Как сделать успешную франшизу с нуля
По статистике Российской ассоциации франчайзинга, на сегодняшний день в России более 40 000 франчайзинговых точек, что почти в два раза больше, чем пять лет назад. Объём отечественного рынка франшиз условно оценивается в $5 млрд, и, по прогнозам экспертов, кризис станет катализатором его развития. Готовая бизнес-модель позволит франчайзи в меньшей степени ощутить на себе последствия экономических трудностей: в теории она позволяет вернуть вложения быстрее, чем при запуске бизнеса с нуля.
Создать успешную франчайзинговую сеть могут не только гиганты рынка, но и небольшие компании. «Секрет» нашёл таких предпринимателей и узнал, как им это удалось.
Red Cup
Пермская сеть кофеен, продающих кофе навынос. Основана в 2013-м. Продавать франшизу Red Cup начали, когда в сети было меньше десяти точек. На сегодняшний день в 16 разных регионах России открыто более 55 кофеен под этим брендом.
Паушальный взнос: базовый тариф — 245 000 рублей. Специальный тариф — 490 000 рублей. В него входит: оборудование, ингредиенты, мебель и обучение персонала. Эксклюзивный тариф, позволяющий единолично представлять бренд в этом городе, — цена рассчитывается в зависимости численности населения города.
Роялти: оговаривается каждый раз индивидуально, в зависимости от города и количества точек.
Илья Гусев Основатель сети кофеен Red Cup
Запуская Red Cup, о франшизе мы не думали — слишком много было работы по созданию собственной сети и отлаживанию внутренних процессов. Первые заявки на покупку франшизы и на услуги консалтинга начали поступать, как только мы стали проявлять активность в социальных сетях: основой нашей рекламной стратегии стала реклама в «ВКонтакте» и в Instagram, это позволило нам быстро набрать популярность в городе. У нас был рекламный бюджет, но небольшой — 60 000 рублей, так как заявки приходили ещё до запуска рекламной кампании. Тогда мы начали задумываться об упаковке франшизы. К тому времени уже был накоплен большой опыт: мы построили собственный тренинг-центр, разработали свою систему обучения. На всё потребовалось около шести месяцев.
Было необходимо найти надёжных партнёров по поставке оборудования, ингредиентов, мебели, наладить внутреннюю логистику, собрать команду тренеров и команду открытия, создать юридический и финансовый отделы, разработать стандарты сети. Нам важно было продумать систему поддержки новых точек по всем аспектам их работы: помощь в оценке помещения, юридические и бухгалтерские консультации. Мы не зря называем наше предложение «бизнес в коробке»: при тарифе в 490 000 рублей инвестиций для открытия новой точки больше не требуется. При наличии арендного места можно запуститься в рекордно короткие сроки — 14 дней.
Мы стараемся не вмешиваться в работу франчайзи, и любые наши бизнес-советы носят скорее рекомендательный характер. Мы работаем как одна команда. Многие вещи, придуманные в других городах, мы транслируем на всю сеть, так же как и то, что придумали в головном офисе.
Первые продажи показали, что не все партнёры понимают, что такое франчайзинг. Многие рассматривают покупку франшизы как волшебную палочку, но без правильного подбора места, персонала, должного контроля со стороны собственника даже самая успешная модель работать не будет. У нас есть опыт закрытия нескольких точек. Окончательное решение по выбору партнёров мы принимаем только после личной встречи.
«Клаустрофобия»
Сеть квест-румов, ставшая, по версии журнала Forbes, одной из самых выгодных франшиз 2015 года. Первые комнаты «Клаустрофобии» появились в Москве в 2013 году. Сейчас это самая крупная в мире сеть квестов по числу открытых и строящихся точек. Франшизу «Клаустрофобия» начала продавать буквально через пару недель после запуска: на тот момент компания владела одной точкой.
Паушальный взнос: зависит от развитости рынка квест-румов в конкретном городе и количества локаций, которые франчайзи намерен открыть. Если других конкурентов в городе нет, то паушальный взнос составляет $3 000 за точку. Последний взнос за открытие квеста в Москве составил $50 000.
Роялти: 10%. Кроме того, франчайзи должны запланировать расходы на маркетинговый бюджет.
Сергей Кузнецов Сооснователь «Клаустрофобии»
Мы изначально понимали, что для максимально быстрого развития нашей сети мы должны либо создать огромную корпорацию с тысячами сотрудников и инвестициями более миллиарда, либо развиваться по франшизе. Лишнего миллиарда у нас не было, и мы выбрали второй путь. Требовалось создать необходимую инфраструктуру для работы компании внутри России и за рубежом — сценарный отдел, департамент качества, клиентский отдел.
