«Секрет фирмы»: Самые успешные молодые бизнесмены России — 2015
«Секрет» представляет рейтинг самых успешных молодых бизнесменов России. Всем его героям ещё нет 40; средний возраст — 32 года. Каждый построил бизнес с нуля — на свои или на заёмные деньги. У всех есть российское гражданство. Главный критерий для определения места в рейтинге — стоимость доли героя в созданной им компании (или нескольких компаниях).
Лидер рейтинга — визионер-эксцентрик Павел Дуров, который продолжает развивать свой глобальный проект, мессенджер Telegram. Интернет и вообще IT — то, чем занимаются компании большинства наших героев. Для кого-то из них российский рынок является основным, но многие уже уехали из страны и за рубежом их проекты известны лучше, чем дома.
Все участники рейтинга — действующие предприниматели. Поэтому вы не найдёте в списке, например, основателя QIWI Андрея Романенко. Ему ещё принадлежит 1% акций компании, однако известно, что он намерен с ним расстаться и уже не принимает участия в операционном управлении.
Мы также не брали в расчёт основателей стартапов, которые пока, по сути, не вышли на рынок — даже если получили высокую оценку в результате инвестиционных раундов. Так, в рейтинг не попал Иван Цыбаев, создатель многообещающего сервиса Truckloads, который называют «Uber для дальнобойщиков». В марте 2015 года компания Цыбаева Trucker Path получила на развитие Truckloads $1,5 млн инвестиций, в июне — ещё $20 млн, но сервис всё ещё находится на стадии бета-тестирования.
Наконец, в рейтинг не вошли предприниматели, размер бизнеса которых можно оценить лишь по косвенным признакам. Самый яркий пример — Virtus.pro, крупнейшее российское сообщество киберспортсменов. Недавно его представители рассказали, что USM Holdings Алишера Усманова собирается инвестировать в развитие проекта $100 млн. В USM Holdings эту информацию подтверждают, но детали сделки не раскрывают. Совладелец Vitus.pro Антон Черепенников отказался сообщить «Секрету» подробности.
Основной критерий для определения места в рейтинге — стоимость доли героя в его бизнесе. За информацией мы обращались к открытым источникам, базам данных (таким, как СПАРК или ЕГРЮЛ), самим предпринимателям, их конкурентам, а также к инвесторам и аналитикам. Если компании участников рейтинга недавно привлекали инвестиции, мы оценивали их согласно параметрам заключённых сделок. В иных случаях мы использовали мультипликаторы к публичным или уже оценённым нами компаниям. Таким образом, приведённые в рейтинге сведения — результат экспертных и журналистских оценок. Эти данные не являются официальными.
Павел Дуров
31 год
$1 млрд
Год назад месячная аудитория Telegram составляла 35 млн юзеров, а летом 2015 года мессенджером пользовалось уже более 60 млн человек в месяц. Если темпы роста сохранились (в мае Павел Дуров рассказывал, что ежедневно к Telegram подключаются 220 000 новых пользователей), сейчас активная аудитория сервиса должна насчитывать уже около 100 млн человек.
Дуров обещает, что Telegram всегда будет бесплатным для пользователей, но скоро сервис начнёт зарабатывать на сторонних разработчиках.
О том, чем наполнена частная жизнь Дурова, как раньше, известно немного. В его Instagram — то Нью-Йорк и Сан-Франциско, то европейские столицы, то финские озёра и ели Карелии. Как и раньше, Дуров часто выступает с манифестами. Он считает, например, что ответственность за теракты в Париже лежит не только на «Исламском государстве» (запрещённой в России террористической организации), но и на французском правительстве. После того как депутаты Госдумы предложили ограничить доступ россиян к Telegram (по их информации, мессенджером пользуются террористы из «Исламского государства»), Дуров посоветовал им «запретить слова».
Отвечая на вопросы «Секрета», Дуров оценил возможную стоимость проекта в $3–4 млрд, сославшись, в частности, на предложения, которые он получал. В то же время предприниматель отметил, что в ближайшее время Telegram не планирует привлекать инвестиции. О том, на чём мы построили нашу собственную оценку, читайте в статье «Сколько стоит Telegram Павла Дурова».
