secretmag.ru
Криминал9 мин.

Самодержец молочной империи. Кто такой Бойко-Великий и за что его судят

Осенью в Черёмушкинском районном суде столицы начались слушания по громкому делу православного бизнесмена Василия Бойко-Великого и его предполагаемых подельников. Их обвиняют в оформлении многочисленных невозвратных кредитов на сотни миллионов рублей. «Секрет» рассказывает о том, как из обычного предпринимателя эпохи «лихих 90-х» Бойко-Великий превратился в воинствующего апологета «традиционных ценностей», который запрещает сотрудникам делать аборты, праздновать 23 Февраля и 8 Марта, а также зачёркивает штрихкоды на пакетах с молоком.

Василий Бойко (девичью фамилию матери — Великий — он решил прибавить к своей только в 2009 году) родился в Москве 31 августа 1959 года. В 1978 году будущий предприниматель поступил в Московский инженерно-физический институт на факультет «Т» — «экспериментальная и теоретическая физика». Он окончил вуз спустя пять лет и устроился инженером в научное объединение «Астрофизика», которое среди прочего разрабатывало боевые лазеры и средства космической разведки. В 1986 году Бойко перешёл в НИИ ядерной физики при МГУ на должность младшего научного сотрудника.

Вместе с крушением СССР закончилась и научная карьера молодого учёного. В НИИ начались сокращения, а зарплаты урезали вдвое. «Наука закрывалась. Та научная деятельность, которой мы занимались, особо была никому не нужна», — позднее вспоминал предприниматель. В тот момент Бойко и решил заняться бизнесом.

В 1992 году он окончил курсы фондовой биржи, а затем и налоговые курсы для бухгалтеров. Тогда же появилась фирма «Вашъ финансовый попечитель» (ВФП), которую начинающий коммерсант основал вместе с женой и матерью.

Бойко быстро обнаружил настоящую «золотую жилу»: поначалу его компания занималась скупкой акций приватизируемых предприятий и благодаря этому обзавелась солидными активами. Так, в 1993–1994 годах ВФП вступил в корпоративный конфликт вокруг доли в Братском алюминиевом заводе. Противником Бойко была казавшаяся всесильной британская компания Trans World Group (о роли TWG в «алюминиевых войнах» «Секрет» [писал](https://secretmag.ru/criminal/bitva-za-metall-kratkaya-istoriya-rossiiskikh-alyuminievykh-voin.htm ранее).

Несмотря на такого серьёзного соперника, ВФП удалось выкупить 25% акций предприятия, стоимость которых оценивалась в $65–70 млн. В 1997 году глава компании продал этот пакет, и в итоге завод перешёл под контроль главы «Базового элемента» Олега Дерипаски.

Кроме того, в начале 2000-х Бойко входил в совет директоров «Иркутскэнерго», в которой также владел 25% акций, впоследствии тоже доставшимся Дерипаске.

В то же время ВФП соперничал с «Северсталью» за право управления Оленегорским горно-обогатительным комбинатом, но также был вынужден продать свой пакет в 31,2% структурам гендиректора «Газпроминвестхолдинга» Алишера Усманова и того же Дерипаски.

Холдинг Василия Бойко не ограничивался одной лишь скупкой акций — ВФП занимался и девелоперским бизнесом. Группа компаний как строила, так и скупала дорогостоящие объекты недвижимости: торговые и бизнес-центры, рестораны и магазины.

Молочный король

Одним из самых ценных приобретений Бойко стали больше 60 000 га земли в Рузском районе Подмосковья, которые он выкупил у реорганизованных совхозов за $200 млн.

Первоначально предприниматель планировал построить там большой дачно-курортный комплекс «Рузская Швейцария» с элитными коттеджами, горнолыжным курортом, кантри-отелями, гольф-клубом, SPA-центром и конными парками. Однако позднее основатель ВФП изменил планы и организовал на этой территории 25 молочных ферм.

Новый бизнес начали выстраивать в 2003 году под брендом «Рузское молоко», и постепенно агрохолдинг под похожим названием «Русское молоко» стал главным активом в структуре собственности Бойко.

Продукция «Рузского молока» поначалу позиционировалась как товар люксового сегмента. Компания делала упор на экологичность и качество.

«Наша премиум-продукция — масло, творог, сметана — будет производиться вручную, дедовским способом. К каждой "премиальной" корове приставим отдельную доярку, она будет её холить-лелеять и вручную же доить. А доставлять молоко клиентам будем в особых экологически чистых глиняных горшках, для этого я предлагаю специально нанять гончара. Словом, как во времена помещичьих усадеб. Новые русские это любят», — объяснял представитель ВФП в 2005 году.

