Что такое бюджетная роспись. Объясняем простыми словами
Бюджетная роспись — это обязательный к исполнению план, который определяет, какой объём бюджетных средств и на какие цели будет направлен, а также кто отвечает за эти расходы (например, министерства). Исполнение этого плана — это, по сути, и есть исполнение закона о бюджете. Бюджетная роспись используется также и для контроля за исполнением бюджета.
Составляют бюджетную роспись органы власти — федеральные, региональные и муниципальные. Существует также бюджетная роспись, определяющая источники финансирования дефицита бюджета (если таковой возникает).
Составление бюджетной росписи регулируется Бюджетным кодексом РФ. Правила прописаны также в указаниях Минфина, законах субъектов о бюджетном процессе и решениях муниципальных образований.
Примеры употребления на «Секрете»
«Ведомство планирует расширить и собственные полномочия при внесении изменений в сводную бюджетную роспись. Планируется менять документ без правки закона о бюджете. Это даст возможность увеличивать ассигнования на оборону и безопасность, а также перенаправлять средства между госпрограммами или между объектами капитального строительства».
(Из новости о предложении Минфина закрепить в Бюджетном кодексе временные бюджетные полномочия правительства, введённые с началом пандемии.)
Ошибки в употреблении
Бюджетную роспись нужно отличать от бюджетной сметы. Смету составляют получатели бюджетных денег на основании выделенных им ассигнований. В смете указывают планируемые расходы бюджетного учреждения. А бюджетная роспись распределяет предусмотренные законом о бюджете ассигнования (деньги из бюджета на конкретные нужды).
Нюансы
Составление бюджетной росписи идёт по принципу «снизу вверх». Свои заявки о том, сколько средств необходимо на конкретные цели, составляют распорядители бюджетных средств, а потом отправляют их «наверх» — к главным распорядителям бюджетных средств. От главных распорядителей эти сведения поступают в финансовый орган (федеральный или региональный Минфин).
Финансовый орган консолидирует, сводит бюджетную роспись и утверждает её, объяснил «Секрету» управляющий партнёр ассоциации менеджеров проектов «Проектный альянс» Николай Еланцев.
Эксперт рассказал, что раньше бюджетную роспись составляли в таблицах и выводили на бумагу. Эти тома бюджетной росписи по бюджету подписывал руководитель финансового органа, и они хранились в специальной папке и помещении. Сейчас же бюджетная роспись стала частью электронного документооборота .
Статью проверила:
Вера Кононова, заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований