secretmag.ru
Энциклопедия2 мин.

Что такое эффект сноба. Объясняем простыми словами

Эффект сноба — падение спроса на дорогие и редкие товары по мере увеличения их доступности.

Проще говоря, это потребительский снобизм. Показное стремление определённой группы людей приобретать статусные и редкие вещи, чтобы выделяться из толпы. Они предпочитают отказываться от приобретения брендовых вещей, если те из эксклюзива становятся товаром массового потребления, «ширпотребом».

Эффект сноба чаще всего проявляется с люксовыми брендами и предметами роскоши. Многие модные дома специально ограничивают количество выпущенных вещей, чтобы не попасть под его действие. Британский бренд Burberry долгое время уничтожал все нераспроданные вещи старых коллекций. А каждую из сумок Hermes до сих пор шьют практически вручную.

Пример употребления

«Если вы не можете решить эту задачку, вы должны изменить постановку. Эвристика, то, о чем Канеман писал, за что Нобелевскую премию давали. Вы не знаете, как выбрать из тысячи товаров, тогда вы выберете принцип присоединения к большинству, эффект сноба, демонстративное потребление — и вы упростили необычайно свою задачу. Вы можете ее решить. Иногда это способствует не только выбору, но и успеху».

(Доктор экономических наук Александр Аузан — о способах нерационального решения сложных экономических задач.)

Ошибки в употреблении

Часто эффект сноба путают с эффектом Веблена. Это рост спроса на предметы роскоши и люксовые услуги при увеличении их цены. Оба эффекта действительно похожи, так как основаны на стремлении к престижности, и иногда одни и те же люди могут попадать под действие обоих эффектов. Но между этими двумя явлениями всё же существует важная разница.

Потребители, которые руководствуются эффектом Веблена, главным критерием для покупки считают статусность и высокую цену. Снобы же не интересуются ценой. Им важно, чтобы товар был эксклюзивным. Дорогая, но модная вещь не будет пользоваться спросом у этой категории покупателей.

И если целевая аудитория «товаров Верблена» с радостью приобретёт статусный браслет-гвоздь Cartier, то снобы предпочтут выбрать что-нибудь более редкое или вообще остаться без покупки.

Нюансы

Экономист Харви Лейбенстайн в 1950 году опубликовал книгу «Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса». В ней среди прочих видов покупательского поведения он описал эффект сноба и предположил, что таким образом люди стремятся показаться исключительными и отличными от остальных.

Противоположность эффекта сноба — эффект присоединения к большинству, когда люди выбирают те же покупки, что и все остальные. Вне зависимости от своих предпочтений.

Статью проверила:

Инга Корягина, доцент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова