«Как работать на идиота»: Уроки лести и очковтирательства
Почему в России так много дураков среди руководителей? Колонка с таким заголовком — одна из самых успешных в истории «Секрета». В развитие темы публикуем фрагмент международного бестселлера «Как работать на идиота» американского писателя и бизнес-тренера Джона Гувера (перевод выходит в издательстве «Эксмо»).
Путь к счастью лежит через общение
Начальники-идиоты очень хотят общаться со своими подчинёнными. В этот момент они чувствуют себя именинниками, приглашёнными на собственный день рождения, и, в дополнение к этому, всесильными и понимающими личностями. К сожалению, навыков эффективного межличностного общения им катастрофически не хватает. Дело в том, что любая коммуникация предполагает «встречу умов» на определённом уровне, что сразу оставляет идиота позади хотя бы потому, что он и понятия не имеет, на каком уровне находитесь вы. Тем не менее, устраивая ему такой «день рождения» ежедневно, вы можете рассчитывать на большие дивиденды.
Наличие интернета значительно упростило общение с идиотом. Внимательно отслеживайте его сообщения в сети, в частности, книги, которые он цитирует. Загуглите автора или название, закажите экземпляр и положите у себя на столе на видном месте. Ещё лучше, если вы будете носить эту книгу с собой — на совещания, на обеденный перерыв и в туалет. Читайте её на поле для гольфа в ожидании своей очереди удара и ссылайтесь на неё в разговорах с идиотом, например, так: «Мысль, высказанная вами утром, Милдред, полностью совпадёт с тем, что пишет Пинк в «Совершенно новом разуме»». Услышав упоминание своего имени в одном предложении с боготворимой ею книгой, ваша начальница растечётся как пломбир на солнце, а вам достанутся лавры победителя. Не останавливайтесь на достигнутом: «Я думаю, Милдред, что Дэниел Пинк именно это и имел в виду». Лучше упомянуть об этом в электронном письме, чтобы не подлизываться столь очевидно на глазах у коллег. Подозреваю, что у вас, конечно, есть для них проникновенный ответ, но зачем нарочно размахивать красной тряпкой перед быками?
<…>
Всегда помните, что всё, что не резонирует с интересами и навязчивыми идеями босса-идиота, будет его раздражать. Попытка загладить свою вину перед начальником вовсе не подразумевает вашего искреннего раскаяния в своих заблуждениях и поступках, как в случае с родственниками или теми, кто вам по-настоящему дорог. Под извинениями в этом случае подразумевается практика смирения с целью улучшить собственное положение. Ведь когда у вас есть такая возможность, вы с радостью поступаете правильно, не так ли? В этом и есть смысл попытки загладить свою вину: вы выстраиваете отношения с боссом таким образом, чтобы у вас была возможность поступать правильно.
Вирусное распространение комплиментов
Ещё один способ расположить к себе босса-идиота с помощью языка заключается в так называемых непрямых сообщениях (по-другому называемых комплиментами от третьего лица, прославленных ведущим экспертом в области лидерства Дэнни Коксом). Всё просто. Вместо того, чтобы хвалить начальника в лицо, хвалите его тем, кто ему про это обязательно расскажет. Если у начальника есть своя система «микроушей», пусть неуклюжая и очевидная, это сыграет вам на руку. Отзывайтесь о боссе восторженно каждый раз, когда «микроухо» оказывается в пределах слышимости. Кстати, в этих целях особенно удобно использовать туалет. Зная о том, что «крот» находится в соседней кабинке, притворитесь, что разговариваете по мобильному телефону, и начните петь своему руководителю дифирамбы. Можете даже сказать, что гордитесь возможностью работать на гения.
Начальники-идиоты очень хотят общаться с подчинёнными: в этот момент они чувствуют себя именинниками
Если «крот» догонит вас у умывальника, спокойно мойте руки и делайте вид, что ничего не произошло. Если он пытается завязать разговор, изобразите удивление и неловкость, объясните, что порой просто не можете сдерживать свой энтузиазм. По возможности выскажите комплимент и «кроту». Например, вскользь упомяните, что босс-идиот как-то доброжелательно отзывался о нём. Сам «крот», естественно, ничего не скажет боссу о комплименте, который, как вы утверждаете, он сделал «кроту», а вот о содержании вашего фальшивого разговора по мобильному телефону доложит обязательно, как доказательство своей «кротовой» лояльности.
Может, впрочем, случиться и так, что «микроухо» тоже окажется записным идиотом и поблагодарит босса-идиота за упомянутый вами комплимент. «Боже, неужели я действительно такое ляпнул?» — подумает босс, но, чтобы сохранить лицо, ответит: «Но ведь ты же действительно заслужил похвалу». Конечно, в редком случае до начальника может и дойти, что он не мог сказать ничего подобного, поскольку видит в «кроте» ещё большего идиота, чем является он сам, и тогда у него возникнет ряд нежелательных подозрений относительно вас. Но, ввиду невежественности подобного типа людей, лично я не стал бы мучиться бессонницей из-за подобной невероятной возможности. Тем не менее будьте осторожны, посылая кому-нибудь комплименты через мессенджеры.
