Что такое MaaS. Объясняем простыми словами
Проще говоря, если работа и стиль жизни человека предполагают много поездок, ему выгодно купить автомобиль. Но если же ездить нужно только иногда, то можно воспользоваться услугами такси или взять напрокат (например, в каршеринге). В таком случае платить приходится только за саму услугу — доставку в пункт назначения. И не оплачивать налоги, страховку, бензин и прочее. Это и есть MaaS — мобильность как услуга.
Концепция MaaS предполагает, что в городах создаётся единая транспортная инфраструктура и приложение, где можно выстроить себе оптимальный маршрут (в том числе мультимодальный: сначала едем на автобусе, потом на метро, а затем до дома — на каршеринге или прокатном самокате) и оплатить такую поездку.
Популярность концепции MaaS в мире растёт. Она может решить сразу несколько задач: разгрузить дороги, уменьшить количество пробок, улучшить экологию, а в будущем (благодаря огромному объёму накопленных данных) даже помочь создать максимально комфортную городскую инфраструктуру.
Примеры употребления на «Секрете»
«В вопросе развития MaaS Москва занимает уже традиционную для России позицию, которая несёт черты как западного подхода, подразумевающего высокую самостоятельность и монолитность крупнейших игроков, так и восточного, где игроки собираются в экосистемы, к которым пользователи обращаются через платформенные суперприложения, которые находятся в зависимости от государственных регуляторов».
(Основатель Electric Brand Consultants Бесо Туразашвили — о том, как технологические гиганты меняют городские перевозки.)
Нюансы
Полностью MaaS не реализована ещё нигде в мире, хотя её элементы давно присутствуют в инфраструктуре и приносят вполне ощутимую пользу.
По версии консалтингового агентства BCG, есть четыре уровня внедрения MaaS:
- Первый. Пользователи получают оптимальные мультимодальные маршруты на основе планов и предпочтений.
- Второй. Единая система позволяет оплачивать проезд на всех видах транспорта.
- Третий. На платформе работает гибкая система ценообразования.
- Четвёртый. Система управляет транспортными потоками.
Практика
В разных странах разрабатывают и внедряют новые технологии и программы, соответствующие тем или иным уровням MaaS.
Например, в Финляндии работает приложение Whim. Оно позволяет планировать и оплачивать мультимодальные поездки по городу.
В Великобритании запустили сервис ArrivaClick для вызова автобуса, маршрут которого частично корректируется так, чтобы забрать и высадить пассажира как можно ближе к нужным точкам.
В нескольких городах Китая внедрили систему управления трафиком Didi Chuxing, основанную на искусственном интеллекте. Эта программа оптимизировала городское движение.
В Москве к 2022 году планируют запустить MaaS-платформу, в которой будут объединены все городские, а также ряд частных транспортных сервисов.
Статью проверила:
Юлиана Соловьёва, к. э. н., доцент национальной экономики экономического факультета РУДН