Кто делает подкасты о бизнесе на русском языке и сколько они приносят
В мире бум подкастов. К концу 2017 года рекламные доходы индустрии могут превысить $220 миллионов. За год они, таким образом, прибавят на 85%.
Популярных подкастов на русском языке пока довольно мало, рекламодатели их практически игнорируют. Скорее всего, тренд просто немного опаздывает — как это было с видеоблогами или почтовыми рассылками. Большинство регулярно обновляемых проектов — подкасты радиостанций (вроде «Маяка» или «Эха Москвы») и других медиа. Например, у издания Meduza три подкаста: «Медуза в курсе», «Текст недели» и «Дело случая».
«Секрет» послушал самые популярные подкасты для предпринимателей и узнал, кто их делает.
«Будет сделано»
Автор — Никита Маклахов
В сводном топе подкастов российского раздела iTunes проект «Будет сделано» «специалиста по личной эффективности» Никиты Маклахова занимает пятое место. Среди бизнес-подкастов он безусловный лидер. Главная тема «Будет сделано» — личная эффективность: Маклахов обсуждает «всё, что может сделать человека немного счастливее и успешнее».
Гостем первого выпуска «Будет сделано» в апреле 2016 года стал другой бизнес-коуч — Евгений Ходченков. Тема подкаста — «Как удалённо управлять пятью бизнесами и не сойти с ума». С тех пор гостями Маклахова были бизнес-тренеры, коучи, а также антрополог и нейрофизиолог. Каждый выпуск идёт около часа. Аудитория — 15-20 тысяч человек.
Для Маклахова подкасты — средство самопиара. До этого он пытался продвигать себя через YouTube, но получалось плохо. Выйти в топ iTunes оказалось несложно, но монетизировать проект, по мнению Маклахова, — гиблая затея. Всё упирается в размер аудитории.
Привлекать спонсоров или вставлять рекламные прероллы в каждый выпуск пока не удаётся. Маклахов использует краудфандинговый сервис Patreon, через который слушатели подкаста могут ежемесячно перечислять ему любую сумму от $2. Сейчас 68 человек перечисляют $540 в месяц.
«Главная проблема — в России нет площадок с трафиком для подкастов, — сетует Маклахов. — Для англоязычных подкастов есть много разных сайтов — например, Stitcher. У нас были похожие проекты Pod.fm и Podster.fm, но сейчас они в полумёртвом состоянии».
«Откровенные диалоги о бизнесе и не только»
Автор — Таисия Кудашкина
Основательница образовательной платформы для предпринимателей Websarafan Таисия Кудашкина расспрашивает бизнесменов, где они нашли деньги на своё дело, как делали первые шаги и что чувствовали во время неудач. Подкаст «Откровенные диалоги о бизнесе и не только» выходит раз в неделю уже полтора года.
Первым гостем Кудашкиной стал не предприниматель, а главный редактор «Тинькофф-журнала» Максим Ильяхов. Тема — «Какие 1500 слов вам нужно вычеркнуть из своих рассылок». В 60 выпуске «Откровенных диалогов» Ильяхов рассказывал о «четырёх лайфхаках, чтобы писать крутые тексты».
Гостями «Откровенных диалогов» также были пиарщики, дизайнеры, бизнес-тренеры, маркетологи и, например, студентка Александра Элбакян, создавшая Sci hub — сервис для бесплатного скачивания научных статей. Кудашкина часто использует заголовки-списки, но при этом любит подолгу расспрашивать об эмоциональной стороне вопроса и говорить с гостями «за жизнь».
«Откровенные диалоги» входят в топ-5 подкастов о бизнесе iTunes в России. В общей сложности выпуски собрали более 1 млн прослушиваний. «Если сделаете сотню выпусков за полтора года, не пропустив ни одной недели, ваш подкаст с большой вероятностью будет в топе», — считает Кудашкина.
Кудашкина берёт деньги с некоторых гостей (суммы и имена «платных» гостей она не раскрывает), но её главная цель — продвижение собственных услуг и бренда. Поэтому даже в рекламных врезках — прероллах, с которых начинается каждый выпуск, рекламирует себя и свою компанию.
