Что такое ассертивность, зачем она вообще нужна и как её развить в себе. Объясняем простыми словами
Проще говоря, представьте ситуацию: ваша коллега просит вас подключиться к её новому проекту. Для этого придётся поработать сверхурочно и даже выйти в выходные дни. Но вы, откровенно говоря, не планировали тратить на работу больше времени, а в выходные дни предпочитаете проводить время с семьёй. Как поступить в этой ситуации?
Ответ по типу «Я не хочу заниматься твоим проектом, мне и своей работы хватает» прозвучит грубо. Отношения с коллегой будут испорчены, и вы вряд ли сможете обратиться к ней, когда помощь потребуется уже вам.
Если ответить: «Ну, я не знаю… Может быть, потом», то, вероятнее всего, это никого не убедит и на вас всё-таки повесят этот проект.
Ассертивный человек же может чётко, уверенно и тактично донести свою позицию: «Я понимаю, что новый проект очень важен для компании. Но сейчас я не могу брать больше работы. В ближайшие несколько месяцев нужно закрыть несколько больших задач, которые принесут нам хорошую прибыль, поэтому облажаться с ними нельзя. Если это будет актуально, то могу присоединиться к вам через 3–4 месяца».
Таким ответом вы сможете отстоять свои личные границы и не обидеть коллегу. Это и есть ассертивность.
Три типа поведения
Психологи выделяют три типа (или стиля) поведения: пассивный, агрессивный и ассертивный. Умение их различать — первый шаг на пути к ассертивности.
Пассивный тип поведения
Человек не умеет выражать свои мысли и чувства прямо, а скорее только намекает на них. Например, если ему что-то не нравится в момент общения, он может начать вдыхать или показывать свое недовольство мимикой.
Человек с такой моделью поведения постоянно соглашается с тем, что ему предлагают, даже если испытывает дискомфорт. Часто он действует таким образом из-за неуверенности в себе и страха вступать в конфронтацию.
Такие люди не умеют требовать и отстаивать свою точку зрения. Если попросить их сделать то, что им не хочется, они скорее согласятся через «не хочу», будут игнорировать собственные чувства либо в крайнем случае начнут всячески юлить и найдут хоть какую-то уважительную причину отказать, но не скажут просто «нет».
Агрессивный тип поведения
Человек легко говорит о том, что чувствует, думает и что его тревожит, даже если при этом он заденет личные границы других людей, их права и чувства.
При агрессивном типе поведения человек может использовать неприятные шутки в сторону другого человека, саркастические высказывания. Он постоянно пытается сделать так, чтобы всё было, как он пожелает.
Часто агрессивный человек использует крайности вроде «никогда» и «всегда» и не сомневается в своей правоте и превосходстве.
Ассертивный тип поведения
Ассертивный стиль поведения подразумевает, что человек:
- чётко понимает и осознаёт, чего он хочет и что ощущает;
- выражается ясно и говорит «нет», когда ему что-то не нравится или не хочется что-то делать, вместо того чтобы скрывать свой отказ;
- использует утверждения «Я». Например, говорит фразы «Я чувствую», «Я думаю», «Я считаю» и т. д. Это нужно, чтобы показать собеседнику, что вы говорите о собственных чувствах и мыслях, но при этом ни в чём его лично не обвиняете и не осуждаете;
- может принимать решения, абстрагировавшись от лишних эмоций и опираясь на аргументы, а не на чувства;
- может заранее предугадать, какую реакцию у окружающих вызовет его поведение, и старается позаботиться об их чувствах;
- реагирует не так, как будет проще или как этого ждут окружающие, а так, как, ему кажется, будет наиболее разумным и правильным.
Люди, которые не обладают ассертивным стилем поведения, нередко предпочитают замалчивать и не выражать свои потребности, проблемы, избегают выяснения отношений. Они либо слишком боятся обидеть человека, а поэтому поступают в ущерб себе либо скатываются в открытую агрессию.
Ассертивность — это баланс между пассивным и агрессивным стилем общения.
Ассертивный человек обладает высоким уровнем мотивации к достижению успеха, готов принимать решения в ситуациях неопределенности, к решению проблем подходит конструктивно и без эмоций, стремится любое дело сделать быстро и хорошо.
