взгляд, такая система управления релевантна для большой компании — стабильный, давно работающий бизнес, наверное, должен подчиняться какой-то структуре. В быстрорастущей компании структура будет тормозить развитие».
(Онователь компании Acronis Сергей Белоусов — о том, как управлять развивающимся бизнесом.)
Факт
Этот подход впервые излагается в книге «The Practice of Management» американского экономиста Питера Друкера, вышедшей в 1954 году. Он произвёл революцию в бизнес-среде: ранее цели и способы их достижения определялись на совещаниях руководства, а сотрудники ставились перед фактом.
Ошибки в употреблении
Не стоит путать с точно такой же аббревиатурой MBO, которая расшифровывается как Managerial BuyOut и означает покупку компании её собственным менеджментом.
Статью проверил:
Артём Ступак, тренер бизнес-школ РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве РФ