Иван Таврин
39 лет
$400 млн
В 1996 году студент международно-правового факультета МГИМО Иван Таврин учредил вместе с другом рекламное агентство «Констракт». Спустя 20 лет 39-летний предприниматель в качестве партнёра управляет частью активов Алишера Усманова, самого богатого российского бизнесмена.
Рекламный бизнес «Констракта» развивался успешно. К 2000 году выручка агентства превысила $10 млн в год. В 2001 году Таврин зарегистрировал новую компанию, «Региональную медиагруппу» (РМГ) и начал заниматься тем, чем он больше всего знаменит, — слияниями, поглощениями и продажей медиаактивов.
К 2005 году РМГ владела восемью региональными телестанциями. Ещё через пять лет вместе с партнёрами Таврин сформировал холдинг «Медиа-1» — достаточно крупный, чтобы бизнесмен мог вступить в переговоры о слиянии активов с представителями «АФ Медиа Холдинга» (в него тогда входили, в частности, «Муз-ТВ» и 7ТВ) Алишера Усманова. В объединённой компании, «ЮТВ Холдинге», Таврин и его партнёры получили 50% акций.
Сейчас, оставаясь акционером и сохраняя пост председателя совета директоров «ЮТВ Холдинга», Таврин также является председателем совета директоров «Коммерсанта» и работает генеральным директором «Мегафона».
Семён и Ефим
Воиновы
По 33 года
По $250 млн
Игра Cut The Rope, созданная компанией Zeptolab братьев Воиновых, продолжает завоёвывать мир. В этом году она вышла на перспективный рынок Индии. Именно он «скоро станет крупнейшим в мире», считает генеральный директор Zeptolab Миша Лялин.
Франшизу купил крупнейший местный издатель мобильных игр Nazara Games. Ожидается, что в течение следующих нескольких лет жители Индийского субконтинента скачают игру минимум 50 млн раз. Всего за пять лет своего существования игра достигла уже 750 млн скачиваний. Ежемесячно в Cut The Rope играют 50 млн человек по всему миру.
Главному персонажу игры, монстру Ам Няму, становится тесно на экранах мобильных устройств. Уже есть посвящённый ему сериал. В 2016 году выйдет полнометражный мультфильм.
При всей активности Zeptolab Ефим и Семён Воиновы предпочитают оставаться в тени, избегают общения с журналистами и фокусируются исключительно на работе.
Пётр Кутис
38 лет
$130 млн
Агентство OneTwoTrip — один из лидеров российского рынка по продаже авиабилетов онлайн. В 2014 году интернет-продажи билетов и бронирований отелей составили $11,2 млрд, и каждый год аналитики прогнозируют рост этого показателя на 20–25%. Пётр Кутис рынком недоволен. Он считает, что слишком много мелких и ненадёжных игроков пытаются торговать билетами, не давая покупателю никаких гарантий. Это подрывает авторитет больших компаний, которым можно доверять (таким, как OneTwoTrip, по мнению Кутиса). Кроме того, малыши отъедают долю у гигантов. Поэтому Кутис считает, что многое нужно запретить. Например, давать скидки и делать лаг по расчётам между агентством и авиакомпанией дольше трёх дней.
Кутис не раскрывает финансовых показателей своей компании и не комментирует структуру владения, но всегда намекает, что, в отличие от конкурентов, OneTwoTrip «не сидит в обороте», то есть получает прибыль. В 2012 году сервис привлёк $25 млн при оценке $70–100 млн: $9 млн вложила инвесткомпания Phenomen Ventures, $16 млн пришли от Atomico, созданной сооснователем Skype Никласом Зеннстремом.
Весной 2015 года, по информации газеты «Коммерсантъ», OneTwoTrip получила $8 млн от банка Goldman Sachs. В третьем квартале этого года OneTwoTrip, вероятно, получил ещё $4 млн от фонда Vostok New Ventures — сведения об этой инвестиции раскрываются в отчёте фонда. Однако Кутис продолжает отмалчиваться и не отвечает на вопросы о прошедших сделках.
