Что такое карьерограмма. Объясняем простыми словами
Этот документ составляется на 5–10 лет. В нём прописаны обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника по карьерной лестнице. В то же время в карьерограмму заносят и обязательства сотрудника — повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства.
Обычно карьерограмма состоит из:
- перечня должностей от низшей к высшей, которые может занять сотрудник;
- перечня необходимого образования, квалификации, переподготовки, которые необходимы, чтобы занять определённую должность (с указанием сроков прохождения каждого вида обучения).
Пример употребления
«Карьерограмма как инструмент построения карьеры в определённой компании тоже, безусловно, вещь полезная. Всегда приятно видеть перед собой чёткие перспективы, нежели устраиваться на работу, не зная, сможешь ли в обозримые сроки перерасти низовую должность. Как правило, мы узнаём о реальных возможностях роста в компании, только проработав там не менее полугода».
(Из материала газеты «Труд».)
Нюансы
Карьерограммы бывают четырёх видов:
-
Трамплин. Сотрудник постепенно наращивает своё мастерство и навыки, плавно поднимается по карьерной лестнице для максимального раскрытия своего потенциала. Например, от рядового сотрудника до директора предприятия. После этого делает «прыжок с трамплина» и отправляется на заслуженную пенсию.
-
Лестница. Выглядит как карьерная лестница сначала вверх, а затем вниз. Сотрудник быстро переходит по ступеням от рядового сотрудника до руководителя. Пик карьеры достигается в самом расцвете сил. Как правило, руководит человек недолго, после этого приходит период стагнации и угасание карьеры. Например, с должности руководителя до заведующего отделом, далее до консультанта, а после пенсия.
-
Перепутье. После определённого количества лет работы на одной должности сотрудник выходит на аттестацию, где его дальнейшее нахождение на должности решается с помощью итогового тестирования. Итог тестирования может быть разным — либо сотрудник идёт на повышение, либо на понижение, либо переходит в смежный отдел с сохранением должности.
-
Змея. Работая на одном предприятии, сотрудник может поработать в совершенно разных отделах, на разных должностях, вне зависимости от образования. Такая модель построения карьеры неактуальна в России, но пользуется спросом в Японии.
Ошибки в употреблении
Не путать карьерограмму с карьерным треком — описанием личного пути развития в карьере. Он ориентирован в первую очередь на сотрудника и сфокусирован на его скиллах, опыте и предпочтениях. Карьерный трек — это некая стратегия, которую формирует человек для себя с эйчаром, ментором или самостоятельно, как правило, без привязки к конкретной компании.
Карьерограмма, или «карьерная карта», учитывает не только интересы человека, но и интересы бизнеса. Она ориентирована больше на запросы работодателя и его цели в отношении сотрудника. В ней учитывается структура организации и прописываются шаги, с помощью которых сотрудник может достичь результатов внутри компании на короткой дистанции, объяснил CEO и Founder сервиса развития карьеры «Эйч» Антон Фатеев.
Статью проверила:
Нана Матецкая, руководитель HR-практики Odgers Berndtson