«Человек-паук» из Бутырки и компания. Самые дерзкие побеги из российских колоний и СИЗО
Сбежавший киллер
В октябре 1994 года милиционерам удалось задержать в Москве известного киллера Александра Солоника (Александра Македонского), работавшего на Курганскую ОПГ. Преступника поймали случайно во время облавы на Петровско-Разумовском рынке.
Операция не обошлась без жертв. Когда Солоника и его сообщника Алексея Монина завели в комнату милиции, они внезапно выхватили оружие и открыли огонь. В результате смертельные ранения получили два милиционера и охранник рынка. Во время преследования киллер застрелил ещё одного сотрудника милиции.
Сбежать убийце всё же не удалось: ещё один охранник рынка, ветеран войны в Афганистане, схватил пистолет убитого милиционера и первым же выстрелом ранил Солоника в почку.
После тюремной больницы преступника перевели в одиночную камеру в «Матросской тишине». В ходе следствия он признался в многочисленных убийствах. На счету Солоника, например, были покушения на одного из лидеров Бауманской ОПГ Валерия Длугача и множество других криминальных авторитетов.
Примерно за месяц до побега киллер попросил своего адвоката Валерия Карышева принести ему учебник английского языка и глобус, но у защитника не возникло подозрений. Охранники тоже не могли представить, что кто-то из заключенных сможет сбежать из «Матросской тишины», в истории которой таких случаев ещё не было.
В ночь на 5 июня 1995 года сотрудники СИЗО во время обхода обнаружили, что на посту нет младшего сержанта Сергея Меньшикова. Вскоре выяснилось, что Солоник также пропал из своей камеры — вместо него на нарах под одеялом лежал манекен.
Картину происшествия удалось восстановить не сразу. Оказалось, что накануне побега Меньшиков, подкупленный сообщниками киллера (по разным данным, ему предложили от $500 тысяч до $1 млн), похитил связку ключей. Также он принёс в СИЗО 25-метровый альпинистский шнур, обмотав его вокруг тела под одеждой, и пистолет с патронами. Ночью охранник выпустил Солоника, после чего они вместе выбрались на крышу блока и спустились по верёвке на улицу.
Судьба обоих беглецов сложилась трагически. Вскоре они перебрались в Грецию, но уже в ноябре 1995 года Меньшикова убили его сообщники. По одним данным, ликвидацию не согласовывали с Солоником, который был благодарен надзирателю за освобождение.
По другим, киллер всё-таки дал добро на убийство. Но к тому времени жить ему тоже оставалось недолго: лидер Ореховской ОПГ Сергей Буторин считал, что Солоник слишком много знает, и в начале 1997 года отправил в Грецию группу бандитов для его убийства. 2 февраля тело знаменитого ликвидатора со следами удушения нашли на мусорной свалке в пригороде Афин. Вместе с Солоником убили и его любовницу, финалистку конкурса «Мисс Россия-96» Светлану Котову.
На свободу на вертолёте
Ещё более запоминающимся оказался побег заключенного Алексея Шестакова из ИК-17 в поселке Шексна Вологодской области, совершенный в 2012 году. Закоренелый рецидивист отбывал длительный срок за убийства и ограбление и успел отсидеть половину назначенного времени.
Авторитетом в криминальном мире он не обладал, а его преступления не выделялись ничем, кроме жестокости. В декабре 1999 года вместе с подельником Шестаков напоил своего приятеля Виталия Бобракова и его коллегу коньяком с клофелином, а затем задушил обоих.
После этого бандиты расправились со знакомой Бобракова, которая не вовремя пришла к нему в гости. Из жилища убитого они вынесли два телевизора, видеомагнитофон, 25 видеокассет и две кожаные куртки. Чтобы замести следы, злоумышленники попытались устроить взрыв в квартире. Для этого они открыли краны газовой плиты и оставили зажжённый фитиль, но тот потух. В апреле 2000 года злоумышленников поймали. После завершения расследования выяснилось, что до задержания Шестаков успел совершить ещё одно убийство. За два преступления он получил 24 года колонии.
Спустя много лет после приговора бандит решился на побег. Около девяти часов утра 22 марта 2012 года над ИК-17 неожиданно появился вертолёт Ми-2. Из его двери выбросили верёвочную лестницу. Шестаков, которого вместе с другими заключенными вывели на прогулку, зацепился за лесенку, после чего воздушный транспорт вместе с новым пассажиром быстро исчезли. Надзиратели открыли по вертолёту огонь, но помешать побегу не смогли. Позднее очевидцы утверждали, что весь побег удалось провернуть буквально за 20 секунд.