От такого необычного подхода в итоге всё же отказались, но «Рузское молоко» (вопреки или благодаря этому) смогло занять внушительную долю рынка: уже к концу 2000-х объединённое хозяйство давало примерно 50–60 тонн молока в день. По данным системы СПАРК, выручка АО «Русское молоко» за 2020 год составила почти 92 млн рублей, чистый убыток — 49 млн.

Бойко-Великий и его подчинённые знали цену хорошему маркетингу. Невольными участниками рекламной кампании «Рузского молока» в 2010 году стали первые лица страны: Дмитрий Медведев, в то время занимавший пост президента, и премьер-министр Владимир Путин.

Продукцию хозяйства прислали в резиденцию «Горки-10» прямиком с агропромышленной выставки «Золотая осень». Главы государства и правительства перед камерами попробовали молоко Бойко, закусив его чёрным хлебом. С тех пор некоторые СМИ стали называть основателя «Рузского молока» не иначе как «молочником Путина и Медведева».

Позднее бизнесмен даже разместил фотографию с неформальной встречи политиков на фасаде своего завода. Но это обернулось санкциями: в сентябре 2016 года агрохолдинг оштрафовали на 100 000 рублей. Подмосковное управление ФАС пришло к выводу, что снимок создаёт впечатление постановки, а потребителю может показаться, что первые лица одобряют продукцию «Рузского молока».

Фигурант

Ситуация вокруг рекламы с Путиным и Медведевым — далеко не первое столкновение Бойко-Великого с государством. Проблемы у бизнесмена начались ещё в 2006 году, когда правоохранительные органы возбудили уголовное дело о хищении 25 тысяч га земли. Потерпевшими изначально признали больше четырёх тысяч человек — крестьян шести колхозов в Рузском районе. В 2007 году Бойко арестовали, и следующие полтора года предприниматель провёл в «Матросской Тишине», прежде чем суд согласился отпустить его под залог в 50 млн рублей.

Тем не менее у ареста даже оказалась положительная сторона. В то время, пока Бойко находился в заключении, все его новые проекты, включая «Рузскую Швейцарию», были заморожены. Если бы этого не произошло, экономический кризис 2008 года наверняка оказался бы для его бизнеса гораздо более разрушительным.

Что касается уголовного дела, то его так и не довели до конца. В сентябре 2012 года с Бойко-Великого сняли часть обвинений в хищении земли. Оставшиеся эпизоды дошли до суда в 2015 году, но по итогам рассмотрения дело решили отправить на доследование. В феврале 2016 года дело закрыли — остался лишь один эпизод с хищением 1,2 тысячи га земли. Потерпевшими по нему проходили почти 300 крестьян, которые не согласились получить компенсацию от Бойко-Великого в обмен на передачу доверенностей на распоряжение землёй.

Наконец, в 2020 году Рузский районный суд окончательно прекратил дело. Бизнесмена обвиняли в создании преступного сообщества, мошенничестве и отмывании денег. По последним двум составам вышли сроки давности, а снять первое обвинение Бойко-Великому невольно помог Владимир Путин. Он внёс поправки в Уголовный кодекс, которые не позволяли преследовать бизнесменов по статье о преступном сообществе в связи с предпринимательской деятельностью.

Бойко не остался в обиде на власти. В 2016 году в интервью он утверждал, что большинство чиновников «служат государству добросовестно». При этом основатель ВФП предположил, что за уголовным преследованием стояли некие недоброжелатели. «Создалось впечатление, что появился заказчик, не знаю точно до сих пор кто. У меня есть предположения, но я их не могу озвучивать, чтобы не сказать про людей что-то напрасное. У меня нет доказательств, что это они», — говорил Бойко-Великий.

Прекращение уголовного дела лишь отчасти облегчило жизнь бизнесмена. К тому моменту он уже находился под следствием по другим обвинениям, связанным с банком «Кредит экспресс». Бойко, которому принадлежит 10% акций кредитного учреждения, арестовали в июне 2019 года.

По версии следствия, совладелец банка организовал преступную схему по выдаче невозвратных кредитов. Он якобы поручал неустановленным сотрудникам «Кредит экспресса» заниматься сбором документов для оформления кредитов, а затем получать деньги и передавать ему. Всего в деле насчитывается 15 кредитов. Следственный комитет утверждает, что с 2013 по 2018 год Бойко-Великий и его соучастники похитили больше 180 млн рублей и $929 000, принадлежащих банку.

В мае 2021 года обвиняемого наконец освободили из СИЗО и перевели под домашний арест. Через месяц меру пресечения ещё раз смягчили, назначив предпринимателю запрет определённых действий.

Слушания дела по существу должны были начаться 20 июля, но с тех пор никаких новостей о ходе процесса в СМИ не появлялось. Судя по карточке дела на сайте Черёмушкинского районного суда, к рассмотрению приступили только в сентябре.

