Что такое фримиум. Объясняем простыми словами
Например, в мобильную игру можно играть бесплатно, но определённые «фичи» открываются только при оплате подписки, а в дейтинговых приложениях можно посмотреть, кто вас лайкнул, купив премиум-версию.
Фримиум-продукты снижают порог входа пользователя; предполагается, что, привыкнув к пользованию продуктом, он захочет расширить круг доступных опций.
Пример употребления на «Секрете»
«Freemium бывает разным: некоторые разработчики всеми возможными способами подводят пользователя к приобретениям. Допустим, устанавливают на уровне непреодолимое препятствие в виде сложного босса. Его можно пройти, только если раскошелиться. Крупные компании переходят на эту модель монетизации преимущественно из-за высокого процента пиратства среди пользователей, поэтому их вариант более демократичен».
(СЕО Big6 Limited Кирилл Поляков — о том, как монетизировать мобильные игры.)
Нюансы
Существуют различные виды ограничений в бесплатной версии продукта:
- ограниченные опции (например, в приложении для редактирования фото вы можете сделать себя брюнеткой, а блондинкой — только в платной версии);
- ограничения для категорий пользователей (некоторые программы бесплатны только для установки на домашний компьютер или только для студентов);
- ограничение по времени (в мобильных играх нужно подождать, чтобы играть дальше, или заплатить);
- ограничение техподдержки (сам продукт доступен бесплатно, техподдержка — только за деньги).
Плюсы и минусы с точки зрения бизнеса, (по мнению гендиректора ED2 Натальи Царевской-Дякиной):
Преимущества: бизнес-модель использует хорошо известное в социальной психологии правило взаимности. Когда люди получают что-то бесплатно, то чувствуют себя в долгу и хотят чем-либо отблагодарить дарителя. По этой причине если людям нравится базовая версия, то они часто соглашаются купить расширенную. Она даёт больше образовательных функций и возможностей.
Недостатки: эта модель требует значительных затрат времени и денег, чтобы охватить вашу аудиторию. Ещё больше усилий понадобится, чтобы превратить бесплатных пользователей в платных клиентов. Контент должен быть очень ярким и очень нужным, чтобы за него захотелось заплатить.
Критика
Внутриигровые покупки часто критикуют, ведь:
- они дают незаслуженное преимущество одним над другими, более опытными игроками,
- они замедляют развитие игр, так как главной задачей разработчиков становится побудить игрока совершить покупку,
- дети могут совершать покупки, не осознавая масштабы потраченного. Так, россиянин подал иск к Google, требуя возместить 320 000 рублей, которые потратил его сын в мобильной игре.
Статью проверила:
Галина Иванова, product-менеджер направления монетизации в «Нетологии»