Беглому убийце не удалось уйти далеко — его поймали через несколько часов, когда Шестаков пытался взять в заложники случайного автомобилиста (по другим данным, он хотел скрыться на такси). При задержании бандит начал отстреливаться, и полицейские ранили его ответным огнём. На следующий день были схвачены и его подельники Татьяна Важалина и Александр Русаков, находившиеся в вертолёте. Уже после этого правоохранительным органам удалось полностью восстановить план побега.
Выяснилось, что в преступной операции был замешан замначальника колонии Александр Белоликов. За взятку в 10 000 рублей он распорядился вычеркнуть Шестакова из списка склонных к побегу заключённых. После того, как контроль за ним ослабили, зэк получил возможность пользоваться мобильной связью и составить план побега. По телефону он арендовал вертолёт на два дня. Когда тот приземлился на базе отдыха «Ирма», на борт сели Важалина и Русаков, которые пригрозили пилоту оружием и заставили его лететь к ИК-17. Сообщникам Шестаков пообещал выплатить 2 млн рублей.
За попытку побега преступника сурово наказали: в январе 2013 года суд назначил ему ещё 24 года колонии. Русаков получил 12 лет лишения свободы, Важалина — 11 лет. Бывшего замначальника вологодской колонии Белоликова приговорили к 4 годам.
Свет в конце тоннеля
Утро 5 сентября 2001 года началось тревожно для сотрудников старинной Бутырской тюрьмы, которой тогда как раз исполнилось 240 лет. Один из надзирателей, как обычно, совершал утренний обход отсека смертников (в советские годы там держали приговорённых к расстрелу) и обнаружил, что одна из камер пуста. В углу за парашей виднелся пролом в полу, ведущий в подвал. Исчезли трое зэков, ждавших в Бутырке решения Верховного суда по поводу уже вынесенных им пожизненных приговоров.
30-летний Борис Безотечество оказался в тюрьме за жестокое двойное убийство. Он работал могильщиком в Кузбассе и однажды вломился в дом смотрителя кладбища, зарезав его дочь-подростка и престарелую мать. Как позднее выяснилось, этот преступник и стал инициатором побега. Его сокамерник, 34-летний Анатолий Куликов, был главарём банды в Чувашии. Вместе с подельниками он расправился с уроженцем Дагестана и двумя его малолетними дочерьми — всё для того, чтобы похитить машину жертвы. Третий беглец, 37-летний Владимир Железогло, оказался в тюрьме за разбойное нападение на квартиру коммерсантов в Канске и их убийство. Свою вину он так никогда и не признал. Некоторые правозащитники считали, что он может быть непричастен к преступлению.
Спустя 18 лет после событий в Бутырке Железогло рассказал журналистам, что побег удался почти случайно. Однажды на прогулке зэки нашли во дворе тюрьмы толстую железную проволоку длиной около полутора метров и тайно пронесли её в камеру, чтобы «на всякий случай» изготовить штырь.
«Мы начали точить эту проволоку об пол. И неожиданно получился паз глубокий в бетоне. Безотечество прыгнул в этом месте, и пол “лопнул”. Образовалось отверстие размером 60 на 60 см. Подняли плиту, под ней — песок. Убрали его. Дальше видим — кладка известковая. Штукатурка, значит. Мы и ее легко убрали. Потом кирпичи. А уже под ними увидели трубы. Это была теплотрасса в подвале», — вспоминал заключенный. По его словам, зэки несколько раз пытались найти выход через разветвлённую сеть подземелий, попадали в том числе во внутренний двор тюрьмы, но прохода за пределы Бутырки отыскать не получалось, и им приходилось возвращаться в камеру. В итоге выход всё же удалось найти — помог план тюрьмы, который заключённые купили у охранника за $1000.
После побега правоохранительным органам пришлось просить о помощи московских диггеров, которые помогли восстановить весь путь беглецов. Оказалось, что зэки обнаружили штольню, которая привела их во двор приемника-распределителя для бомжей, примыкающего к дому культуры ГУВД Москвы.
После успешного побега зэки разделились. Железогло и Куликов отправились в Серпуховский район Подмосковья, где поселились в заброшенном доме недалеко от дома двоюродной сестры Куликова.
Через три недели после побега преступников задержали благодаря бдительности местных жителей. Безотечество удалось поймать только в апреле 2003 года, когда он ночью вломился в закусочную «Махаон» в подмосковном Томилино. Задержавшим его милиционерам бандит представился другим именем, и лишь через пару недель результаты дактилоскопической экспертизы показали, что речь идёт о знаменитом беглеце и опасном преступнике.
«Человек-паук» из Бутырки
Ещё один нашумевший побег из Бутырской тюрьмы произошёл 22 марта 2010 года. Из-под стражи сбежал вор-домушник из Белоруссии Виталий Островский, который уже не раз пытался скрыться от правоохранительных органов. На родине за ним числилось по крайней мере 15 краж из дачных домов. Однажды милиционеры застигли его на месте преступления, но подозреваемый ускользнул от них и сел на поезд Брест-Москва. Российских правоохранителей предупредили о скором приезде Островского, и на вокзале его уже ждал наряд. На сей раз уйти не удалось — в декабре 2009 года воришку отправили под стражу.
