Что такое геймификация и как её применяют в жизни и бизнесе. Простыми словами
Проще говоря, геймификация — это когда мы берём элементы игры и добавляем их в повседневную жизнь. Рейтинги и медальки в приложении для занятий спортом, трекеры привычек, бонусные баллы за отзыв в магазине — всё это варианты геймификации.
История геймификации
Первое определение слову «геймификация» (англ. gamification) в 1980-е дал профессор Эссекского университета Ричард Бартл: «Геймификация — превращение чего-то, что не является игрой, в игру».
Британский разработчик Ник Пеллинг в 2002 году начал использовать этот термин, когда сделал небольшой проект по внедрению игровых технологий в корпоративные сервисы.
Он говорил, что геймификация — это процесс использования игрового мышления и игровой динамики для привлечения аудитории и решения поставленных задач.
Появление смартфонов и распространение мобильных и компьютерных игр стимулировали появление геймификации как подхода.
Но, хотя геймификацию как отдельное явление начали рассматривать только в конце нулевых применительно к бизнесу и образованию, само явление довольно старое. Люди привносили элементы игры в свою повседневную жизнь с незапамятных времён.
В первую очередь это касается образовательных игр для детей, которые применялись в школах и дома.
Предпосылки этого были весьма логичными: если существует такая деятельность, в которой люди добровольно проводят очень много времени, они увлечены и довольны, то почему бы не перенести элементы этой деятельности туда, где людям не помешала бы дополнительная мотивация.
Где применяют геймификацию
Мы сталкиваемся с геймификацией в самых разных областях, где приходится совершать некоторые типовые действия:
- В магазине вам предлагают подарки за покупку на определённую сумму.
- Приложение для изучения языка или занятий спортом показывает ваш рейтинг и даёт бонусы, если вы не пропускаете дни.
- Банки начисляют кешбэк за покупки.
- Маркетплейсы предлагают баллы за отзывы.
- Социальные сети дарят уникальные стикеры в обмен на участие в конкурсах и выполнение определённых действий.
Всё это — элементы, которые повышают ваш интерес и вовлечённость. Они не относятся напрямую к процессу, но делают его увлекательнее, мотивируют вас больше покупать или выполнять задания.
Сегодня геймификация пользуется бешеной популярностью, мы встречаем её повсюду — в фитнес-трекерах и приложениях для подсчёта калорий, в любимом магазине, когда совершаем покупку и получаем за это коллекционную безделушку, в сервисах доставки еды, в кинотеатрах, банковских приложениях, аптеках, онлайн-курсах, школьных занятиях. Мы начинаем жить в эпоху геймификации.
У этого есть предпосылки, добавила эксперт. Геймификация, как практически любая игра по правилам, базируется на законах поведенческой психологии. В ответ на стимул человек совершает нужное действие, за которым следует вознаграждение для подкрепления этой самой деятельности. За счёт этого принципа достигается эффективность.
В случае геймификации главное — то, что вы делаете. А элементы игры позволяют сделать процесс увлекательнее, но не являются самоцелью.
Геймификация — это не специфическая игровая деятельность, это наша самая обычная деятельность. Рутина, домашка, продажи, уборка, — что-то, что мы делаем в обычной жизни. Эти занятия мы сопровождаем игровыми элементами, шкалами прогресса, лидербордами, ачивками и бейджиками, сюжетами, необычным сеттингом. Всё это помогает нам быть более эффективными, но это побочный эффект. Цель в том, чтобы мы в этой деятельности почувствовали какое-то ещё удовольствие, чтобы мы повеселились.
Виды и инструменты геймификации
Геймификации можно классифицировать по разным признакам.
- По количеству участников: групповые и индивидуальные.
- По типу погружения: полное и частичное.
Платформа для изучения иностранных языков Duolingo — пример полного погружения, на протяжении учёбы вы всё время погружены в игровую среду.
Пример приложения с частичным погружением — Finch: Self Care Pet. Это тамагочи, но для того, чтобы заботиться о питомце, вам нужно делать что-то хорошее для себя. Монетки, на которые вы можете наряжать и развлекать питомца, начисляются за то, что вы почистили зубы, приготовили себе полезный ужин или выполнили рабочую задачу.