Мы начали заниматься франчайзингом, когда у нас была открыта одна-единственная точка. Первые партнёры появились через несколько дней после начала работы — сейчас у нас более 150 партнёров, но собственный квест так и остался один. Партнёров мы никогда не искали специально: на сайте есть раздел «Франшиза» с контактами, и все запросы мы получали только через этот канал. Мы вкладывали средства в продвижение бренда: на текущий момент рекламный бюджет превысил 30 млн рублей.
Обеспечение бесперебойной работы в нашем бизнесе требует довольно больших усилий, и акцентировать внимание на собственных квестах довольно сложно. Добиться такого успеха помогли уникальность предложения и удачно выбранный формат развития — франшиза, при иной бизнес-модели такой рост компании был бы невозможен. Кроме того, мы были первыми на рынке.
«На берегу» мы чаще всего не понимаем способности партнёра в креативе и менеджменте, поэтому, как правило, стартовый капитал является одним из немногих критериев в выборе франчайзи. На локацию из четырех квестов в сумме уходит около 15 млн рублей инвестиций. От момента покупки франшизы до открытия квеста проходит около шести месяцев. К нам поступает до 60 заявок в месяц на открытие новых точек. Довольно большой процент заявок мы отклоняем, потому что запросы идут из городов, в которых мы уже не продаём франшизу.
Сейчас наш основной фокус развития — Европа, США и Азия. Первые квесты за рубежом появились у нас во втором квартале 2014 года. Уже открыты квесты в Берлине, Амстердаме, Эстонии, Киеве. На подходе запуск в Дубае и Майами. В России мы закрыли практически все крупные города, а в Москве уже приостановили продажу франшиз. На данный момент в России «Клаустрофобия» открыта в 23 городах и в шести городах вне её границ. Сейчас строятся ещё 26 квестов в России и 16 за границей.
Chop-Chop
Сеть мужских парикмахерских открыла первую точку в 2011 году. Первую франшизу компания продала в 2013 году. На данный момент у Chop-Chop пять собственных и 56 франчайзинговых парикмахерских, две из них — в Европе.
Паушальный взнос: 200 000 — 500 000 рублей в зависимости от размера города, в который продают франшизу.
Роялти: 190 000 — 350 000 рублей в год в зависимости от размера города, в который продают франшизу.
Павел Русаков Директор по франшизе Chop-Chop
Первую парикмахерскую мы открывали как что-то новое для российского рынка. Делали это больше для самих себя. Построив две парикмахерских в Москве, мы всё ещё не планировали запускать франшизу, поэтому третью точку в Санкт-Петербурге решили запускать самостоятельно, но поняли, что эффективно управлять парикмахерской на расстоянии получается не очень хорошо, да и к тому же Санкт-Петербург отличается своей спецификой. Поэтому было принято решение отдать Питер по франшизе нашим друзьям, которые находятся там постоянно и которым можно доверить созданный бренд. Если вы молодая компания и у вас уже просят франшизу, то отдать её своим друзьям или людям, которых вы знаете, — хорошая идея. Вместе вы отработаете первые проблемы, поддержку, совместные активности, стандарты. Ну а сколько брать с друзей за такой совместный опыт — уже вам решать. После продажи первой франшизы в Питер мы сделали на сайте подраздел «Франшиза» — вот и всё, мы не вкладывали деньги в лидогенерацию, не тратились на дорогие и бессмысленные форумы и выставки.
С таким быстрым ростом, конечно, приходят и новые задачи, которые надо решать. Это обычные для франчайзинга составляющие, такие как поддержка новых точек и соблюдение стандартов обслуживания. В первую очередь мы создали Академию Chop-Chop, так как нам было важно, чтобы качество стрижек не падало в удалённых регионах. Сейчас академия выросла в отдельный самостоятельный образовательный бизнес, но до сих пор именно при помощи неё и талантливых мастеров, которые в ней работают, нам удаётся поддерживать качество работы.
Сложнее всего нам далась логистика, товарная поддержка нашей сети. В России культура мужских парикмахерских только формируется, а косметика — это неотъемлемая её составляющая. Поэтому рынок достойной косметики до сих пор достаточно скудный. Нам пришлось самостоятельно искать крутых производителей и привозить их в Россию. Ранее мы не сталкивались с логистикой как с бизнесом, а тут появилась задача вовремя обеспечить более 50 точек по всей стране всем необходимым, и получилось это не сразу гладко. Мы до сих пор работаем над этим, и постепенно это вырастает в отдельный бизнес, так как мы имеем права на эксклюзивную дистрибуцию по нескольким топовым брендам, а в этом году у нас вышла собственная линейка косметики.