Александр Агапитов
31 год
$125 млн
Десять лет назад Александра Агапитова отчислили с механико-математического факультета Пермского государственного университета — слишком много времени отнимала работа: студент написал алгоритм для анализа букмекерских сайтов, делающий выигрышные ставки, и запустил сервис оплаты игр в интернете.
Первый сервис в итоге не выстрелил, зато второй со временем развился в компанию Xsolla со штаб-квартирой в Калифорнии, куда Агапитов в 2009 году переехал вместе с семьёй, и офисами по всему миру (один из них до сих пор работает в Перми).
Xsolla поддерживает около 700 платёжных систем — его используют такие гиганты игровой индустрии, как Valve и Wargaming. В августе Xsolla рассказала о создании собственной «академии» — сервиса, который позволит заслуженным киберспортсменам давать платные видеоуроки.
В интервью «Секрету» Александр Агапитов заявил, что в этом году он отклонил предложение о продаже Xsolla «известной компании, которая торгуется на NASDAQ» за $150 млн — это примерно шесть годовых выручек сервиса.
В прошлом году Агапитов вместе с топ-менеджером пермской компании Prognoz Алексеем Юдиным запустил новый проект — Capsidea, краудсорсинговую платформу для анализа и визуализации Big Data. Старт не удался. За год Capsidea привлекла лишь четырёх разработчиков и не заинтересовала инвесторов. В мае этого года проект перезапустился с новой концепцией под вывеской Slemma.
Эдуард Илоян
32 года
$113 млн
Бэкграунд Эдуарда Илояна типичен для российских теле- и кинопродюсеров новой волны — он бывший кавээнщик, так же как и его давние партнёры Виталий Шляппо и Алексей Троцюк. Компанию Yellow, Black and White они основали в 2006 году. Заниматься производством телевизионного контента начали в 2007-м, изготовив для казахского телевидения юмористическое шоу.
С 2008 года Yellow, Black and White делает развлекательные шоу и сериалы для СТС, став к 2015-му основным поставщиком телеканала. Самые яркие хиты — «Уральские пельмени», «6 кадров», «Даёшь молодёжь», «Последний из Магикян», а также очень успешный и сверхдорогой по российским меркам сериал «Кухня». Последний выдержал пять сезонов. В 2014-м вышел полнометражный фильм «Кухня в Париже», собравший в прокате $14 млн при бюджете в $2,3 млн. Права на адаптацию сериала за рубежом купила CBS Studio.
В 2015 году многие российские телеканалы из-за падения рекламных поступлений сократили объём премьерных часов, и компания Илояна старается усиливать направление кино. В 2015 году у Yellow, Black and White четыре кинопремьеры. Ещё по крайней мере два фильма запланированы на 2016 год. Кроме того, Илоян с партнёрами пытаются вместе с СТС Media зарабатывать на лицензировании — под брендом всё той же «Кухни» начнётся выпуск жидкого мыла и кухонной утвари.
Илья Попов
37 лет
$90 млн
Илья Попов — основной бенефициар компании «Продюсерский центр "Рики"» и компании Smeshariki Gmbh. Первая реализовывает лицензии на выпуск продукции с изображениями героев мультфильма «Смешарики», вторая владеет правами на товарные знаки. Попов всегда экстравагантно одет: рубашки необычного кроя, высокие ковбойские сапоги, брюки с бахромой — и готов ради хорошей фотографии подержать за уши Кроша, метрового круглого зайца, или обняться с Нюшей, кокетливой свинкой. Оборот продажи игрушек, продуктов, тетрадей и прочих товаров — около 5000 наименований — оценивается в сотни миллионов долларов. Процент от продажи лицензированных товаров — главная статья доходов группы компаний, в которую входят анимационные студии, издательство, компания, которая занимается созданием онлайн-игр, и другие подразделения. Помимо «Смешариков», самого успешного и дорогого бренда компании, в активе «Рики» есть узнаваемый бренд «Фиксики», который уже приносит лицензионный доход, и бренд «Малышарики», его планируется развивать в ближайшие несколько лет.