Инструменты геймификации довольно разнообразны и применяются в зависимости от задачи в разных сочетаниях. Вот самые распространённые:
- Сторителлинг, построение сюжета. Человеку предлагают некую альтернативную реальность, в которой он должен действовать. Она может быть как фантастической, так и реалистичной, в зависимости от задач.
- Персонажи или маскоты. Это может быть герой, от лица которого действует участник, или персонаж-помощник.
- Рейтинги. Соревнование с другими участниками — один из вариантов мотивации.
- Начисление баллов. Помимо соперничества с другими участниками есть ещё вариант соревнования с самим собой, когда участник получает награды за достижение определённого уровня или просто видит свой прогресс. Чаще всего (но не всегда) геймификация не предполагает штрафов, поэтому человек не демотивируется, совершив ошибку или пропустив занятие, зато у него есть постоянный стимул в виде личного прогресса.
- Виртуальная валюта. Ещё один вариант предыдущего инструмента, когда на заработанные очки можно выбрать и приобрести какие-то бонусы.
- Игровые уровни или миссии. После совершения определённых действий или достижения конкретного количества баллов человеку открываются новые возможности или знания.
- Обратная связь — это когда правильное в контексте задачи действие получает позитивное подкрепление.
Для какого возраста работает геймификация
Геймификация работает для любого возраста, главное — подобрать понятный формат. У каждого человека есть игровой опыт, мы все знаем, как играть, и не теряем эту способность, перестав быть детьми.
Игры тем и прекрасны, что в них все равны. Топ-менеджер крупнейшей компании, мама в декрете и пятилетний ребёнок могут с одинаковым удовольствием играть в прятки.
Есть заблуждение, что игры — для детей. Это не так. Все мы ведёмся на игровые триггеры, абсолютно все. У каждого они будут свои, но мы все ведёмся, поэтому у геймификации нет возраста. Применяете там, где вам кажется это уместным, лишь бы вы совпадали с вашей целевой аудиторией по вкусам и по типам игровой мотивации.
Достоинства геймификации
Даёт дополнительный источник энергии и помогает снизить стресс
«Игра — это мощный источник энергии. Она дает нам ощущение радостного подъёма и позволяет снять напряжение», — Йохан Хейзинга, философ, автор трактата Homo Ludens («Человек играющий», 1938).
Создаёт безопасную среду для освоения новых навыков и качеств
Помимо того, что геймификация процессов позволяет повысить мотивацию, сделать процесс легче и увлекательнее, она позволяет человеку развивать самые разные качества и успешно осваивать новые навыки в комфортной обстановке.
Чем меньше вы играете, тем меньше вы человек. Мозгу нравится играть, потому что эволюцией заложено желание играть. Она поощряет игру, потому что в игре мы осваиваем навыки, в том числе и человеческие. И значит, игра делает нас людьми.
Когда вы зажигаете с друзьями в социальной игре на вечеринке, играете в «Доту», в футбол, на бирже — всё это время вы тренируетесь быть сложным спонтанным человеком. И чем больше разных видов игр пробуете, тем круче развиваетесь.
Если игра сама по себе создаёт безопасную среду для обучения и роста, то геймификация помогает перенести это в реальную жизнь, на прикладные задачи. Добавив элемент игры в обучение, можно повысить эффективность курсов и тренингов, ускорить запоминание информации и заставить участников более активно включаться в происходящее на уроке.
Подкрепляет успех, поддерживая высокий уровень мотивации и вовлечённости
Геймификация бизнес-процессов и работы в команде помогает улучшить командный дух, повысить удовлетворённость работой и, как следствие, снизить текучесть кадров.
«В играх легко оставаться вовлечёнными, потому что они стимулируют нас действовать, подкрепляют успех и не концентрируют внимание на ошибках, — считает гейм-дизайнер Екатерина Савостикова. — В играх мы можем конкурировать друг с другом и со средой, утолять потребность в любопытстве и исследованиях, а ещё получить признание большого количества людей, стать членом сообщества. И, собственно, что нам мешает вытащить всё это из игр в реальный мир?»
