secretmag.ru
Энциклопедия2 мин.

Что такое фримиум. Объясняем простыми словами

Фримиум, или freemium (от англ. free «свободный» + premium «премиум»), — бизнес-модель, при которой продукт имеет бесплатную версию с ограничениями и полноценную платную версию.

Например, в мобильную игру можно играть бесплатно, но определённые «фичи» открываются только при оплате подписки, а в дейтинговых приложениях можно посмотреть, кто вас лайкнул, купив премиум-версию.

Фримиум-продукты снижают порог входа пользователя; предполагается, что, привыкнув к пользованию продуктом, он захочет расширить круг доступных опций.

Пример употребления на «Секрете»

«Freemium бывает разным: некоторые разработчики всеми возможными способами подводят пользователя к приобретениям. Допустим, устанавливают на уровне непреодолимое препятствие в виде сложного босса. Его можно пройти, только если раскошелиться. Крупные компании переходят на эту модель монетизации преимущественно из-за высокого процента пиратства среди пользователей, поэтому их вариант более демократичен».

(СЕО Big6 Limited Кирилл Поляков — о том, как монетизировать мобильные игры.)

Нюансы

Существуют различные виды ограничений в бесплатной версии продукта:

  • ограниченные опции (например, в приложении для редактирования фото вы можете сделать себя брюнеткой, а блондинкой — только в платной версии);
  • ограничения для категорий пользователей (некоторые программы бесплатны только для установки на домашний компьютер или только для студентов);
  • ограничение по времени (в мобильных играх нужно подождать, чтобы играть дальше, или заплатить);
  • ограничение техподдержки (сам продукт доступен бесплатно, техподдержка — только за деньги).

Плюсы и минусы с точки зрения бизнеса, (по мнению гендиректора ED2 Натальи Царевской-Дякиной):

Преимущества: бизнес-модель использует хорошо известное в социальной психологии правило взаимности. Когда люди получают что-то бесплатно, то чувствуют себя в долгу и хотят чем-либо отблагодарить дарителя. По этой причине если людям нравится базовая версия, то они часто соглашаются купить расширенную. Она даёт больше образовательных функций и возможностей.

Недостатки: эта модель требует значительных затрат времени и денег, чтобы охватить вашу аудиторию. Ещё больше усилий понадобится, чтобы превратить бесплатных пользователей в платных клиентов. Контент должен быть очень ярким и очень нужным, чтобы за него захотелось заплатить.

Критика

Внутриигровые покупки часто критикуют, ведь:

  • они дают незаслуженное преимущество одним над другими, более опытными игроками,
  • они замедляют развитие игр, так как главной задачей разработчиков становится побудить игрока совершить покупку,
  • дети могут совершать покупки, не осознавая масштабы потраченного. Так, россиянин подал иск к Google, требуя возместить 320 000 рублей, которые потратил его сын в мобильной игре.

Статью проверила:

Галина Иванова, product-менеджер направления монетизации в «Нетологии»