Что такое ассортиментная матрица. Объясняем простыми словами
Товары, присутствующие в ассортиментной матрице, делятся на:
- «локомотивы»: наиболее популярные позиции, пользующиеся большим спросом и приносящие большую часть прибыли, а также привлекающие стабильный поток клиентов;
- заменители: на случай, если «локомотив» приелся или отсутствует;
- статусные: для разнообразия ассортимента и VIP-клиентов, к тому же на их фоне более дешёвые товары выглядят еще более выгодно;
- сопутствующие: используются для кросс-продаж.
В идеале ассортимент магазина должен быть сбалансированным, удовлетворять разные потребности покупателей и в то же время делать магазин уникальным и запоминающимся, чтобы клиент вернулся снова.
Пример употребления на «Секрете»
_«Несмотря на декларации, основатели "Незабудки", выстраивая бизнес, полагались скорее на собственное чутьё, чем на мировые бизнес-технологии. Ассортиментная матрица в компании "взаимовключающая" — ассортимент супермаркета формируется путём простого добавления позиций к ассортименту дискаунтера. Из-за этого подборку товаров для каждого формата сложно назвать идеальной». _
(Из материала о бывшем топ-менеджере Coca-Cola Гарри Вилсоне, возглавившем сеть супермаркетов в Челябинске.)
Нюансы
При составлении ассортимента магазина нужно учесть:
- целевую аудиторию: проанализировать потенциальных покупателей (уровень дохода, пол, возраст и т. п.) и разбить их на сегменты;
- месторасположение магазина: центр или спальный район, наличие конкурентов поблизости и т. д.;
- систему поставок: сроки и наличие складов у поставщиков;
- ассортиментную матрицу конкурентов: проанализировать их достоинства и недостатки, определить, чем будет выделяться ваш магазин.
Распространённые ошибки при составлении ассортиментной матрицы:
- много брендов в одной ценовой категории (покупателю сложно выбрать);
- расположение рядом похожих товаров разных категорий (у покупателя нет мотивации приглядываться и разбираться);
- опора на личные впечатления или суждения сотрудников: о популярности и рентабельности товара лучше всего говорит аналитика, поэтому корректировать матрицу стоит, проанализировав продажи и получив обратную связь от покупателей.
Факт
Ассортиментная матрица может использоваться и как рекламная платформа для производителей или дистрибьюторов товаров. Например, если некий маркетплейс и продавец договорятся, то маркетплейс сможет вывести в топ поиска его товары за дополнительную плату.
Статью проверил:
Иван Бабич, коммерческий директор «Сбермаркета»