Следующую попытку побега белорус предпринял всего через пару месяцев, когда его доставили в Тверской суд столицы на слушания по продлению ареста (в это время ещё решался вопрос об экстрадиции обвиняемого). Он выскочил из машины конвоя и бросился к ближайшей станции метро, но далеко не убежал. Беглеца быстро схватили, а результатом его импульсивного поступка стало уголовное дело.
Вскоре Островского перевели в Бутырку и он вновь попытался сбежать, на сей раз успешно. Заключённого поместили в так называемый «кошкин дом» — психиатрическое отделение тюремной больницы — с диагнозом «депрессивная реакция».
В день побега арестанта и его соседа по камере должны были отвести на водные процедуры. По пути туда вор оттолкнул надзирателя и бросился наутёк. Охранник замешкался из-за того, что не мог оставить без надзора второго заключённого. Тем временем Островский уже выскочил во двор СИЗО. Его путь на свободу преграждала стена высотой 4,5 метра с колючей проволокой наверху.
Дальнейшее было больше похоже на сцену из боевиков с Джеки Чаном: беглец с разбега прыгнул на забор и начал быстро карабкаться наверх, цепляясь за еле заметные выступы в стене. Дежуривший на вышке охранник даже не успел его заметить. Надзиратели бросились в погоню слишком поздно — акробат перелез через стену и пропал.
В СМИ об Островском писали самые невероятные подробности — по разным версиям, он был то ли чемпионом Белоруссии по паркуру, то ли просто увлекался альпинизмом. Журналисты соревновались в придумывании звучных прозвищ для беглеца, называя его «Человеком-пауком» и «Форрестом Гампом». Некоторые издания предполагали, что он «установил новый мировой рекорд по прыжкам в высоту». После побега вор, казалось, исчез без следа: о его местонахождении ничего не было известно.
Лишь спустя некоторое время Островского задержали в Финляндии и экстрадировали в Россию. Затем врачи отправили его на принудительное лечение в Смоленскую психиатрическую спецлечебницу и лишь после этого вернули в Бутырку летом 2012 года. Как сложилась дальнейшая судьба знаменитого заключённого, неизвестно.
Фокус с двойником
Гораздо более простой, но столь же дерзкий побег в 2013 году совершил из московского СИЗО №3 «Пресня» гражданин Узбекистана Фаррух Тошматов. За решёткой он оказался за торговлю наркотиками в особо крупном размере, подозреваемому грозило до 20 лет тюрьмы.
В СИЗО Фаррух попал в камеру к своим соотечественникам, среди которых был пойманный на мелкой краже Бунед Тожибаев. 13 апреля Тошматов отмечал в камере своё 27-летие. Как утверждали СМИ, он угостил земляков вкусной едой с воли, и те прониклись расположением к сокамернику. В результате родился план по его вызволению. Заключённые решили поменяться личностями: Тошматов должен был выдать себя за Тожибаева, когда того повезут в суд. Заседание было назначено на 15 апреля.
План сработал идеально. «При выводе из камеры Тошматов представился сотрудникам следственного изолятора Тожибаевым и назвал его анкетные данные. Мужчины очень похожи внешне и практически не владеют русским языком, в связи с чем подмену заметили не сразу», — объясняли потом представители ФСИН. Не заметила подмены и судья Елена Уткина, которая рассматривала дело Тожибаева. В результате преступника приговорили к наказанию, не связанному с лишением свободы, и освободили в зале суда.
Подмену обнаружили только при вечерней проверке в СИЗО №3. При этом доказать причастность настоящего Тожибаева к организации побега Тошматова так и не удалось. Гражданин Узбекистана заявил, что спал и даже не подозревал о планах беглеца. Его тоже пришлось освободить в соответствии с тем же решением судьи Уткиной.
Один из бывших сотрудников СИЗО №3 позднее объяснил «Газете.ру», что побег Тошматова стал возможен из-за недостатка людей в московском управлении ФСИН. По словам собеседника издания, на момент инцидента в «Пресне» на смене работало в два раза меньше персонала, чем положено по приказу. «При такой нагрузке несложно перепутать осужденных», — заключил экс-сотрудник изолятора. По другой версии, заключённый смог сбежать из-за сбоя в работе электронной системы распознавания лиц, установленной на входе в СИЗО.
Поймать Тошматова до сих пор не удалось. Ориентировку на преступника, опубликованную сразу после его побега, и сейчас можно найти на сайте ФСИН.
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com