«Смешариков» знают и любят не только в России, под именем Kikoroki они появлялись на телеканалах Франции, Великобритании, других европейских стран. В Китае мультфильм локализуют для местной аудитории, сейчас там работает около десяти человек в юридическом отделе и отделе маркетинга, но в скором времени Попов планирует наладить производство новых серий именно в Китае. Главные точки роста продюсерского центра «Рики» — новые рынки для «Смешариков» и «Фиксиков» и новые медийные франшизы о новых обаятельных героях для России и СНГ (с перспективой выхода на международную арену). Подробнее о планах компании читайте в интервью Ильи Попова.
Константин Калинов
38 лет
$58 млн
Бывший милиционер Константин Калинов создал метапоисковик авиабилетов в 2007 году. На тот момент предприниматель уже не был новичком в интернет-сфере — он владел хостинг-провайдером UPL Telecom, который вырос из сайта с эротическими фотографиями. Сначала Aviasales был для Калинова лишь способом получения стабильного, но скромного заработка, но, увидев заинтересованность пользователей, бизнесмен взялся за сервис всерьёз. Со временем Aviasales стал одним из лидеров рынка, а в 2014 году привлёк $10 млн инвестиций, которые компания тратит на международную экспансию.
Калинов всегда был известен сложным характером и быстро нажил себе немало врагов. Один из самых ярких эпизодов этого года — разлетевшееся по Сети объявление предпринимателя о поиске маркетолога. Он объявил о вакансии в «Фейсбуке» и попросил соискателей отправлять рассказ о себе на электронную почту, но не указал при этом свой адрес. Затем Калинов начал выкладывать скриншоты обращений неудачливых соискателей и грубить тем, кого возмутил стиль его поста, в комментариях. Публикация вызвала волну статей в профессиональных СМИ, а основатель «Островка» и давний оппонент Калинова Сергей Фаге даже создал петицию с просьбой закрыть сервис на Change.org. Нанятый директор по маркетингу Николай Шуклин был уволен через два месяца работы.
Как и у других игроков, на бизнес Aviasales негативно влияют кризис, лишивший многих россиян возможности регулярно путешествовать, и проблемы российской авиаиндустрии. «В прошлом году международные и внутренние перевозки делились пополам, теперь внутренних 70%, и это сказывается на среднем чеке», — рассказал Калинов «Секрету».
Максим Белоногов
35 лет
$56 млн
Курганская компания «Максим» — сервис для заказа такси — широко известна в регионах. Москвичам больше знакомы её конкуренты — «Яндекс.Такси», Uber и Gett. Максим Белоногов, основатель «Максима», начал работать ещё в старших классах: был агитатором от ЛДПР, служил труповозом при местном морге.
Диспетчерскую службу для заказа такси Белоногов создал в 2004 году, а через года выпустил приложение для водителей на платформе Java (смартфонов тогда не было). Сейчас компания работает в 89 городах России и уже выходит в Европу.
Вся история «Максима» — борьба. В Нижнем Тагиле сожгли машину руководителя подразделения, в других городах мешали открывать офисы. В этом году власти Белгородской области запретили водителям работать с Белоноговым, потому что у сервиса нет документов для осуществления перевозок. Это первый случай, когда в России официально ограничили работу агрегатора такси. «Максим» постоянно с кем-то судится и почти всегда выигрывает.
Николай Евдокимов
33 года
$53 млн
Николай Евдокимов начал заниматься поисковой оптимизацией (SEO, search engine optimisation) ещё во время учёбы на энергетическом факультете МГТУ им. Н.Э. Баумана. Большой успех пришёл к бизнесмену в 2008 году — его сервис Seopult уже вскоре после запуска выбился в лидеры рынка SEO и начал приносить по $500 000 в месяц.
В дальнейшем выручка ежегодно удваивалась. В 2013 году, последнем, когда Pult Group (так называется холдинг, объединяющий активы Евдокимова и других акционеров Seopult) раскрывал финансовые показатели, она увеличилась более чем на 80% и превысила $50 млн.
