Что такое бережливое производство. Объясняем простыми словами
Принципы бережливого производства разработали в компании Toyota. Поэтому их часто называют «дао Toyota». В целом насчитывают 14 принципов. Вот шесть основных из них:
-
Нужно определить ценность продукта для потребителя — то есть такие особенности, из-за которых клиент вернётся и захочет приобрести его.
-
Выявить поток создания этой ценности: понять, какие действия ведут к этому, а какие — нет. Все операции, которые не приносят ценность, по возможности исключаются, те же, что приносят, — максимально оптимизируются.
-
Обеспечить непрерывный поток создания ценности: вместо того чтобы перемещать продукт от одного участка к другому партиями, необходимо создать такой поток, в котором происходит непрерывное движение от сырья до готовой продукции.
-
Важно бороться с потерями. Их семь видов: перепроизводство, простои, дефекты и переделки, перемещения человека, транспортировка материала, избыток запасов и излишняя обработка.
-
Принцип «вытягивания»: вместо того чтобы работать на склад, нужно «вытягивать» готовые изделия из производственной системы тогда, когда они нужны потребителю.
-
Принцип постоянного совершенствования: даже если сегодня имеется хороший результат, это не говорит о том, что в будущем нет возможности его улучшить. Нужно постоянно думать о том, что всё несовершенно.
Согласно идеологии бережливого производства, оптимизация процессов должна идти не сверху, по решению управляющих, а снизу — то есть исходить от работников.
Примеры употребления на «Секрете»
«Руководитель сходил на модный семинар, прочитал популярную книгу по бережливому производству и озадачил своих сотрудников: потребовал изменить их подходы и отношение к работе. Если при этом сам начальник считает, что меняться не обязан, ничего не получится».
(Президент компании «Технониколь» Сергей Колесников — в колонке о том, как повысить производительность труда.)
«Бережливое производство, бережливый менеджмент — это не про японскую культуру вообще, а про корпоративную культуру, которая в том числе есть в некоторых японских компаниях. Но далеко не все японские компании бережливые. Например, Toshiba и Sony не имеют никакого отношения к бережливому менеджменту. В отличие от Toyota, которая сумела построить такую модель управления и благодаря этому отлично себя чувствует».
(Автор бестселлера «Дао Toyota» Джефри Лайкер — в интервью о мощи бережливого производства.)
Нюансы
Основные инструменты бережливого производства:
- Картирование потока создания ценности — создание карты того, как движется продукт по линии создания для того, чтобы выявить и оптимизировать слабые места.
- Канбан — метод распределения нагрузки между работниками, который стремится к выполнению задач «точно в срок». Задачи формируются в едином списке, откуда каждый работник может взять нужную и приступить к её исполнению.
- Кайдзен — философия постоянного улучшения всего, начиная от процесса производства, заканчивая руководством и работой сотрудников.
- Система 5S — система организации рабочего места.
1S — Сортировка.
2S — Соблюдение порядка. Все инструменты на своих местах.
3S — Содержание в чистоте и регулярная уборка.
4S — Стандартизация. Как должно выглядеть рабочее место.
5S — Совершенствование.
Факт
Бережливое производство во многом сформировалось на основе советских практик. В 1930-е годы в Японии работал институт по изучению опыта советской индустриализации, который выписывал все журналы, выходившие в СССР и описывающие вопросы научной организации труда, психологии труда и управления. Статьи тщательно изучали, после чего многое заимствовали. Так идеи советских специалистов по организации труда легли в основу бережливого производства.
Критика
Принципы бережливого производства в последние годы популярны в России: заводы по стране массово их осваивают. Однако некоторые предприниматели считают, что эта концепция переоценена.
«Я об этом задумался, когда пристальнее изучил показатели Toyota — главного идеолога “бережливого производства”. У автоконцерна нет и не было колоссального отрыва от конкурентов. Показатели по отзыву и качеству автомобилей средние по рынку, — говорит "Секрету" председатель совета директоров группы компаний "Энергоконтракт" Александр Большунов. — Идеально отстроенное производство не делает бизнес успешным. Бросать на это все силы неправильно».
Статью проверил:
Михаил Плешанов, независимый эксперт по ESG