secretmag.ru
Криминал

В московских СИЗО заметили рост числа бизнес-леди

В московских СИЗО заметили рост числа женщин-предпринимателей, ожидающих суда. Однако основной проблемой правозащитники считают не гендерный состав бизнесменов под следствием, а незаконные аресты.

Об этом рассказал председатель Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Георгий Волков, недавно посетивший изолятор № 6. По его словам, среди контингента московских изоляторов доля предпринимателей уже достигла 15%. При этом фиксируется серьёзный рост числа бизнес-леди, которые попали под стражу по «экономическим» делам.

Изолятор также посетила и бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева. Она рассказала о многодетной матери, младшему ребёнку которой исполнилось всего три месяца. Женщину обвинили в присвоении денег на территории другого государства, и многодетность не стала для судьи причиной отправить её под домашний арест. Другая подследственная находится в СИЗО уже почти шесть лет, её приговор трижды отправлялся на пересмотр.

В большинстве случаев женщин в СИЗО объединяет статья УК о мошенничестве группой лиц в особо крупном размере. Правозащитники называют её «резиновой»: в последние годы под неё попадают и владельцы компаний, и рядовые наёмные сотрудники, и бухгалтеры. В рамках дела следствие предпочитает арестовать всех возможных фигурантов без разбора, и судьи идут им навстречу. Бизнес-омбудсмен отметила, что на каждой встрече с представителями бизнеса встаёт вопрос об усиливающемся давлении на предпринимателей, а также об уголовном преследовании.

При этом, по мнению Волкова, во многих случаях можно говорить о незаконном аресте. К работе над этой проблемой планируют привлечь прокуратуру и правоохранительные органы.

За что в России сажают предпринимателей?

Согласно отчёту МВД, за 2020 год было выявлено всего 105 480 экономических преступлений против 317 627 в 2019 году. При этом суд успел рассмотреть только 4300 дел о преступлениях в бизнесе, приговоры получили 4143 предпринимателя. Больше всего (902) вердиктов суды вынесли за «незаконное предпринимательство, банковскую деятельность и лжепредпринимательство», ещё 550 человек судили за мошенничество.

Самыми популярными «предпринимательскими» статьями юристы назвали мошенничество, уклонение от налогов и организацию преступного сообщества. При этом наиболее активно против крупных бизнесменов применяют именно статью о мошенничестве — а именно добавленные в 2016 году пункты о «преднамеренном неисполнении договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности» со значительным ущербом и ущербом в крупном размере.

Формулировка этих пунктов настолько размыта, что позволяет притянуть под них огромный спектр действий в хозяйственных кругах, а наказание — от 6 до 10 лет тюрьмы, указывали юристы. Для многих видных предпринимателей уголовное преследование обернулось их бегством из страны, но даже в случаях, когда за обысками не последовали реальный арест и уголовное дело, внимание силовиков к бизнесу нередко приводило к падению цен на акции.

Больше о том, как и почему в России преследуют бизнесменов, читайте в материале «Секрета фирмы».

Фото: Pxhere, CC0

Теневой бизнес, финансовые махинации и тайное имущество — в разделе «Криминал».