Что делать, если рейдеры заваливают вашу компанию исками

Как спастись. Инструкция
27 января 2017 в 08:41

Корпоративный шантаж может разрушить небольшую компанию. Мелкие акционеры, бывшие руководители и просто обиженные клиенты имеют полное право подавать в суд, писать жалобы и инициировать проверки сколь угодно часто. В некоторых странах для защиты мажоритарных владельцев от миноритариев, закидывающих компанию исками, чтобы их акции выкупили подороже, последние платят 80% от сделки в бюджет. Это убивает мотивацию сутяжников. В России гарантированной защиты у бизнеса нет, однако «Секрет» разобрался, как спастись, если вас забрасывают исками. Разумеется, инструкция подойдёт, если вы ничего не нарушаете.

Теория

Александр Трифонов
Советник генерального директора Dolgi.ru
1
**Ничего не выбрасывать** Любой компании нужно вести и сохранять полную отчётность, в том числе и все претензии заявителей. Опытным бизнес-разведчикам интересен даже мусор. Им на руку, что в нашей корпоративной культуре не практикуется профессиональное уничтожение документов.
Алексей Карабаев
Управляющий партнёр LAS
2
**Брать роспись** Один из выходов из ситуации — ознакомление потребителя с ключевыми положениями о товаре или услуге под роспись. Например, в рамках сделки об оказании правовых консультационных услуг потребитель оплачивает только письменную консультацию, а составление правового документа по его вопросу оплачивается отдельно.
Игорь Соколов
Старший юрист CMS
3
**Не игнорировать иск** Суд не может обладать всей информацией по изложенной в иске ситуации. Поэтому, если вы считаете, что иск совершенно бесперспективен и на него не стоит обращать внимание, будьте готовы, что решение примут исключительно на основании информации и документов, полученных от истца. Любая система, включая судебную, может давать сбои. Решение игнорировать кажущийся совершенно безумным иск может дорого обойтись бизнесу, ведь даже он имеет шанс на удовлетворение.
Олег Гарькавченко
Юрист
4
**Не платить вымогателю** Бывают сутяжники, которые готовы использовать любой повод — например, получение травмы в офисе компании (падение с лестницы, защемление дверью, ожог горячими напитками) — для собственной наживы. В подобных ситуациях нельзя поддаваться на искушение договориться, иначе вам снова и снова придётся «откупаться». Я рекомендую свести общение с таким человеком к минимуму. При этом все контакты со спорщиком должны быть исключительно деловыми и в рамках действующего закона. Старайтесь отвечать ему только письменно, с чётким обоснованием своей позиции, в пределах установленных сроков. Сохраняйте переписку — в дальнейшем она может послужить важным доказательством.
Павел Курлат
Партнёр «Первой юридической сети»
5
**Понять причину гринмейла** Часто причина последовательных нападок на компанию — конкретный опыт неудачного взаимодействия с ней клиента либо кого-то из его близких. В таком случае можно предложить ему материальную компенсацию и официальные извинения за недоразумение.
Дмитрий Жданухин
Президент Ассоциации корпоративного коллекторства
6
**Выяснить происхождение сведений** После того как вы поймёте, соответствуют ли действительности сведения, собранные шантажистом для вымогательства или иска, подумайте о привлечении распространителей к ответственности по статьям, связанным с незаконным получением сведений или подлогом. При этом помните, что иногда в ходе досудебного и судебного разбирательства будет распространяться та самая нежелательная информация.
Александр Тарасов
Управляющий партнёр «АВТ консалтинг»
7
**Проверить свою службу безопасности** Собственные службы безопасности не могут уберечь бизнес от всех угроз. Наоборот, они часто получают информацию о тонкостях ведения бизнеса и иногда используют её, чтобы инициировать проверку контролирующих органов. Если в компании несколько акционеров, высока вероятность, что собственные «безопасники» займут сторону одного из них. Часто сотрудники отделов экономической безопасности становятся источником, разглашающим информацию о коммерческой тайне. Они входят в преступный сговор с заинтересованными лицами компании с целью хищения денежных средств и активов.
Дмитрий Васильченко
Заместитель председателя президиума МКА «Клишин и партнёры»
8
**Нарыть что-то на шантажиста** Встречное нападение — хорошая стратегия борьбы. Например, если против вас ведёт кампанию миноритарный акционер, добейтесь принятия мер по обеспечению иска, найдите основания и возможности для банкротства гринмейлера.
Александр Тарасов
Управляющий партнёр «АВТ консалтинг»
9
**Пригрозить судом** С 5 января 2016 года действуют новые правила, запрещающие недобросовестную конкуренцию путём дискредитации. Установлен чёткий перечень сведений, которые могут причинить убытки компании и нанести ущерб её деловой репутации (ст. 14.1 федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции»). Деловая репутация зарабатывается в среде аналогичных профессионалов и тех, на кого направлена деятельность организации (потребители товаров). Она может быть нарушена путём распространения порочащих сведений как о самой компании, так и о лицах, входящих в органы управления организацией или о работниках организации. Этот же аргумент можно привести в суде. В таком случае собственнику бизнеса важно понять, как он докажет, что обвинения, которые составляют суть исков, — ложные.
Александр Мазалов
Заведующий филиалом ВОКА адвокатской конторы «Мазалов и партнёры»
10
**Не использовать собственных юристов** Не используйте для защиты от назойливого истца собственных юристов. Если вы выиграете, не сможете наказать наглеца, взыскав с него судебные расходы. Судебная практика не считает затраты времени штатного юриста подлежащими возмещению, а денежные средства, которые вы оплатили постороннему защитнику, будут взысканы.
Дмитрий Жданухин
Президент Ассоциации корпоративного коллекторства
11
**Попиариться** Распространите сведения, которые собирается использовать шантажист, сами, подав соответствующим образом. Такой шаг не всегда возможен, но он обезоруживает шантажиста. Рыба, которая не боится шума, не попадёт в сети. Приёмы антикризисного PR широко распространены в деятельности политконсультантов.

Практика

Ксения Иванникова
Руководительница юридической службы ФГИК «Размах»
1
В моей практике на прошлом месте работы был случай беспочвенного иска об упущенной выгоде. Заказчик, нарушив условия эксплуатации здания, спустя несколько лет — уже по истечении срока давности — решил предъявить иск к компании, строившей здание. Было подано несколько исков на внушительную сумму. Мы придумали встречную стратегию. Каждый раз, когда я приходила на заседание суда, я подавала новое ходатайство — например, о запросе налоговых данных на соответствие подаваемых показателей прибыли или запросы на проведение экспертиз различного типа. В итоге представители истца сами настолько устали от затянувшегося судебного процесса, что согласились пойти на выгодное мировое соглашение.
Алексей Головченко
Управляющий партнёр ЭНСО
2
В нашей практике есть пример, когда компании пришло письмо с планом действий по разрушению её репутации. В письме была указана сумма, которую компания должна заплатить, чтобы всего этого не случилось, и схема передачи денег адресату. Мы подали в суд на анонимного отправителя, но результатов пока нет.

Нам важно ваше мнение

Ещё по теме
Загрузка...
Загрузка...