Как справиться с боссом-нарциссом
У миллениалов и следующих за ними представителей поколения Y есть общее название — поколение «Я». Психологи, социологи и антропологи сходятся в том, что среди родившихся после 1980 года гораздо больше индивидуалистов, чем в предыдущих поколениях — поколениях «Мы». Более-менее понятно, как управляться с сотрудниками-индивидуалистами: им нужны персональные вызовы и интересные проекты, им необходима похвала и противопоказана жёсткая критика. Экономисты и психологи теперь исследуют генеральных директоров-индивидуалистов с нарциссическим характером и пытаются разобраться, какую пользу они приносят компаниям, в которых работают. «Секрет» прочитал несколько исследований и сделал выводы.
Кто такие нарциссы
В 1914 году Зигмунд Фрейд написал «Введение в нарциссизм», позаимствовав название состояния зацикленности на себе из греческого мифа о самовлюблённом юноше. Нарциссизм — это свойство личности, для которого характерна высокая самооценка, ощущение превосходства, тщеславие, взрывной темперамент и некоторые другие особенности. Определить, склонен ли человек к нарциссизму, можно с помощью психологических тестов.
Психология различает нарциссическое расстройство личности, психическое нарушение и склонность к нарциссизму как свойство характера. Исследования в области психологии менеджмента обычно анализируют людей с особенностями характера, но без выраженного расстройства личности. Большинство исследований нарциссов демонизирует, хотя признаёт: среди людей младше 35–30 лет нарциссов — большинство. Сюзанна Браун, профессор, которая изучает лидерство в Университете Дарема (Англия), считает, что каждый пользователь Facebook или другой соцсети — отчасти нарцисс. Цифровая среда подталкивает людей к самолюбованию и хвастовству. Более того, она считает, что избрание Дональда Трампа президентом США — следствие того, что нарциссы стали новыми героями. Предвыборные речи и заявления Трампа проанализировали с помощью лексического теста HEXACO, который определяет превалирующие черты личности. Оказалось, что новый президент — «харизматичный, ярко выраженный экстраверт, не правдивый, не договороспособный нарцисс».
Чем они опасны
Нарциссы производят впечатление великолепных лидеров, и в ранних исследованиях 80-х и 90-х годов утверждалась прямая зависимость: если человек нарцисс — он отличный лидер. Но всё оказалось немного сложнее. В 2016 году вышла статья с красноречивым названием «Корабль лидерства тонет», в которой описывались отношения лидеров-нарциссов с их командами на протяжении времени. В большинстве случаев эффективность руководителей со временем падала. После «медового месяца» и знакомства с командой нарцисс уставал от бремени лидера и прекращал решать спорные вопросы и конфликтные ситуации.
Американские исследователи Чарльз Хэм из Школы бизнеса Джона Олина, Николас Сейберт из Школы бизнеса Роберта Смита и Шон Ванг из Школы бизнеса Джесси Джонса в прошлом месяце обновили исследование, которое ведут с 2012 года.
Они проанализировали размер подписей гендиректоров разных компаний и нашли прямую связь между величиной автографа и уровнем нарциссизма. Потом они сопоставили самовлюблённость гендиректоров с финансовыми результатами их компаний и пришли к выводу, что нарциссы хуже ведут дела. Под их началом бизнес менее прибылен и генерирует меньший денежный поток. При этом нарциссы заключают больше сделок по слиянию и поглощению и много тратят на исследования. К тому же им, как правило, больше платят.
Личность гендиректора влияет на судьбу компании. Например, исследование 2005 года доказывает, что чересчур уверенные в себе гендиректора склонны переоценивать инвестиционный потенциал проектов. Они раз за разом вкладывают слишком большие суммы в новые идеи и вынуждены постоянно искать дополнительное финансирование. Это делает компании уязвимыми.
Нарциссы часто переоценивают свои способности и заслуги и недооценивают усилия других людей, не берут в расчёт их мнение и часто склонны игнорировать фидбэк. При этом они могут убедительно и ярко презентовать себя, свои концепции и проекты.
