Что такое гринмейл. Объясняем простыми словами
Проще говоря, гринмейл — это разновидность весьма высокодоходного бизнеса, которую зачастую именуют корпоративным шантажом или высокоинтеллектуальным вымогательством. Иными словами, речь идёт о злоупотреблении правом со стороны акционера ради повышения стоимости выкупа принадлежащих ему акций. Эта цель достигается самыми разными методами, которые не отличаются этичностью, но при этом не выходят за рамки закона.
Нередко гринмейлерами становятся вполне добросовестные миноритарии, интересы которых последовательно не замечают в компании, и потому они вынуждены бороться за свои права. Недостаток влияния вынуждает таких акционеров пользоваться правами, которые могут существенно осложнить деятельность всего предприятия.
В отличие от лиц, практикующих классическое вымогательство, гринмейлера крайне сложно привлечь к ответственности. Он использует свои права по отношению к компании, коллекционирует допущенные нарушения и оборачивает в свою пользу любой промах предприятия.
Схема действия гринмейлера, как правило, не отличается разнообразием. Сначала он приобретает небольшой пакет акций, потом по заранее разработанному сценарию начинает брать компанию «на измор», ведя борьбу до тех пор, пока не получит предложение о продаже своих акций по более высокой цене.
В противном случае гринмейлер начинает препятствовать работе организации, изводя её необоснованными требованиями и вынуждая руководство выкупить у назойливого акционера его бумаги по любой цене, лишь бы шантажист перестал досаждать и вставлять палки в колёса. При этом предприятию бывает непросто выдержать такой прессинг. Силы компании тратятся на необходимость отбиваться от многочисленных запросов, жалоб, исков и т. п.
Пример употребления на «Секрете»
«Встречное нападение — хорошая стратегия борьбы. Например, если против вас ведёт кампанию миноритарный акционер, добейтесь принятия мер по обеспечению иска, найдите основания и возможности для банкротства гринмейлера».
(Представитель МКА «Клишин и партнёры» Дмитрий Васильченко — о том, что делать, если рейдеры заваливают компанию исками.)
Происхождение термина
Своё название гринмейл получил от английского blackmail («шантаж») и green («зелёный») в значении «деньги». Cам термин стали активно употреблять в 80-х годах XX века.
Ошибки в употреблении
Гринмейл похож на корпоративное рейдерство. Однако цель рейдера — противоправный захват фирмы, тогда как цель гринмейлера — получение платежей, что по всем признакам не нарушает законодательных норм. При этом речь идёт об увеличении вложений в несколько раз за короткий временной промежуток, что, в свою очередь, может нанести внушительный ущерб интересам акционерного общества.
Нюансы
В арсенале гринмейлера могут быть различные способы давления:
- постоянные требования о проведении внеочередных общих собраний акционеров;
- настырные обращения к менеджменту компании с требованием предоставить разного рода документы и отчёты;
- жалобы в налоговые, надзорные и правоохранительные органы с целью инициирования проверок в отношении общества, его должностных лиц и крупнейших акционеров;
- беспричинное судебное обжалование решений и действий органов управления общества;
- внеочередные общие собрания акционеров (участников) и избрание на них новых органов управления;
- инициирование ареста активов компании накануне важных сделок;
- предъявление исков к членам совета директоров (наблюдательного совета);
- многократные, часто пересекающиеся ротации выдвинутых в совет директоров кандидатов;
- одновременная подача в канцелярию организации нескольких взаимоисключающих предложений;
- распространение в СМИ компрометирующих публикаций, порочащих честь и достоинство мажоритарного акционера и топ-менеджмента организации;
- активное использование неточностей и пробелов в действующем законодательстве с целью манипуляций и активного воздействия на политику компании.
Эти довольно простые по механике действия корыстны, но при этом легальны и ненаказуемы. Внешне такая деятельность выглядит как защита миноритарием своих прав.
Наибольшую опасность для компаний представляют не мелкие миноритарные акционеры, а крупные гринмейлеры. В этом случае зачастую корпоративный шантаж уже граничит с рейдерством. Как правило, крупный гринмейлер при любом раскладе остаётся в выигрыше. Он либо получает в собственность целое предприятие, либо, в случае неудавшейся попытке захвата, солидные отступные за приобретённый ранее пакет акций.
Гринмейл на Западе
Наибольшее распространение гринмейл получил на Западе в 80-е года XX века. Тот период ассоциируется с такими представителями этого направления, как Карл Айкан (участвовал в схватках за Trans World Airlines, Viacom, Western Union и т. д.) и наследник владельца крупной фирмы по производству одноразовой посуды Кеннет Дарт, которому было под силу шантажировать не только корпорации, но и целые страны. В частности, он единолично заблокировал правительственный план реструктуризации государственного долга Бразилии.
Убытки крупнейших корпораций, подвергавшихся атакам шантажистов, исчислялись миллиардами долларов, поэтому гринмейл получил негативную оценку со стороны западного бизнес-сообщества. В результате в конце 1980-х в США приняли закон, «конфискующий» в доход государства 80% прибыли от подобных финансовых операций, после чего Кеннет Дарт отказался от американского гражданства.
Гринмейл в России
В законодательстве РФ понятие «гринмейл» отсутствует, как и чёткое определение «злоупотребления правом».
К особенностям российского гринмейла можно отнести его использование не только для того, чтобы заставить компанию выкупить ценные бумаги. Зачастую корпоративный шантаж применяется одной компанией при недружественном поглощении другой. На практике бывает сложно разобраться, что происходит на самом деле: предприятие стало объектом нападок шантажиста или на него началась атака с целью поглощения.
Среди наиболее ярких представителей бизнеса, кто использовали инструменты гринмейла в России, обычно выделяют фонд Hermitage Уильяма Браудера. Организация, пользуясь своим положением миноритария, не только подавала иски в суды или жалобы в различные организации, но и регулярно публиковала данные о внутреннем устройстве госкорпораций, например «Газпрома».
«Это очень простой подход, который заключается в том, что вы, обнаружив какое-либо зло, скажем, факты корпоративной коррупции, стараетесь его расследовать, понять, как оно работает, кто получает выгоду, — вы публикуете это, и под давлением общественного мнения зло прекращается», — объяснял Уильям Браудер.
Мнение
В Центре политической информации (ЦПИ) считают, что в России давно пора создать такие условия, чтобы заниматься гринмейлом стало просто невыгодно.
«Элементарным средством борьбы с гринмейлерами в России было бы определение того, что такое гринмейл в законодательстве. Как только оно появляется, сразу понятно, с кем мы боремся и как. И мне кажется, бороться действительно лучше всего налогами», — заявил аналитик ЦПИ Иван Пятибратов.
Эксперты организации полагают, что вполне жизнеспособным в этом отношении оказался американский механизм налогового ограничения гринмейлеров и, в частности, высокий налог на такие доходы.
«Ключевой негатив именно нашего законодательства не в том, что оно где-то недожимает или не борется с достаточной силой, а в том, что оно как будто бы борется вообще со всеми миноритариями, чего быть, конечно, не должно», — указал Пятибратов.
Статью проверил:
Александр Дубянский, доктор экономических наук, профессор кафедры истории экономики и экономической мысли Санкт-Петербургского государственного университета