В России придумали оригинальный способ борьбы с кошмарящими бизнес силовиками. Что нужно знать?
Контекст
В России планомерно продолжают защищать бизнес от разного рода нападок, в том числе от проверок различных ведомств и слишком пристального внимания силовиков.
Курс на то, чтобы российский бизнес перестали кошмарить, взяли уже несколько лет назад, отменив часть проверок и законов. Ряд полезных нововведений теперь только пополняется.
Во время выступления на ПМЭФ–2022 президент Владимир Путин предложил пойти на кардинальный шаг и полностью отменить большинство плановых проверок российских компаний, работа которых не связана с высоким риском причинения вреда.
Кроме того, Путин призвал изменить уголовное законодательство по экономическим преступлениям, в частности, президент заявил о необходимости пересмотреть основания для заключения бизнесменов под стражу и сроки предварительного следствия по их делам.
Спустя год, 13 июня 2023-го, президент подписал закон (217 ФЗ), который вводит послабления для проштрафившихся бизнесменов.
23 июня он вступит в силу, и в стране изменятся правила избрания меры пресечения по так называемым предпринимательским делам (ненасильственным преступлениям экономического характера, связанным с ведением бизнеса).
Ранее в медиа не раз гремели скандалы из-за слишком жёстких мер пресечения для бизнесменов. Общественность недоумевала: почему в СИЗО могут отправить проштрафившегося коммерсанта наравне с каким-нибудь отъявленным уголовником? Кажется законотворцы услышали призывы бизнес-сообщества и внесли ряд изменений в существующий УПК.
Что именно поменялось и как теперь будут обращаться с подозреваемыми по «предпринимательским» делам?
Что изменится в подходе к предпринимательским делам
Одно из главных : по «предпринимательским делам суды и органы предварительного расследования будут обязаны рассматривать вопрос об избрании для подозреваемых (и обвиняемых) такой меры пресечения, которая не будет мешать бизнесменам продолжать их предпринимательскую деятельность (новшество закреплено во второй части статьи 99 УПК РФ)», рассказали в юридической компании Vinder Law Office.
Даже формальное несоблюдение этого положения закона может стать основанием для отмены избранной меры пресечения.
«Конечно, эта норма не становится абсолютной гарантией от применения излишне жёсткой меры пресечения, но тем не менее её можно только приветствовать», — отмечают адвокаты.
Ещё одно новшество: если следствие настаивает на том, чтобы отправить проштрафившегося бизнесмена в СИЗО, то сперва обвинителю придётся доказать, что преступление коммерсанта не было связано с предпринимательской деятельностью. В противном случае заключать под стражу такого предпринимателя нельзя — только в исключительных ситуациях, например если он уже пытался скрыться или у него нет постоянного места жительства в России.
«Представляется, что причина появления данной нормы — реакция законодателя на сложившуюся судебную практику. До настоящего момента суды могли обходить запрет, установленный частью 1.1 статьи 108 УПК (Индивидуального предпринимателя нельзя заключить под стражу, если его предполагаемые преступления связаны с его бизнес-делами. — Прим. «Секрета»), голословно ссылаясь на отсутствие связи преступления с предпринимательской деятельностью обвиняемого. Теперь эту лазейку прикрыли», — отметили эксперты.
Контроль вышестоящих органов
Также важные изменения внесли в статьи 109, 162 и 223 Уголовно-процессуального кодекса.
Теперь продлевать сроки следствия, дознания, содержания под стражей, домашнего ареста и запрета определенных действий по «предпринимательским» делам можно будет только с согласия руководителя следственного органа (прокурора) по субъекту РФ.
Что это значит? По сути, это повышает контроль и уровень должностных лиц, которые будут решать, продлевать вышеуказанные сроки по делам о предпринимательских преступлениях или нет.
И тут кроется важный нюанс. Теперь материалы уголовных дел и прошений о продлении сроков для предпринимателей будут изучать в Следкоме (или прокуратуре) региона. Сотрудники этих органов обычно более объективны и имеют более высокую квалификацию, чем их коллеги районного уровня, отмечают адвокаты.
«Соответственно, принимая решение об обращении в суд с ходатайством об избрании меры пресечения предпринимателю по "заказному" делу, районные правоохранители будут учитывать, что такие их действия теперь будут ревизироваться руководителем вышестоящего следственного органа, и в случае признания действий незаконными могут иметь последствия дисциплинарного характера», — подчеркнули в Vinder Law Office и отметили, что «эти изменения действительно могут способствовать сокращению предпринимателей, которых необоснованно содержат под стражей».
В общем, по словам экспертов, нововведения должны защитить бизнес от необоснованного давления со стороны силовиков.
«При этом, мы видим, что предпринимателей защищают от необоснованного содержания под стражей, создавая административные и организационные препятствия для силовиков, — способ оригинальный, но, по всей видимости, наиболее эффективный в условиях российской действительности», — отмечают адвокаты.
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Scott Webb, Unsplash License, freepik/drobotdean, ALEXANDER NEMENOV/AFP/East News