В прошлом году Seopult, похоже, достиг потолка — и его рост замедлился. По последним данным, выручка сервиса составила около $53 млн по докризисному курсу — то есть около $30 млн по нынешнему.
Быстрее развивается другой проект Евдокимова — автоматизированный сервис продвижения мобильных приложений AppInTop. Он был запущен в мае прошлого года и уже через несколько месяцев получил инвестиции в размере $6 млн от венчурного фонда Run Capital Андрея Романенко.
Антон Белов
32 года
$42 млн
Антон Белов всё ещё мало похож на владельца компании стоимостью десятки миллионов долларов. На фотографиях в социальных сетях он предстаёт то в бескозырке с надписью «морячок», то в пилотке с Че Геварой, то в образе египетского фараона. Но бизнес у предпринимателя из Ульяновска, хоть он и связан с играми, вполне серьёзный. За 12 лет компания Mobirate, созданная Беловым по совету отца, стала заметным игроком и в России, и за рубежом.
Успех пришёл не сразу. В 2003 году продвигать игры для карманных компьютеров было сложно. Процесс установки игр сначала на КПК, позднее — на мобильные телефоны и смартфоны, занимал много времени. Немногие пользователи соглашались платить за удовольствие. Шесть лет компания работала без прибыли, но в 2009 году решила переориентироваться на игры для iOS — и первую же игру, симулятор парковки Parking Mania, скачали более 20 млн пользователей. С тех пор компания Белова выпустила более десятка хитов, которые доступны уже не только в App Store, но также в Google Play и Windows Store.
Отвечая на вопросы «Секрета», Белов заявил, что в 2015 году выручка Mobirate увеличится вдвое, но отказался привести абсолютные цифры. Основным драйвером он называет мировую премьеру игры Rovercraft. В первой половине 2016 года Mobirate планирует сделать три новых релиза.
Руслан Фазлыев
35 лет
$35 млн
Руслан Фазлыев за свой бизнес спокоен — экономическая ситуация в России ему не навредила. Конструктор интернет-магазинов Ecwid родом из Ульяновска, но большинство клиентов — в США, поэтому его выручка — в долларах. В этом году компания заключила несколько стратегических партнёрств — с сервисом мобильных платежей Square (чтобы продавцы могли использовать его для продаж) и аукционом eBay (чтобы продавцы могли автоматически размещать там товары).
«У меня была девушка в Ульяновске, у неё богатый папа, и она не собиралась никуда уезжать, — вспоминал Фазлыев в одном из интервью. — Мне пришлось стать богатым, не уезжая из Ульяновска. Я бросил институт и начал бизнес». В 2011-м венчурный фонд Runa Capital вложил в Ecwid $1,5 млн. Основатель фонда Сергей Белоусов заявлял, что капитализация компании через несколько лет достигнет $100 млн.
Прошлой весной Фазлыев привлёк ещё $5 млн. Сейчас у Ecwid более 600 000 пользователей в 175 странах, офисы в Сан-Диего, Ульяновске и Самаре. «Год прошёл под лозунгом "Улучшения лучше инноваций", — рассказал Фазлыев "Секрету". — Запустили круглосуточную телефонную техподдержку в США. В России сделали техподдержку на русском — и телефонную тоже. Сделали рублёвые цены, чтобы клиенты не опасались, что попадут на пляску курсов. Никакого "Сколкова" и смузи, короче. Конкретные ништяки для конкретных людей».
Фазлыеву принадлежат доли ещё в нескольких компаниях. Среди них — разработчик интернет-магазинов «Креативные технологии» (X-cart) и издательство «Буферная бухта» (Lifehacker.ru).
Фёдор Овчинников
34 года
$20,1 млн
Основатель сети «Додо Пицца» Фёдор Овчинников прославился, когда придумал доставлять пиццу клиентам с помощью дронов. Дальше рекламной акции дело не пошло. Но видео с дроном заметили даже зарубежные СМИ.
