Что такое электромобиль и почему россияне всё чаще их покупают. Объясняем простыми словами
Проще говоря, обычный автомобиль ездит благодаря тому, что его мотор сжигает бензин или дизельное топливо. Электромобиль же приходит в движение с помощью электродвигателя. Батарею нужно регулярно подзаряжать, для этого электромобиль подключают к источнику электроэнергии при помощи зарядного устройства. На одном полном заряде электромобиль сможет проехать несколько сотен километров.
Как устроен электромобиль
Электрический автомобиль проще в устройстве, нежели машина с ДВС. Например, в электрокарах нет генераторов, стартеров, радиаторов, масляных помп и прочих привычных большинству автовладельцев штук.
Вот основные элементы электромобиля:
- Аккумуляторные батареи. Это главный компонент электрокара, именно он обеспечивает электричеством мотор. Аккумуляторы располагаются под сиденьями, в багажнике или под капотом.
- Электродвигатель. Он работает от аккумулятора и приводит в движение колеса автомобиля.
- Трансмиссия. У электрокаров в привычном понимании отсутствует коробка передач, но при этом у большинства «электричек» установлена односкоростная коробка, которая служит только для включения заднего хода.
- Инвертор. Этот механизм преобразует постоянный ток высокого напряжения от аккумулятора в переменный ток низкого напряжения для работы электромотора.
- Бортовое зарядное устройство. Оно принимает энергию переменного тока от электросети и преобразует ее в постоянный ток для зарядки аккумулятора.
Как и почему растут продажи электромобилей
В 2023 году россияне купили чуть больше 14 000 новых электромобилей. С одной стороны, это немного: новых машин с ДВС за это же время в стране продали больше миллиона. То есть доля электрокаров — около 1,5%.
С другой стороны, продажи «обычных» машин за 2023 год относительно провального для авторынка 2022-го выросли на 69%, а спрос на «электрички» увеличился почти в 5 раз.
То есть электрический сегмент маленький, но растёт быстрее рынка и постепенно прибавляет в весе. И так уже несколько лет подряд.
Эксперты объясняют рост популярности электромобилей в России льготами, в числе которых не только бесплатный проезд по платным трассам. «Россиян привлекает отсутствие транспортного налога и освобождение от оплаты парковок в крупных городах. Продление льготного режима, а также расширение числа трасс, дающих бесплатный проезд для владельцев электрокаров, безусловно, стимулирует делать выбор в пользу электромобилей», — считает директор по коммуникациям дилерских холдингов «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина.
В других странах электромобили ещё быстрее откусывают долю рынка у машин с ДВС. Так, в 2023 году самым продаваемым авто в мире оказался электрокар Tesla Model Y. Он обогнал такие бестселлеры, как Toyota RAV4 и Toyota Corolla.
В Америке чаще всего пересаживаются, чтобы экономить деньги на бензине. С 2020 года по 2023-й цены на бензин в США выросли вдвое, с $1,7 до $3,8 за галлон (4,5 литра), а на пике они превышали $5.
Какие электрокары производят в России
Сразу два российских завода выпускают электромобили. Их продукцию уже можно купить в автосалонах страны.
Evolute
Машины под этим брендом производят на заводе «Моторинвест», который находится под Липецком. Они повторяют модельный ряд китайской марки Dongfeng. Сначала в октябре 2022 года Evolute начал продавать электроседаны i-Pro с электромотором мощностью 120 кВт (150 л. с.) и батареей ёмкостью 53 кВт/ч. На одном полном заряде Evolute i-Pro проезжает до 420 км, а разогнаться может до 150 км/ч.
Вторая модель Evolute — кроссовер i-Joy. Автомобиль имеет передний привод, электродвигатель мощностью 120 кВт (163 л. с.) и батарею на 53 кВт/ч. До 100 км/ч авто разгоняется за 8,9 секунды.
Кроме этих машин, в линейке Evolute скоро будут доступны электрокары:
- Evolute i-Jet – среднеразмерный кроссовер;
- Evolute i-SKY – кроссовер C+ класса;
- Evolute i-VAN – микроавтобус.
«Москвич»
«Москвич 3e» построен на одной базе со своим собратом — бензиновым «Москвичом 3». Кроссовер с ДВС — близнец китайского JAC JS4, а электрическая версия «Москвича» — это, по сути, китайский JAC Sehol E40X. «Электромосквич» оснащен электродвигателем на 143 кВт (193 л. с.) и батареей на 65 кВт/ч, что позволяет проехать 410 км без подзарядки.
Другие проекты
-
Lada E-Largus. «АвтоВаз» уже выпустил опытную партию универсалов Largus на электротяге. Серийное производство планируют наладить к маю 2024 года. Автомобиль сможет проезжать около 400 км без подзарядки, но только если в ней будет находиться только один водитель и не более 100 кг груза. «АвтоВаз» делает ставку на то, что «электроларгус» будет идеальной машиной для курьерских доставок.