Преимущества выражения ассертивного поведения
Ассертивность — важное качество для любого управленца. Профессор менеджмента в Колумбийской бизнес-школе Дэниел Эймс утверждает, что если руководитель обладает пассивным стилем общения, то не добьется больших успехов. Точно так же и агрессивный стиль общения не нужен для лидера, ведь он мешает ладить с людьми.
Также учёные выяснили, что сотрудники, которые обладают ассертивным стилем общения, реже сталкиваются с профессиональным выгоранием и проявляют больше интереса к работе. Логика такая: они не замалчивают проблемы и не копят негатив в себе.
Также исследования показывают, что люди с ярко выраженной ассертивностью значительно реже переживают депрессии и страдают от тревожных расстройств. Все из-за того, что ассертивный человек не подавляет свои эмоции, а сразу говорит прямо, если его что-то не устраивает. Такие люди реже вступают в конфликты с окружающими, а следовательно, испытывают меньше стресса.
Также ассертивность помогает: заслужить уважение других людей; искать компромиссы; создавать беспроигрышные ситуации, где каждый останется доволен; получать больше удовлетворения и удовольствия от работы.
Как развивать ассертивное поведение
Ассертивность – это навык, который можно улучшать. Вначале может быть сложно и некомфортно, но все неудобства будут проходить по мере совершенствования. Чтобы стать ассертивным важно:
✅ Научиться внимательно слушать
Для активного слушания важно постоянно находиться в контексте диалога, не отвлекаться, задавать уточняющие вопросы и проявлять интерес к словам собеседника. Старайтесь не перебивать человека, а если очень нужно, то делайте это так, чтобы это не вызвало раздражения.
✅ Говорить лаконично
Старайтесь высказываться чётко, прямо и понятно. Не нужно перегружать сообщения излишними образами. Также важно избегать недосказанности. Когда завершаете диалог, убедитесь в том, что собеседник правильно понял смысл того, что вы ему сказали.
✅ Быть прямым, честным и открытым
Это не значит, что человеку обязательно нужно говорить неприятные вещи в лицо, даже если это честно. Любую правду можно выразить разными способами: через намеки, метафоры, с улыбкой, проявляя участие.
✅ Контролировать себя
Самоконтроль поможет вам сохранить спокойствие, даже если к вам подходят с абсурдным вопросом или с предложением, на которое вы уже несколько раз до этого отказали. Чтобы не сорваться и не начать агрессировать, нужно держать свои эмоции под контролем, сохранять спокойствие и уверенность в себе даже в самых сложных ситуациях.
✅ Всегда пытаться найти компромисс
Это одна из основных целей ассертивного поведения. Споры и конфликты приводят к ненужной трате времени и энергии, способны испортить отношения между людьми и привести к финансовым потерям. Поэтому важно научиться общаться с людьми, находить общий язык и искать выгоду для всех участников.
Причём это относится не только к политике или бизнесу. Умение достигать компромисса полезно в обычной жизни. Например, когда нужно решить, какой фильм посмотреть вечером или куда полететь отдыхать.
Почему сложно развивать ассертивный стиль общения
Многим людям сложно даются ассертивные навыки. Они либо скатываются к пассивному виду общения и ставят свои интересы на последнее место, либо начинают агрессировать и портить со всеми отношения.
Психологи выделили несколько факторов, почему человеку может быть сложно прямо и открыто, но при этом тактично говорить о своих чувствах.
⚡ Эмоциональное состояние. Когда человек находится в стрессе, страхе или в депрессии, ему бывает сложно контролировать свои эмоции и тем более думать о душевном состоянии других людей. Поэтому люди в стрессе могут непроизвольно задеть человека или нагрубить ему.
⚡ Воспитание в семье. В семьях, где взрослые не умеют быть ассертивными, ребёнок также не сможет освоить и развить этот навык. Они будет копировать модели поведения, которые используют родители во время конфликтов: агрессивность, пассивность или агрессивно-пассивный тип поведения.
⚡ Травмирующий опыт. Люди, пережившие насилие, нередко начинают считать себя хуже других. Это один из механизмов психологической защиты: так они объясняют себе, почему другие были к ним жестоки. Одно из возможных следствий этого — уверенность, что они попросту не имеют права отстаивать собственные интересы.
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.