Повышает лояльность клиентов и даёт маркетинговые преимущества.
Игровые элементы улучшают узнаваемость бренда и усиливают эмоциональную привязанность к нему. Как следствие, растёт частота покупок и средняя сумма чеков, аудитория более вовлечена и удовлетворена, а имидж компании улучшается.
Помогает оптимизировать бизнес-процессы.
Геймификация позволяет улучшить производительность труда, создать среди сотрудников здоровую конкуренцию и мотивировать делать задачи быстрее и качественнее ради получения различных игровых бонусов, баллов и мест в рейтинге. Также игры стимулируют креативность и ускоряют внедрение новых идей в работу.
Облегчает работу HR.
Игровые практики помогают уже на этапе привлечения и адаптации новых сотрудников. Помимо выполнения функций тимбилдинга — сплочения команды — геймификация позволяет внедрить полезные практики в корпоративную культуру. Например, повысить экологическую осознанность, продвигать среди сотрудников здоровый образ жизни и поддержку социальных проектов.
Недостатки геймификации
Может подменять собой содержание продукта
Геймификацию можно применить практически к любой области. Но не всегда нужно. Иногда, увлёкшись геймификацией, разработчики забывают, ради чего они это делают, к какому продукту таким образом стараются привлечь внимание и какая выгода от этого будет для потребителя и бизнеса.
Лучше потратить больше усилий на разработку самого продукта или услуги, считает эксперт.
Я не знаю областей, где геймификация бы не сработала. Но она точно не уместна там, где без неё можно было бы обойтись. Лучше вложиться в качество продукта, чем прикрывать его дыры «весёлой» игрой.
Не работает без создания равных условий для всех участников
Этим инструментом важно правильно пользоваться. Если вы попробуете увлечь участников игровой механикой, но создадите неравные условия, то вместо повышения лояльности испортите с людьми отношения. Например, дадите кому-то в конкурсе дополнительные баллы, или условия участия изначально будут неравными.
В геймификации важна честность, и это выражается не только в равных условиях для участников. Важно, чтобы ожидания участников и реальность совпали. Нашумевшая история с «тапанием хомяка» — яркий пример обманутых ожиданий.
Может выглядеть как манипуляция, иногда провоцирует ложные ожидания
Призовые баллы за фильм, который вас попросили посмотреть, выданная монетка за покупку свыше какой-то суммы в чеке, участие в розыгрышах за приведённого друга, тапание хомяка — всё это примеры простых геймификаций, работающих по принципу стимулов и наград. И это манипуляция чистой воды. Мы как смотрели фильм, так его и смотрим. Как делали покупки, так и делаем. Никакой игры не появилось.
И как только пользователь поймёт, что ему не обязательно на это соглашаться, что игра сделана только для того, чтобы он сделал больше импульсивных покупок, геймификация тут же перестанет работать и откатит человека в разочарование.
Может отвлекать внимание от основной задачи
Другая опасность геймификации — иногда она может работать слишком хорошо. В этом случае велик риск чрезмерно увлечься погоней за игровыми бонусами и потратить на это больше ресурсов, чем они того стоят.
Стать любой ценой сотрудником месяца, собрать все награды за просмотры сериалов, которые вынужден смотреть по ночам и не высыпаться. После таких «марафонов» люди нередко выгорают, чувствуют себя обманутыми и зря потратившими драгоценное время. Такое явление называется «дофаминовой ямой». И лучше бы туда не попадать и никого не ронять.
Как геймификацию используют в бизнесе
Геймификацию можно использовать для создания и популяризации больших проектов, программ лояльности, внутренних программ обучения и не только. Вот какие варианты применения геймификации в бизнесе есть:
- Программы лояльности: баллы за покупки, уровни статуса, достижения за соревнования и выполнение заданий, особые статусы и т. п.
- Обучение сотрудников: рейтинги, система достижений при обучении, корпоративные игры и курсы.