-
Аtom. Это компактный, но вместительный четырехдверный паркетник. Машину планируют выпускать на столичном заводе «Москвич». Atom получит синхронный электродвигатель на постоянных магнитах, созданный совместно с «Росатомом». Мощность мотора 150 кВт (204 л.с.), запас хода — до 500 км.
- L-Type. Спортивный микрокар, который своими небольшими габаритами напоминает советскую «Оку». Производством собирается занимается российский оборонный концерн «Алмаз-Антей». Выпуск товарных экземпляров планируется начать в конце 2024 года на бывшем заводе Toyota в Санкт-Петербурге. Кстати, по документам это будет даже не автомобиль, а тяжелый квадроцикл. Электрокар будет иметь съёмную тяговую батарею, прямо как на электросамокатах. Проехать на одном заряде сможет 180 км со скоростью до 90 км/ч.
Какие электрокары можно купить в России
Сегодня официально у дилеров можно купить только российские и китайские электромобили. Помимо перечисленных выше Evolute и «Москвича», это:
-
Skywell. Китайская компания на российском рынке предлагает только один электромобиль — кроссовер ET5. Независимо от комплектации автомобиль оснащен батареей на 72 кВт/ч и имеет запас хода на 400 км.
-
Voyah. Китайский бренд предлагает россиянам сразу несколько моделей электрокаров — седан, полноразмерный кроссовер и минивен.
Но самым популярным китайским электрокаром 2023 года в России стал Zeekr, точнее его модель 001 — их купили аж 3000 экземпляров. Хотя официально машина в России не продаётся: её ввозят по параллельному импорту.
Окольными путями в страну также ввозят модели именитых европейских или американских брендов на электротяге, но они менее заметны на рынке.
Сколько стоят электрокары
Новые электрокары остаются недешёвым удовольствием. Самый бюджетный вариант — седан Evolute i-PRO: его стоимость составляет 3 млн рублей. «Москвич 3е» стоит дороже, от 3,5 млн рублей.
Иномарки заметно дороже. Например, Zeekr 001 стоит от 6 млн рублей, Tesla Model 3 — от 7. Voyah могут стоить ещё дороже — более 10 млн рублей.
Чтобы сэкономить, россияне привозили из-за границы подержанные электрокары. Хит в этой нише — Nissan Leaf. Свежие (от 2020 года) с доставкой из Японии обходились в районе 2 млн рублей. Но Япония в августе 2023 года ввела санкции и запретила своим гражданам продавать в Россию любые гибриды и электромобили.
Как развивается инфраструктура для электромобилей
Последние годы российские власти стимулируют развитие инфраструктуры для электромобилей. Зарядки уже есть на многих улицах в городах и на АЗС, а теперь их планируют разрешить ставить прямо во дворах. Заниматься этим будут управляющие компании, причём без согласия жителей дома и обращения в энергоснабжающие организации.
А застройщиков (по крайней мере, в Москве) и вовсе заставят сдавать многоэтажки уже с местами во дворах, где можно подзарядить электромобиль.
По данным сервиса 2Chargers, в середине 2023 года на всей территории России действовали около 4500 коммерческих электрозаправок, 779 из которых — быстрые, то есть позволяют зарядить машину до 80% за полчаса.
Плюсы и минусы владения электромобилем
К очевидным преимуществам стоит отнести:
-
Экономичность. Подзарядка электромобиля обходится дешевле, чем заправка традиционного бензинового автомобиля. Заправить полный бак бензина или дизеля, чтобы проехать около 400 км, стоит порядка 1500–2000 рублей. Зарядить электрокар, чтобы преодолеть на нём сопоставимое расстояние, можно за 250–300 рублей. Это если делать это от обычной розетки. Если пользоваться коммерческой быстрой зарядкой, то нужно будет отдать около 750 рублей.
-
Бесплатные парковки. В ряде крупных городов, включая Москву, Санкт-Петербург, Новороссийск и другие, владельцы электромобилей могут оставлять свои машины на городских парковочных местах и не платить за это.
-
Бесплатный проезд по платным федеральным дорогам. На электрокаре можно свободно проехать по платным трассам М-1, М-3, М-4, М-11, М-12 и Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД). Для бесплатного проезда нужно будет купить или взять в аренду бесконтактный транспондер T-pass. В среднем такое устройство стоит 3000—3500 рублей.