В прошлом году в «Додо Пиццу» хотели вложиться вполне респектабельные венчурные фонды, однако Овчинников оказался от всех предложений. Вместо этого компания начала привлекать деньги небольших частных инвесторов. На сегодняшний день поддержать её решилось больше 130 человек, которые в общей сложности вложили 116 млн рублей. «Додо Пицца», таким образом, была оценена в $28,8 млн. В этом году выручка сети должна превысить 1 млрд рублей.
С недавних пор «Додо Пицца» экспериментирует с новыми форматами — например, в родном для сети Сыктывкаре открылась первая «Додо Пицца & Кофе», где можно купить пиццу кусочками, а не целиком. На следующий год Овчинников запланировал выход в Москву, США и Китай. В мае его команда начала активно работать над реализацией американского плана в небольшом городе Оксфорд в штате Миссисипи, о чём недавно рассказывал «Секрет».
Евгений Дёмин
Елена Белоус
По 38 лет
По $20 млн
Дома за неуплату отключают свет и телефон, семейные разборки угрожают закончиться разводом — в начале 2000-х дела у супругов Евгения Дёмина и Елены Белоус шли из рук вон плохо. Их фирма «Конверсия», занимавшаяся дистрибуцией и продажей биодобавок, едва дышала. Нужно было переориентироваться, и супруги сделали ставку на продукт массового спроса — зубную пасту. В 2002 году Дёмин и Белоус арендовали завод в Подмосковье и запустили производство.
Продажи раскрутились не сразу. Аптеки и магазины отказывались брать неизвестный продукт, который стоил дороже продукции известных марок. Евгений Дёмин лично обходил все точки в районе офиса на метро «Павелецкая», договаривался с маленькими аптеками. На продвижение ушло несколько лет, одним из самых успешных маркетинговых приёмов оказались обращения к клиентам, которые можно найти внутри упаковки продукции Splat. Дёмин лично пишет их каждый месяц с 2004 года. Сегодня Splat занимает 14% российского рынка средств по уходу за полостью рта. Продукция компании представлена ещё в 40 странах мира (в этом году Splat открыла офис в Китае), и продажи за пределами России приносят уже 17% всей выручки.
Евгений Дёмин посвящает почти всё своё временя Splat, а его жена (она работает в компании директором по развитию) Елена Белоус с конца прошлого года больше времени уделяет новому семейному бизнесу — бренду подвенечных и свадебных платьев Edem.
Андрей Пряхин
30 лет
$19 млн
Главный хит студии «Кефир!» — социальная игра «Тюряга»: 12 млн фанатов в соцсети «ВКонтакте», через месяц после запуска — 2 млн установок. Пряхин делал её три месяца с небольшой командой. В 2011 году судьба маленькой студии «Кефир!» висела на волоске — первая игра не выстрелила, и, если бы «Тюряга» провалилась, Пряхину пришлось бы свой стартап закрыть. Но блатная тематика оказалась популярной. Через пару лет студия выпустила следующий хит — игру «В окопе». Великая Отечественная война — ещё одна сакральная тема, к которой неравнодушны пользователи соцсетей.
В 2015 году «Кефир!» — это большая студия с штаб-квартирой в Волгограде и филиалом в Санкт-Петербурге. В компании работают больше 100 человек, аудитория игр «Кефира!» — 20 млн пользователей. Теперь компания имеет возможность экспериментировать и делать не только вирусные социальные игры, но и играть с форматами. В октябре 2015-го «Кефир!» анонсировала компьютерный шутер One Life, название нужно понимать буквально — сохраняться нельзя. У игрока есть всего одна жизнь, и, когда персонаж погибает, One Life можно удалять с мобильного устройства. Разработчики рассказывают: «Ни в одной из существующих игр вы не боитесь смерти по-настоящему: можно потерять лут, опыт и прочие игровые ценности, но вы точно знаете, у вас будет второй шанс. Это возводит четвёртую стену между игроком и игрой. Вот эту стену мы и планируем разрушить».