- Продажи и маркетинг: коллекционирование стикеров, игра-квест по поиску «особенного» продукта.
- HR и рекрутинг: симулятор работы для кандидатов, игровой отбор талантов.
- Производительность труда: соревнования и рейтинги среди работников.
- Финансовый сектор: уровни привилегий, игровые элементы для накопления, геймификация платежей (платить лицом, жестом, словом и т. п.).
- Здоровье и спорт: бонусы за здоровый образ жизни, соревнования с другими участниками, медитация с игровыми элементами, геймификация физической активности и пр.
- Экология и социальная ответственность: баллы за переработку мусора, превращение полезных действий в игру, соревнования (например, по экологичному вождению).
Грамотная геймификация гарантирует высокое вовлечение, она может сделать проект виральным. Она повышает интерес к товарам и брендам, способствует повышению лояльности сотрудников к компании-работодателю. Помогает тренировать навыки, скрасить монотонные задачи. И вообще, от души повеселиться.
Привлекательность игр как таковых делает продукты, построенные вокруг геймификации, успешнее в глазах клиентов.
Например, Duolingo — самое популярное в мире приложение для изучения иностранных языков — полностью построено на геймификации. Процесс прохождения уроков похож на настольную игру, в которой вы следуете по определённому маршруту, зарабатывая очки, обгоняя других игроков и периодически натыкаясь на разные сокровища.
Пример успешного социального проекта, построенного на геймификации, — российские «Чистые игры». Это командные соревнования по сбору и сортировке мусора, придуманные экоактивистами из Петербурга и Москвы и проводимые сейчас по всему миру. Участники собирают мусор в парках и заповедниках, попутно решая экологические загадки, ища артефакты и копя баллы за это. Команда победителей получает призы, а в процессе каждой игры собираются от двух до пяти тонн мусора.
Есть геймификации, которые приводят к позитивным социальным изменениям или делают жизнь конкретного человека лучше и здоровее.
Например, игра Beat Saber, которая реабилитирует людей после инсульта. На пациентов надевают VR-очки, и они играют в игру, где нужно поднимать руку, чтобы отбивать мяч или полить цветы. Игра способствует тому, что человек активнее начинает задействовать свои мышцы, механику своего тела и быстрее реабилитируется, не заставляя себя делать изнуряющие тренировки.
Это пример хорошего проекта и классного применения геймификации в жизни. И таких очень много.
Как можно использовать геймификацию в работе или жизни
Когда мы что-то учим — это требует повторяющихся действий для запоминания. Туда, где есть повторяющееся действие, можно встроить геймификацию.
В образовании мы можем увидеть, как детей учат программированию или математике в игровой среде. Вместо скучной и монотонной зубрёжки мы можем предложить игру, в которой ребёнок превращается в волшебника и идёт сражаться со злобными слизнями с помощью магии, работающей на математике.
Решил пример — нанёс урон. Ошибся — словил контрудар. Ребёнок и не заметит, как много примеров решит, пока будет спасать волшебные земли.
С рутинами тоже работает. В скучную задачу можно добавить элемент игры, чтобы сделать её более увлекательной. С одной стороны, в этом случае вы получите больше удовольствия от процесса, с другой — то, что вызывает у нас искренний интерес, скорее будет выполнено быстро и качественно.
Например, если вы учитель, вы устали, но вам нужно проверить стопку из 50 домашних работ, можно повеселиться и оставить всем комментарии в стиле Мастера Йоды.
Отлично поддаются геймификации задачи, связанные с планированием, организацией своих или общих дел, где важно не допустить прокрастинации и отслеживать прогресс.
Например, можно составлять списки задач на день, приоритизировать их и назначать, какой бонус вы получите за выполнение этих задач. Таким образом можно соревноваться с коллегами по работе или, наоборот, составлять общий список и выбирать из него совместные задачи.
Применение геймификации ограничено только вашей фантазией. Вы можете сами добавлять её элементы в те процессы, которые вам хотелось бы разнообразить или сделать более привлекательными.