<…>
Не нужно, разумеется, быть настолько прямолинейным и восторгаться своим боссом перед его секретарём. Хотя если ваш сценарий будет достаточно правдоподобен, то и этот способ может оказаться весьма эффективным. В любом случае, позитивные заявления о боссе-идиоте, сделанные в пределах слышимости его секретаря, несомненно достигнут «пункта назначения». Поймайте момент, когда секретарь будет находиться неподалёку, и приступайте к хвалебным песнопениям. Возможно, понадобится несколько попыток, прежде чем секретарь поверит в вашу искренность, поэтому старайтесь разнообразить места высказываний и содержание самих комплиментов. Чтобы убедиться в том, что клерикальный помощник начальника-идиота действительно считает вас заслуживающим доверия, потратьте некоторое время на наблюдение за его поведением и привычками, изучите их и адаптируйте под них свои сторонние сообщения для руководителя. Послав серию «приветов» таким образом, вы можете быть уверены, что попадёте в приоритетный список секретаря, и он будет изображать вас в положительном свете всякий раз, когда получит возможность поучаствовать и повлиять на процесс принятия решений (то есть, по факту, всегда).
<…>
Берём быка за рога
Вы слишком нетерпеливы, для того чтобы ждать, пока сработают сторонние комплименты? Тогда можно пойти другой, более прямой дорогой. Если вы подозреваете, что кто-то из ваших коллег отчаянно пытается набрать очки у босса-идиота, он может стать вашим личным курьером по доставке позитивных жизнеутверждающих посланий. Наговорите комплиментов в адрес начальника в присутствии этого льстеца и подлизы, и он вне всякого сомнения донесёт проглоченную информацию идиоту, надеясь таким образом получить доступ к его внутреннему кругу. Правда, любой, кто хочет получить доступ к близкому кругу босса-идиота (по любым соображениям, кроме корыстных), скорее всего, и сам является идиотом, причём ещё большим, чем ваш руководитель.
Если у вас нет желания или возможности контактировать с подлизой, то, вероятнее всего, придётся брать быка за рога и назначить на роль курьера «писем счастья» самого себя. При случае скажите своему боссу, что случайно услышали, как вышестоящий руководитель высказывал похвалу о его работе. Все хотят думать, что их любят и уважают, и этот психологический нюанс не стоит сбрасывать со счетов. Не чувствуйте себя виноватым за эту маленькую ложь, ведь вы используете её для достижения положительного результата. Благодаря такой безобидной махинации вы заслужите признание идиота, что облегчит условия вашей работы и сделает её более полноценной. Вы видите в этом какую-то порочность?
Юмор идиота — ваш юмор
Улыбайтесь и понимающе кивайте, когда идиот смеётся, даже если вы совершенно не обратили внимания на его плоскую шутку или анекдот. Самое страшное в ситуации, когда он шутит, — или думает, что шутит — быть пойманным в замечтавшемся состоянии, поскольку сам-то идиот полагает, что находится на пике остроумия. Услышав смех начальника, немедленно очнитесь от глубокого сна и, показывая, что вам тоже смешно, улыбнитесь в ответ со словами: «Ну вы и выдали, босс! Как только мы теперь сможем работать дальше!» Здесь следует соблюдать осторожность, поскольку начальник мог говорить и о чём-то серьёзном. Поэтому сначала посмотрите вокруг и убедитесь в том, что кто-нибудь ещё из присутствующих имитирует хохот. Если остальные покатываются со смеху, значит, идиот всё-таки пытался быть смешным. Если же все сидят с каменными лицами и пронзительно смотрят на вас, словно предупреждая: «Опасность, Уилл Робинсон!», спокойно произнесите: «Однако работа с вами открывает широкие перспективы в моей карьере». Идиот воспримет это как комплимент. До него не дойдёт ваш сарказм, хотя практически вы вновь напомните начальнику, что тратите свою молодость и энергию на идиота. Тем не менее помните, что обеспечение собственных потребностей и защита интересов вашей семьи имеют первостепенное значение, а на рынке работодателей не цветут розы, так что уберите негодование в сторону, даже если ради этого приходится терпеть страдания, и натяните на лицо маску с идеально выполненной улыбкой. Во времена общей экономической нестабильности язык идиота, освоенный на уровне родного, сослужит вам хорошую службу. Изучите его, говорите на нём и учитесь правильно использовать этот инструмент.
Книга предоставлена издательством «Эксмо»