Дмитрий Салихов
31 год
$18,6 млн
Новосибирская компания i’way предлагает трансфер из 500 аэропортов по всему миру: её водители, одетые в рубашки и брюки, встречают клиентов с табличками и везут в любую точку города по заранее оговорённой цене.
Идея, пришедшая сооснователю i’way Дмитрию Салихову в 2009 году, поначалу казалась его другу детства и будущему бизнес-партнёру Дмитрию Сарайкину утопичной — он не верил, что новички смогут покорить коррумпированный транспортный рынок. Тем не менее, на своё 25-летие он принял в подарок от Салихова 40% тогда ещё ничего не стоившей компании.
В этом году i’way увеличила число обслуживаемых иностранных аэропортов с 80 до 105 — в основном за счёт стран Южной Америки, Карибского бассейна, Африки, Ближнего и Среднего Востока. В 2014 году оборот компании составил почти 600 млн рублей, а к концу этого года её основатели рассчитывают получить уже 700 млн.
Сарайкин и Салихов считают, что победоносное шествие Uber не особенно угрожает их бизнесу — 95% заказов i’way обеспечивают корпоративные клиенты.
Антон Гладкобородов
35 лет
$15 млн
Coub, популярный сервис для создания коротких закольцованных видео, сооснователь Look At Me и «Теорий и практик» Антон Гладкобородов запустил вместе с своим братом Игорем в апреле 2012 года. Популярность пришла практически сразу, и уже в 2013 году Гладкобородову удалось привлечь инвестиции в размере $1 млн от фондов Phenomen Ventures и Brother Ventures. Ещё $2,5 млн в 2014 году в проект вложил фонд Vaizra Capital.
Это позволило сооснователям Coub открыть офис в США и начать оттуда полноценную мировую экспансию.
2015 год по сравнению с предыдущими для Coub выдался спокойным — никаких крупных сделок. Пока Гладкобородов в «Фейсбуке» обвинял российские СМИ в невнимательном отношении к российским стартапам, Coub обживался на американском рынке. Компании удалось попасть в список важнейших стартапов Европы, составленном Wired.
В разговоре с «Секретом» предприниматель отказался обсуждать финансовые показатели и перспективы Coub — отметил лишь, что за год они улучшились.
Борис Батин
Александр Дунаев
32 года и 28 лет
По $12,5 млн
Создатели микрофинансового интернет-сервиса MoneyMan Борис Батин и Александр Дунаев познакомились в Великобритании, где оба учились. Батин окончил Кембридж, Дунаев — Лондонский королевский колледж. Позднее они вместе работали в Deutsche Bank и «Ренессанс Капитале». С августа 2012 года их MoneyMan выдал более 200 000 микрозаймов (под 324% годовых) — в общей сложности около 2 млрд руб.
В середине этого года холдинг ID Finance Батина и Дунаева получил $6 млн от венчурного фонда Emery Capital и бизнесмена Вадима Дымова, владельца «Дымовского колбасного производства» и магазинов «Республика». В общей сложности ID Finance привлёк уже $12 млн инвестиций.
С тех пор сервис Батина и Дунаева успел выйти в Европу (17 июня первый заём получил житель испанской Севильи), месячный объём микрокредитов, выдаваемых MoneyMan, увеличился на 77%. Помимо России и Испании другими приоритетными рынками Батин и Дунаев называют Болгарию, Испанию, Румынию и Бразилию. Собеседники «Секрета» в финтех-индустрии рассказывают, что встречали предпринимателей на профессиональных форумах в Азии.
Илья Сачков
29 лет
$12 млн
Илья Сачков был студентом МГТУ им Н.Э. Баумана, когда понял, что хочет заниматься расследованиями киберпреступлений. Он даже хотел было поступить в Академию МВД, но в последний момент передумал. «Академия МВД накладывает определённые ограничения на причёску, а мне не идёт очень короткая стрижка», — шутил он позднее в одном интервью.
Спустя 12 лет Илья Сачков — владелец крупнейшего в России кибердетективного агентства Group-IB с выручкой в десятки миллионов долларов, которое входит в список семи наиболее влиятельных игроков рынка кибербезопасности в мире. Среди клиентов Group-IB — крупнейшие банки, а также горнодобывающие и нефтяные компании.