-
Отсутствие транспортного налога. На федеральном уровне налог на электромобиль в России не отменен, но в некоторых регионах действуют региональные льготы. Так, в Москве с 2020 года физические лица, на которых зарегистрированы электрические машины, освобождены от уплаты транспортного налога. Такую же меру ввели ещё 20 регионов страны, в том числе Краснодарский край и Татарстан.
-
Стоимость обслуживания. Электрокару не надо менять свечи, ремни, антифриз и масло в моторе и коробке. Меньше узлов и агрегатов — меньше вероятности попасть на дорогой ремонт или замену.
Но есть и значительные минусы.
-
Высокая стоимость автомобилей. Электрокары стоят дороже, чем сопоставимые бензиновые аналоги.
-
Инфраструктура. Несмотря на усилия государства, вне мегаполисов с зарядными станциями дела обстоят не так радужно, как в Москве, Санкт-Петербурге или других крупных городах. Владельцу электрокара, отправляющемуся в дальнюю дорогу, необходимо заранее изучить маршрут и понять, где он будет подзаряжаться.
-
Время зарядки. Электрокар долго заряжается. Чтобы рассчитать время заряда, нужно показатель ёмкости аккумуляторной батареи разделить на мощность зарядки. Но у батарей есть одна особенность — неравномерность заряда. Это значит, что батарея в начале и в конце заряжается значительно медленнее. Чтобы более точно рассчитать время зарядки, используют множитель 1,3.
Например, если емкость батареи «Москвича 3е» составляет 65 кВт/ч и он заряжается через ЭЗС мощностью 22 кВт, то с 0 до 100% машина зарядится за 3,8 часа (65/22)х1,3.
Есть и быстрые зарядки, но тем не менее ждать придется не менее часа до полного заряда батареи.
Электрокары и экология
На первый взгляд, электротранспорт безопаснее для экологии, нежели любой другой. Электрические моторы не выделяют вредных выхлопных газов, поэтому считаются экологически чистыми.
Однако, экологичность — это не только выхлопная труба. Исследования показывают, что само производство транспортного средства с электродвигателем значительно сильнее наносит урон окружающему миру, чем выпуск машин с ДВС.
Также встаёт вопрос переработки и утилизации вышедших из строя аккумуляторов. Даже обычные батарейки не стоит выбрасывать вместе другим мусором, ведь если утилизировать их, как обычные отходы, в почву попадёт много вредных веществ. С аккумуляторами для электрокаров всё то же самое.
История электрокаров
Удивительно, электромобиль появился раньше, чем машины с двигателем внутреннего сгорания. Еще в 1829 году венгерский изобретатель Аньош Йедлик сделал передвигающуюся на электрической энергии тележку. Источником энергии были одноразовые батареи. Первый электрокар был способен разгоняться до 4 км/ч.
В 1888 году появился первый электромобиль в более близком к современному понимании. Он назывался Flocken Elektrowagen и обладал перезаряжаемой батареей.
В начале ХХ века электромобили были очень популярны у американцев. В период с 1900 по 1910 год более 40% машин США были именно с электрическими агрегатами.
Однако к 1930-м годам автомобили с ДВС вытеснили электромобили. Заряда аккумулятора на электрокарах хватало только на десятки километров, зато полный бак бензина мог обеспечить сотни километров пробега. Да и заправить машину бензином занимало несколько минут, а для зарядки электричеством требовались часы.
Только спустя почти 50 лет, начиная с 1970-х годов, интерес к электрическим машинам вернулся, а произошло это на фоне резкого повышения цен на топливо.
Сейчас же электромобили переживают свою уже третью молодость.
Будущее электромобилей
Ведущие автопроизводители ставят в приоритет развитие электрического транспорта. Компании работают над тем, чтобы батареи быстрее заряжались и на одном заряде можно было проехать как можно больше.
Есть и другие идеи, как сделать электромобили практичнее. Например, разрабатывают модели со сменными батареями. Выглядит это так: автокар заезжает в бокс, где роботизированный механизм снимает с днища разряженный аккумулятор, а на его место ставит заряженный. Операция автоматическая и происходит без участия человека. По времени она не будет дольше, чем полная заправка топливного бака обычного автомобиля.
Другое перспективное направление — бесконтактные зарядки. Для этого разработчики планируют снабдить электромобиль и парковочные ячейки для электрического транспорта специальными мощными индукторами, которые могут включаться в автоматическом режиме.
Также некоторые инженеры не исключают вариант появления бесконтактной передачи энергии на электромобили во время движения — от скрытой в дорожном полотне обмотки.
Пример упоминания на «Секрете»
«Маск стал культовой фигурой, когда первым продемонстрировал, что производство электромобилей может быть прибыльным бизнесом. Его Tesla пробила дорогу, по которой теперь движутся все автопроизводители, которые не решались делать ставку на машины без двигателя внутреннего сгорания».
(Из статьи про Илона Маска.)