Стать нашим партнёром нетрудно, нужно лишь около 2 млн рублей инвестиций на большой город или 1 млн рублей на малый. Все самые крупные города уже заняты, а на оставшиеся свободные территории выстраиваются очереди, в том числе из своих же партнёров. К слову, две-три парикмахерские у одного франчайзи — это норма. На окончательный запуск точки потребуется около трех месяцев и приблизительно 2,5 млн рублей. Конечно, были в регионах грандиозные проекты и за 4 млн рублей, но мы не призываем партнёров к излишним затратам. Промосоставляющая бизнеса оказалась проще, чем мы думали. Сам по себе факт открытия мужской парикмахерской для города — событие, оно не может не привлечь потенциальных клиентов.
Мы разделили собственную сеть и франчайзинговую на два отдельных и самостоятельных подразделения. Если к своим парикмахерским мы относимся трепетно, даже интимно, то к региональной сети мы используем стратегический и систематический подход. Безусловно, есть взаимная интеграция, ведь франчайзинговая сеть — кладезь полезных идей, которыми мы сразу же делимся с остальными. У партнёров было много интересных находок в рамках промомероприятий, в процессе управления персоналом и в клиентском сервисе. Та же косметика — порой партнёры находят новый интересный бренд.
В России ещё огромный потенциал для развития, особенно в малых городах, поэтому мы адаптируем модель под города с населением до 250 000 человек. Ну и, конечно, нам не даёт покоя стремление выйти за пределы континента.
Double B
Первая кофейня Double B открылась в мае 2013 года в Москве. На сегодняшний день у сети более 35 точек не только в России, но и в Европе: в Чехии и в Казахстане.
Паушальный взнос: 1 млн рублей.
Роялти: 2%.
Анна Цфасман Сооснователь сети кофеен Double B
Когда мы открывали первую точку, сами до конца не понимали, какой именно она должна быть, но постепенно формат сложился. Люди приходили к нам за хорошим кофе и особой атмосферой — в какой-то момент они стали пытаться бронировать подоконники, и мы поняли, что нужно расширяться. Параллельно с открытием второй собственной точки мы начали работать по франшизе.
У нас уже был опыт работы над франшизами в сети «Кофеин» и «Хлеб и молоко», так что наше решение развивать партнёрскую сеть было совершенно осознанным. Мы решили, что будем развиваться и самостоятельно, и по франшизе. С одной стороны, я не хотела иметь компанию, в которой не буду понимать, что вообще происходит в нашем бизнесе, а с другой стороны, мне хотелось расти быстрее. Поэтому сейчас у нас восемь своих кафе, а остальные — часть нашей франчайзинговой сети. Мы планируем дальше расширяться в регионы, потому что нам, занимающимся кофейной культурой, хочется нести туда кофе высокого уровня.
Некоторые люди, запуская свой бизнес, хотят всюду сэкономить. У нас к этому другой подход — когда ты планируешь делать что-то в долгосрочной перспективе, то надо делать не просто хорошо, а нужно делать лучшее из того, что ты можешь. Полная стоимость одной точки с ремонтом и обучением персонала по франшизе у нас составит около 4,5 млн рублей.
В нашей стране есть парадигма, которую трудно вытравить из голов людей: «Франшиза — это всегда хуже, чем свои точки». Для меня это принципиально не так. Это не «чужой бизнес», которому ты просто помогаешь, а взвешенная командная работа. С нашими франчайзи мы всё делаем вместе: оцениваем место для открытия новой точки, обучаем персонал и владельцев франшиз по единой программе, составляем финансовые планы и т. д. Какая разница, кто вложил деньги в конкретную кофейню, важно, как она управляется и как она развивается. Раз в неделю мы лично все кофейни проверяем по полной программе. У нас даже есть отдельный человек в компании, должностная обязанность которого — следить за тем, чтобы наши бариста становились лучше. У нас есть свой тренинг-центр, через который проходят все бариста: без экзамена мы оттуда никого не выпускаем. В регионах нам, конечно, тяжелее контролировать качество, но мы всё равно это делаем — ездим, проверяем.
У нас невысокий роялти — 2% при среднем показателе по отрасли в 7–9%. Всё потому, что нам хочется, чтобы наши франчайзеры зарабатывали больше, потому что они вкладывают в развитие кофейной индустрии. Мы ищем себе партнёров-единомышленников, нам очень важно, чтобы они понимали нашу общую миссию и так же горели идеей, как и мы. Поэтому франшизу мы никак не рекламировали — люди находили нас сами. Есть ценный совет — всё оформляйте на бумаге, любые устные договорённости, какой бы ни был человек и какой бы у вас ни был положительный прошлый опыт.