Без МВД в жизни Сачкова всё равно не обошлось — теперь его компания делает для ведомства экспертизы. Если кейс интересный, то бесплатно. Также у некоторых сотрудников Group IB за плечами работа в МВД. Но гражданских всё-таки больше. При этом среди них нет ни одного, кто бы сам до этого не занимался киберпреступлениями. Сачков не верит в перевоспитание: каждого человека в компании проверяют на полиграфе. Для порядка и сам регулярно проходит полиграф.
Сейчас компания в поисках инвестиций. Уже есть договор с ФРИИ, но рассматриваются и иностранные инвесторы. Сам Илья Сачков считает, что Group-IB стоит около $100 млн, однако конкуренты считают эту оценку завышенной. «У Group-IB одна из самых сильных команд на российском рынке — это специалисты такого уровня, которых в принципе очень мало, — объясняет директор департамента сервисов группы компаний Softline Ирина Кривенкова. — Даже одного эксперта Group-IB будет невероятно сложно заменить, если он покинет компанию. В этом слабость Group-IB как бизнеса: при всех успехах в предметной области компания чрезвычайно зависима от людей, которые в ней работают. С позиции серьёзного инвестора такая зависимость — это очень большой риск».
Дмитрий Храпов
34 года
$10,5 млн
В этом году россияне редко выезжали за границу, но объём бронирований внутри страны увеличился. Tutu.ru Дмитрия Храпова — самый посещаемый сайт по продаже железнодорожных и авиабилетов. За последний месяц, согласно статистике Similarweb, на него заходили 11,7 млн раз.
В интервью «Секрету» Храпов рассказал, что Tutu.ru появился в 2003 году, когда он, студент мехмата МГУ, постоянно ездил к родным в Раменское на электричке: будущий предприниматель и его однокурсники выкладывали расписания на сайт, чтобы не приходилось носить с собой бумажные листы. Со временем Храпов вместе с партнёрами начал продавать билеты на поезда, самолёты, номера гостиниц и пакетные туры. Основной доход сервис по-прежнему получает с продаж железнодорожных билетов.
В бизнесе Храпов аскетичен — не привлекает миллионные инвестиции, держит офис на задворках «Нагатинской» и тратит деньги с осторожностью. Свободное время тратит на путешествия и чтение бизнес-книг. Любимые — «Дорога в будущее» Билла Гейтса, «Позиционирование» Джека Траута, «Маркетинг на 100%» Игоря Манна.
Артём Большаков
25 лет
$10 млн
До запуска сервиса CarPrice, интернет-аукциона подержанных машин, Артём Большаков был белым воротничком. Он успел поработать в Ernst & Young и российской инвестиционной компании Arlan, когда решил сделать перерыв и поехал изучать финансы в Бостонский университет. С автоиндустрией Большакова тогда ничего не связывало. Идея создать автомобильный аукцион пришла его будущему партнёру Эдуарду Гуриновичу. Это он предложил её основателю KupiVIP Оскару Хартманну, и уже тот позвал в проект Большакова.
Большаков согласился ещё до того, как стало понятно, как компания будет работать. Он видел, что в США этот бизнес есть и успешно работает. «Мы верили в идею и знали, что в мире это уже развито, а у нас толком нет», — вспоминает он. Сервис был запущен в июне 2014 года и уже через год проводил по 4000 аукционов в месяц. В 20 офисах CarPrice по всей стране работают более 200 человек. Несколько месяцев назад фонд Baring Vostok вложил в сервис $40 млн.
Большаков связывает успехи компании с особым подходом к клиентам. Он утверждает, что реализация важнее идеи, и рекомендует начинающим предпринимателям перенимать успешный западный бизнес-опыт.
Над рейтингом работали: Николай Кононов, Злата Онуфриева, Ирина Постникова, Полина Потапова, Анна Савина, Виктория Чарочкина, Дарья Черкудинова и Настя Черникова. Инфографика и иллюстрации: Наталья Осипова