Окружающие склонны давать им авансы. Совет директоров и владельцы компаний часто соглашаются на более высокую зарплату и премии для самоуверенных топ-менеджеров, чем для столь же квалифицированных, но менее убедительных специалистов. Коллеги склонны считать, что босс убеждён в своих решениях потому, что компетентен, а не потому, что не может адекватно оценить ситуацию.
В своей книге «Узнай себя» психиатр Джон Олдхэм и журналист Луис Моррис дают советы подчинённым нарциссов, и это выглядит как памятка для вассала Серсеи Ланнистер из «Игры престолов».
«Будьте абсолютно лояльны. Не соревнуйтесь и не критикуйте начальника. Будьте довольны второй ролью.
Не ждите, что он укажет вам направление. Он считает, что вы и так знаете, что делать. Если не уверены, чего он хочет, — лучше уточните.
Может быть, вы — важный человек в команде, но ваш босс вряд ли будет внимателен к вам и к вашим проблемам.
Самоуверенному боссу приятно чувствовать, что вы интересуетесь и восхищаетесь его личностью. Если вы добиваетесь повышения или прибавки к зарплате, польстите ему немного».
Хорошие стороны
Нарциссы умеют вдохновлять. Обычно это харизматичные и красноречивые люди, готовые замахнуться на дерзкие проекты. Их часто называют визионерами. Нарциссами, по мнению многих исследователей, можно считать Стива Джобса, Илона Маска, Марка Цукерберга. В исследовании 2013 года о плюсах самоуверенных управленцев говорится, что коллектив готов доверять такому лидеру в ситуации, когда нет уверенности в завтрашнем дне и положение компании зыбко. Нарцисс, уверенный в собственных силах, может зарядить такой же уверенностью всех вокруг. Работа «Должны ли организации нанимать СЕО-нарциссов?» отвечает на вопрос так: должны, если работают на быстро развивающемся рынке или готовят сделки по покупке или слиянию с конкурентами. Нарцисс будет действовать смело и рискованно. И, скорее всего, так, чтобы понести минимальные репутационные риски.
Ещё одно исследование 2014 года показывает хорошие стороны самоуверенных управленцев: обычно их компании получают больше технологических патентов, их можно назвать более инновационными, ведь руководители постоянно придумывают новые гипотезы и проверяют их.
И ещё один плюс: поскольку такие лидеры не любят заниматься рутиной, они много делегируют подчинённым и позволяют им совершить быстрый профессиональный рост.
Профессор Манфред Кетс де Вриес, голландский психоаналитик, экономист и специалист в области управления персоналом, делит нарциссов на конструктивных и реактивных. Первые способны прислушиваться к фидбэку, воспринимают и успехи, и провалы достаточно спокойно, при этом энергичны и артистичны. Из таких получаются отличные лидеры-реформаторы. Если нужно перестроить структуру организации, они с этим справятся.
Второй тип — деструктивный, поражение они переживают очень тяжело. Им всё время нужны подтверждения собственной уникальности, похвала и одобрение. Без них реактивные нарциссы теряют интерес к работе и страдают от чувства незащищённости и никчёмности. Когда дела в компании идут хорошо, они — великолепные управленцы, способные на нетривиальные решения, заряжающие оптимизмом всех вокруг, отлично представляющие компанию в прессе и на публике. Но как только что-то не ладится — впадают в ступор.
Кетс де Вриес даёт несколько советов, как владельцам бизнеса обезопасить себя от негативных проявлений нарциссизма топ-менеджмента.
Во-первых, нарцисс не должен иметь решающего права голоса, ему нельзя совмещать роли гендиректора и председателя совета директоров. Всегда должен быть кто-то, кто сможет уравновесить поспешность и порывистость такого менеджера. Во-вторых, нарциссу неплохо бы оплатить услуги коуча или психотерапевта, чтобы он мог справиться с негативными сторонами личности. В-третьих, нужно постоянно отслеживать нарциссические проявления сотрудников и нивелировать их эффект.