«В соцсетях вроде Facebook мои возможности ограничены: большинство людей не будет тратить на чтение поста больше 30 секунд, зато полтора часа раз в неделю на подкаст — легко. Люди привыкают к вашему голосу, вашей личности, это можно использовать для продвижения личного бренда», — объясняет Кудашкина.
Над «Откровенными диалогами» работают шесть человек из компании Кудашкиной Websarafan. На монтаж четырёх выпусков в месяц они тратят 50-60 тысяч рублей, но можно стартовать и с меньших сумм, считает Кудашкина.
«Подкасты были популярны, когда только появились, потом эта индустрия практически умерла, но два года назад все, кто занимается продажей чего-либо, поняли, какой это удобный инструмент, — рассуждает Кудашкина. — У меня двое маленьких детей, и я веду бизнес. Я не могу идти в студию, полдня красится и выставлять свет, чтобы снять ролик для YouTube. А записывать подкаст в подштанниках — легко».
«Здесь и сейчас»
Автор — Никита Тимошенко
Первый выпуск подкаста о развитии и личной эффективности специалист по Scrum Никита Тимошенко выложил на iTunes в марте 2017 года, но только с сентября начал стабильно делать два интервью с адептами саморазвития каждую неделю.
Каждый выпуск Тимошенко начинает с мотивирующей фразы о важности труда и упорства для достижения целей. Со своими гостями (предпринимателями, бизнес-тренерами, тренерами по скорочтению и чему только не) он обсуждает тайм-менеджмент (как вставать рано, планировать время, всё успевать), творческую продуктивность, спорт и всё, что входит в понятие «эффективность».
Первый выпуск подкаста Тимошенко набрал 2000 прослушиваний за неделю. Сейчас их 10, и каждый новый выпуск слушают в среднем всего 500 человек в неделю. И всё равно «Здесь и сейчас» — седьмой в списке самых популярных подкастов о бизнесе iTunes в России.
«Точные алгоритмы выхода в топы iTunes никому не известны, но я заметил, что сильно влияет количество отзывов, стабильность выпусков и количество подписчиков, — объясняет Тимошенко. — Также я читал, что имеет значение количество прослушиваний за определённый срок. Но с другой стороны, я не понимаю, почему тогда в топе находятся также подкасты "Бизнес-молодости" и "Секретов бизнеса" Дмитрия Портнягина, у которого вообще три выпуска и нет обновлений».
Недавно сотрудничать с Тимошенко захотело издательство «Манн, Иванов и Фербер». Теперь он разыгрывает среди слушателей подкаста его книги. Сколько это ему приносит, подкастер не говорит. Впрочем, и расходы у него пока скромные — монтаж одного выпуска обходится ему всего в $10.
«Продуктивный Роман»
Автор — Роман Рыбальченко
Подкаст основателя украинского агентства интернет-маркетинга Roman.ua Романа Рыбальченко о компаниях, которые делают сервисы и приложения в интернете, уже год выходит по вторникам раз в две недели. Каждый выпуск слушают в среднем 3000 человек.
«Мы зовём в гости как украинские или российские сервисы, так и большие международные проекты вроде Blablacar, — рассказывает Рыбальченко. — Для меня это способ рассказать об интересных компаниях, возможность получить экспертное мнение от профессионалов для своего проекта. Как познакомиться с кем угодно? Пригласите человека дать интервью для подкаста».
Рыбальченко не планировал монетизировать подкаст, но в процессе у него появились партнёры: сервис посуточной аренды Dobovo.com — аналог Airbnb в СНГ и украинский интернет-магазин деловой литературы kniga.biz.ua. «Сервис дарит гостям подкаста ваучер на проживание, мы с этого не зарабатываем, но привлекаем интересных людей для интервью», — объясняет он.
Затраты на студию, ассистента и текстовые расшифровки составляют примерно $50 за выпуск. Таких денег не жалко, но и отдача от них невелика, поэтому Рыбальченко подумываем открыть видеоблог.
YouTube — самое мощная площадка для кустарных медиа на русском языке. В прошлом году сервис обогнал по аудитории «Первый канал» и «Россию 1». О видеоблогах, которые могут заинтересовать бизнесменов, «Секрет» рассказывал в материале «YouTube для предпринимателей — 11 каналов».