Адвокат Бойко-Великого Виктория Шонина рассказала «Секрету», что в данный момент прокурор излагает суть обвинений. Она затруднилась предположить, когда именно суд вынесет приговор, отметив, что слушания пока находятся на ранней стадии.

«Обвинение достаточно объёмное, и, наверное, ещё пару заседаний его будут зачитывать», — добавила Шонина. Следующее заседание назначено на 15 ноября. Бойко не признаёт себя виновным. По версии защиты, следствие дало «необъективную оценку» собранным данным — и в результате Бойко-Великий «был несправедливо привлечён к ответственности».

Православный эксцентрик

Бойко-Великий известен не только уголовными делами, но и эпатажным поведением. Он почти всю сознательную жизнь исповедовал православие (что едва не стало причиной увольнения из НИИ ядерной физики в 1984 году), но после освобождения из СИЗО в 2008 году его образ воцерковленного бизнесмена стал гораздо более экстравагантным и даже радикальным. С тех пор предприниматель предпочитает появляться на публике в старорусских кафтанах. Тогда же он решил добавить к своей фамилии вторую часть — Великий.

Мировоззрение предпринимателя отлично характеризует ситуация вокруг наименования улицы в Пресненском районе столицы, на которой расположен офис «Русского молока». С 1922 года она называется Большая Декабрьская — в честь вооружённого восстания революционеров, произошедшего в декабре 1905 года. Бойко-Великий игнорирует реальность и упорно называет улицу Большой Ваганьковской (старое название, которое было в ходу до революции).

На сайте агрохолдинга также указано именно оно. Более того, в 2009 году на воротах перед офисом компании повесили большую табличку с адресом «Большая Ваганьковская, 3», а под ней — короткую справку с утверждением, что улицу незаконно переименовала «богоборческая власть, осуществившая геноцид русского народа». Муниципальные чиновники пытались избавиться от спорной вывески, но ничего не добились: оказалось, что никаких законов и правил табличка не нарушает.

В августе 2010 года большой резонанс получило обращение Бойко-Великого к своим сотрудникам. Начальник обязал их в течение года пройти курс «Основы православной культуры», под страхом увольнения запретил делать аборты, а также приказал обвенчаться всем, кто состоит в браке, но не проходил этот церковный обряд.

Толчком к введению этих правил стала аномальная жара в России, которую Бойко-Великий счёл «наказанием за грехи русского народа». Все вышеперечисленные меры бизнесмен называл «толчком в правильном направлении». При этом Великий пообещал выплачивать вышедшим в декрет сотрудницам среднемесячную зарплату до тех пор, пока ребёнку не исполнится год. Не исключено, что как минимум часть этих правил остались только на бумаге: так, двое сотрудников «Русского молока» в разговоре с изданием The Village признавались, что на самом деле венчаться никого не заставляют.

В 2011 году Бойко-Великий снова обратил на себя внимание, издав распоряжение, согласно которому на его предприятиях выходные дни 23 Февраля и 8 Марта объявлялись рабочими. По мнению бизнесмена, эти праздники «не привязаны ни к каким особым датам и особым успехам русских людей, Российского государства». Также он дал понять, что считает 23 февраля по старому стилю (или 8 марта по новому) печальной датой, которая стала началом февральского переворота, приведшего к «страшному грехопадению русского народа, предательству Государя Императора Николая II».

Широко известна и другая причуда бизнесмена: с 2014 года вся продукция бренда «Рузское молоко» попадает на прилавки с перечёркнутым крест-накрест штрихкодом (который при этом всё равно считывается кассовыми аппаратами). «Давно известно, что штрих-код на товарах — это начертание или печать Антихриста, в нём невидимо всегда присутствуют три шестёрки (666), или же имя Антихриста, которое сокрыто в Священном Писании. <...> Зачёркивая штрихкод, мы хотим показать нашу позицию. Хочется особо отметить, что зачёркиваем мы его не простым крестом, а Андреевским крестом», — объясняли представители агрохолдинга.

Дальнейшая судьба «Русского молока» остается неясной: в июле Федеральная налоговая служба подала иск о банкротстве компании. Это далеко не первая попытка признать банкротом детище Бойко-Великого из-за большого количества долгов перед кредиторами и ФНС. Суды всякий раз отказываются удовлетворить эти иски, поскольку ответчики предоставляют документы о частичном погашении задолженностей.

Адвокат Виктория Шонина рассказала «Секрету», что после освобождения из СИЗО Бойко-Великий вернулся к управлению бизнесом, при этом соблюдая наложенные на него ограничения (запрет на общение со свидетелями, пользование интернетом и т. д.). «Он в состоянии работать, пытаться разрешить те проблемы, которые накопились», — заключила Шонина.

Коллаж: «Секрет фирмы, depositphotos.com, Владимир Гердо/ТАСС